Тему для статьи все равно можно найти, и в данной главе рассказывается, как это сделать.
Во-первых, следует отойти от традиционного понимания журналистами новостей как поиска ответа на вопрос «Что?». Помимо журналистики «Что?» есть еще журналистика «Как?» и журналистика «Почему?». И если журналистика «Что?» зациклена на новых событиях, то журналистика «Как?» ищет подробности уже известных событий, а журналистика «Почему?» - их причины. Информация о новых подробностях или о новых причинах событий - это тоже новости, только здесь мы не объявляем о событии, про которое еще никто не знает, а предлагаем новое понимание этого события. Журналистика «Как?» и журналистика «Почему?» более сложны по сравнению с журналистикой «Что?», однако написанные такими способами материалы могут быть гораздо более интересными, нежели простое информирование о событиях.
Во-вторых, найти тему для статьи можно через вопросы, которые журналист сам себе задает и потом ищет на них ответ. Затем из этих ответов складывается статья. Несколько «вопросных» методов описал немецкий медиаконсультант Йенс-Уве Мейер (Jens-Uwe Meyer)[14]. Самым простым из них является метод «пяти минут», когда журналист выбирает явление, о котором хочет написать, а затем задает себе следующие вопросы:
• Какие ассоциации вызывает у меня это явление?
• Что лично я по этому поводу пережил, видел, слышал?
• Что я об этом явлении не знаю?
• Какие клише существуют по поводу этого явления в массовом сознании?
• Что про это явление сказали бы мои соседи, знакомые?
При наличии времени можно воспользоваться ТАВ-методом. Аббревиатура ТАВ расшифровывается как «Тема, Ассоциации, Вопросы». Тема - это некое ключевое понятие. Его пишут в центре листа бумаги и обводят в круг. Затем в маленькие кружочки вокруг этого понятия вписывают ассоциации - все, что приходит в голову. Когда подбор ассоциаций окончен, журналист начинает придумывать вопросы к ним. Например, темой выбрана новая технология мобильной связи. Ассоциация - могила для финансовых вложений, которые никогда не принесут прибыли. Вопросы: Как долго будет окупаться разработка этой технологии? Как эту технологию воспримут клиенты?
Еще один метод основан на использовании вопросов «смены вида», «перемещения во времени», «глубинных» и «спекулятивных».
Вопросы «смены вида»:
• Как выглядит тема с другой стороны?
• Как можно по-иному эту тему сформулировать?
• Как другие люди вели себя при аналогичной проблеме?
• Чего участники не должны делать ни в коем случае?
Вопросы «перемещения во времени»:
• Когда проявилась проблема?
• В чем она раньше выражалась?
• Как пытались решить проблему раньше?
• Какое воздействие может оказать эта проблема на будущее?
«Глубинные» вопросы:
• Почему это так?
• Каких проблем это касается?
• Какие мотивы были у действующих лиц?
• Какие возможности существуют для разрешения ситуации?
«Спекулятивные» вопросы - это вопросы о возможностях, например:
• Что было бы, если бы...
Американская журналистка Джеки Банажински (Jacqui Banaszynski) описала метод «шести дорожек», которые условно названы профиль, объяснение, тренд, расследование, повествование и описание. В этих «дорожках» сгруппированы соответствующие вопросы.
1. Профиль - это люди, стоящие за событием. Кто они? Кто главный герой? Например, при подготовке статьи о силиконовых имплантатах можно попробовать найти женщину, которая винит имплантаты в проблемах со здоровьем.
2. Объяснение - это предыстория события. Кто изобрел силиконовые имплантаты? Как они стали популярными? Какие расстройства здоровья они вызывают?
3. Тренд - это событие в целом. Как развивалась пластическая хирургия? Как она еще может развиться?
4. Расследование - это поиск того, кто на этом делает деньги. Кому происходящее выгодно? Сколько зарабатывают производители силикона? Хирурги? Адвокаты пострадавших от неудачных операций?
5. Повествование - это история с главным героем, сюжетом, завязкой и развязкой. Как сложилась жизнь первой жертвы силикона?
Страница 54 из 83
6. Описание - это день из жизни героев. Что чувствует женщина, страдающая от имплантатов? Что представляет собой операционная? Как проводятся операции? Как производятся имплантаты?[15]
В-третьих, существуют методы, связанные со сменой перспективы. Это «объектный» метод, метод «генерализация и фокусирование» и метод «новая новость для своей целевой аудитории».
«Объектный» метод состоит в рассмотрении события с позиции объекта - того, на кого обращено какое-либо нововведение. Например, изменение схемы движения автотранспорта в городе можно рассмотреть с позиции водителей, изменение законодательства о призыве в армию - с позиции призывников и их семей.
Метод «генерализация и фокусирование» заключается в переходе от частного к общему, а затем от общего к другому связанному с ним частному, которое и будет темой статьи. Например, фирма открывает представительство в другом регионе и направляет туда часть сотрудников, которым придется временно жить вдали от своих семей. Происходящее в фирме - частное, взаимоотношения супругов в семье - общее, и от этого общего переходим к новому частному - как живут семьи, в которых супруги лишь время от времени видятся друг с другом, потому что работают в разных регионах.
Метод «новая новость для своей целевой аудитории» представляет собой изложение старых новостей применительно к какой-либо конкретной ситуации. Например, деловая газета сообщает об ипотечном кризисе в национальном масштабе, а местная газета на основе этой новости готовит статью о том, в какой мере затронул кризис данную местность.
После того как журналист определился с темой, начинается этап сбора информации. Цели сбора информации журналистом, по определению Михаэля Халлера, таковы:
• точно и в деталях представить положение дел в какой-то сфере,
• реконструировать уже случившееся событие,
• выявить участников этого события и их компетенцию,
• выявить предполагаемые причины и возможные последствия события,
• выявить значение события для читателей[17].