СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии (5-9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП составлено на уровень 5-9 класс. УМК В.В. Пасечника. Издательство "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии (5-9 класс)»

Календарно-тематическое планирование

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (35 ч, 1 ч в неделю).


№ урока

Тема урока

Ко-во часов

Дата

план

факт

Введение 7 часов

7



1

Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

1



2

Методы изучения живых организмов.

1



3

Основные царства живой природы. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1



4

Среды обитания.

1



5

Факторы среды обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

1



6

Обобщающий урок.

Экскурсия 1.Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растенийи животных.

Лабораторные и практические работы 1 (о).Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1



7

Стартовая контрольная работа

1



Клеточное строение организмов» (9 часов)

9



8

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).

Лабораторные и практические работы

2.Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними

1



9

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Растительная клетка. Разнообразие растительных клеток.

1



10

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторные и практические работы

4.Приготовление препарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)

1



11

Растительная клетка. Пластиды.

Лабораторные и практические работы

5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид вклетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

1




12


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1



13

Строение и жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

Лабораторные и практические работы

6. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

1



14

Строение и жизнедеятельность: рост, развитие.

1



15

Понятие «ткань». Ткани растений

Лабораторные и практические работы

7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1



16

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение орагнизмов.

1




Царство Бактерии (2 часа)

2



17

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе

1



18

Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

1



Царство Грибы 5 часов

5



19

Отличительные особенности грибов.

1



20

Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лабораторные и практические работы 8.Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1



21

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы 9 Изучение строения плесневых гриба- мукора 10.Строение дрожжей

1



22

Грибы-паразиты.

1



23

Обобщающий урок.

1



Царство Растений 12 часов

10



24

Растения. Ботаника— наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

1



25

Основные группы растений: водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лабораторные и практические работы 11.Изучение строения водорослей

1




26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1



27

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

1



28

Основные группы растений: мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторные и практические работы 12 Изучение внешнего строение мхов (на местных видах).

1




29

Основные группы растений: Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 13.Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)

1



30

Основные группы растений: Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторные и практические работы 14.Изучение строение хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере местных видов)

1



31

Основные группы растений: Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы 15 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

1



32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1



33

Обобщающий урок.

1



34

Урок-повторение «Царства живой природы: Бактерии и Грибы»

1



35

Урок-повторение «Царства живой природы: Растения»

1




Итого: 35 часов

2































Тематическое планирование

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю).


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

14



1


Семя. Строение семени.

Лабораторные и практические работы № 1, 2. Строение семян двудольных и однодольных растений.


1



2



Корень. Виды корней. Корневые системы

Лабораторные практические работы № 3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

1



3

Зоны корня. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок.

Лабораторные практические работы № 4 Корневой чехлик и корневые волоски

1



4

Значение корня. Видоизменение корней.

1



5


Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Почки. Вегетативные и генеративные почки.

Лабораторные практические работы № 5 Строение почек. Расположение почек на стебле

1



6


Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Микроскопическое строение листа. Лабораторные практические работы № 6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

1



7


Микроскопическое строение листа.

Лабораторные практические работы № 7, 8 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.

1



8


Стебель. Строение и значение стебля.

Лабораторные практические работы № 9 Внутреннее строение ветки дерева

1



9



Видоизменение побегов

Лабораторные практические работы № 10 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

1




10


Строение и значение цветка.

Лабораторные практические работы № 11 Изучение строения цветка

1



11


Соцветия

Лабораторные практические работы № 12 Ознакомление с различными видами соцветий

1



12

Строение и значение плода. Многообразие плодов.

Лабораторные практические работы № 13 Ознакомление с сухими и сочными плодами

1



13

Опыление. Виды опыления. Распространение плодов и семян.

1



14

Контрольная работа 1«Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1



Жизнь растений (11 часов)

11



15

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание

1



16

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: воздушное питание (фотосинтез),

1




17

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии дыхание

1




18

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: удаление конечных продуктов обмена веществ. Испарение воды растениями. Листопад

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

1



19


Транспорт веществ. Движения. Передвижение воды и питательных веществ в растении Лабораторные практические работы № 14 Передвижение воды и минеральных веществ в растении

1



20


Рост, развитие и размножение растений. Прорастание семян

Лабораторные практические работы № 15 Определение всхожести семян растений и их посев

1



21

Способы размножения растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений

1



22

Размножение споровых растений

1



23

Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

1



24



Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Лабораторные практические работы № 16 Вегетативное размножение комнатных растений

1



25

Контрольная работа 2 «Жизнь растений»

1



Классификация растений (7 часов)

7



26

Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Жизненные формы растений. Знакомство с классификацией цветковых растений.

1



27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1



28

Класс Двудольные растения. Семейства Пасленовые и Бобовые Лабораторные и практические работы 17 «Определение признаков семейства по внешнему строению растений»

1



29

Класс Двудольные растения. Семейство Сложноцветные

1



30

Класс Однодольные. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Лабораторные практические работы № 18 «Определение растений при помощи определителя»

1



31

Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

1



32

Экскурсии (виртуальная)

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

1



Природные сообщества (3 часа)

3



33

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

1



34

Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия

Природное сообщество и человек.

1




35

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Растительный мир родного края.

1



Итого: 35 часов




















































Тематическое планирование

Биология. Животные. 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю).


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Введение. 2 часа

2



1

Общее знакомство с животными. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1



2

Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

1




Простейшие. 3 часа

2



3

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; колониальные организмы.

1



4

Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

1




Многоклеточные животные 21 часов

Беспозвоночные животные 14 часов.

21



5

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

1



6

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1



7

Тип Плоские черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

1



8

Тип Круглые черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

1



9

Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

1



10

Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Лабораторные практические работы № 1 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

1



11

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;

1



12

Тип Моллюски: биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

1



13

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

1



14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Лабораторные и практические работы №2

Знакомство с разнообразием ракообразных.

1



15

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. . Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

1



16

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

1



17

Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.

Лабораторные и практические работы №3

Изучение представителей отрядов насекомых.

1



18

Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

1



19

Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные»

1




Тип хордовые 17 часов

17



20

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные.

1



21

Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Лабораторные практические работы № 4 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

1



22

Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб.

1



23

Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

1



24

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

1



25

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся.

1



26

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1



27

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Лабораторные практические работы № 5 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

1



28

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.

1



29

Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Экскурсия Изучение многообразия птиц.

1



30

Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

1



31

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих

1



32

Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

1



33

Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных

1



34

Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих Парнокопытные Непарнокопытные. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Многообразие млекопитающих родного края. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

1



35

Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

1



36

Контрольная работа по теме «Тип хордовые»

1




Строение, индивидуальное развитие. Эволюция. 34 часа

34




Эволюция строения и функций органов и их систем.

11 часов

11



37

Покровы тела. Лабораторные и практические работы №6

Изучение особенностей различных покровов тела.

1



38

Опорно-двигательная система.

1



39

Способы передвижения животных. Полости тела.

1



40

Органы дыхания и газообмен.

1



41

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1



42

Кровеносная система. Кровь.

1



43

Органы выделения.

1



44

Нервная система, инстинкт, рефлекс.

1



45

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

1



46

Органы размножения, продления рода.

1



47

Контрольная работа по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1




Индивидуальное развитие животных. 3 часа

3



48

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение.

1



49

Развитие животных с превращением и без превращения.

1



50

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторные и практические работы №7

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

1




Развитие животного мира на Земле. 3 часа

3



51

Доказательства эволюции животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

1



52

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1



53

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1




Закономерности размещения животных на Земле 2 часа

2



54

Ареалы обитания. Миграции.

1



55

Закономерности размещения животных.

1




Биоценозы 4 часа

4



56

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт).

1



57

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1



58

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1



59

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

1




Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 5 часов

5



60

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

1



61

Одомашнивание животных. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

1



62

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга.

1



63

Рациональное использование животных.

1



64

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

1




Повторение и контроль 6 часов

6



65

Урок-повторение «Беспозвоночные животных»

1



66

Урок-повторение «Рыбы. Земноводные»

1



67

Урок-повторение «Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие»

1



68

Итоговое тестирование за курс биологии «Животные»

1



69

Анализ итогового тестирования

1



70

Урок-повторение. Летние задания

1





Тематическое планирование

Биология. Человек. 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю).


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение (1 час)

1



1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Здоровье и его охрана.

1




Происхождение человека (3 часа)

3



2

Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Систематическое положение человека

1




3

Происхождение современного человека

1



4.

Расы.

1



Строение организма (4 часа)

4



5

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1



6

Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

1



7

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Лабораторная работа№1

«Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей»

1




8

Ткани. Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» «Коленный рефлекс»

1




Опорно-двигательная система (8 часов)

8



9

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Строение костей

Лабораторная работа №3 Микроскопическое строение кости»

1




10

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

1



11

Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

1



12

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Лабораторная работа №4«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

1




13

Работа скелетных мышц и их регуляция

Лабораторная работа №5 «Утомление при статической и динамической работе»

Лабораторная работа №6 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»


1




14

Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Лабораторная работа №7 «Выявление нарушения плоскостопия» (выполняется дома).

Лабораторная работа 8 «Выявление нарушений осанки»

1



15

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1



16

Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

1



Внутренняя среда организма (3 часа)

3



17

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Лабораторная работа №9 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»

1



18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика

1



19

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

1



Кровеносная и лимфатические системы (7 часов)

7



20

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Движение лимфы по сосудам

1



21

Движение крови по сосудам.

1



22

Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Сердечный цикл. Лабораторная работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Лабораторная работа №11 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

1



23

Пульс. Давление крови.

Лабораторная работа №12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Лабораторная работа №13 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления».

1




24

Гигиена сердечно -сосудистой системы. Профилактика сердечно -сосудистых заболеваний.

1



25

Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1



26

Урок-практикум. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях

1



Дыхание (5 часов)


5



27

Значение дыхания. Дыхательная система: строение и функции. Голосообразование.

1



28

Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.

1



29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа№ 14, 15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха», «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

1



30

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме, отравлении угарным газом. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация.

Лабораторная работа№16 «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения»

1

31

Контрольная работа1 по теме: «Кровеносная и дыхательная система»

1

Пищеварение (6 часов).

6

32

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Питание. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении.

1

33

Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа № 17 Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Лабораторная работа № 18 Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

1

34

Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.

1

35

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.

1

36

Регуляция деятельности пищеварительной системы. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.

1

37

Гигиена питания, предотвращение желудочно-

кишечных заболеваний. Доврачебная помощь при

пищевых отравлениях.


1




9. Обмен веществ и энергии ( 4 часа)

4



38

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

1



39.

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.

1




40.

Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторная работа№19«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Лабораторная работа №20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

1




41.

Контрольная работа 2 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

1



Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)

5



42

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

1



43

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Лабораторная работа №21 Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

1



44

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Терморегуляция при разных условиях среды. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Лабораторная работа № 22, 23 Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

1



45

Поддержание температуры тела Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

1



46

Обобщение по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

1



Нервная система (5 часов)

5



47.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Значение нервной системы

1



48.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

1



49

Головной мозг. Лабораторная работа № 24 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Лабораторная работа № 25

Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

1




50

Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Функции переднего мозга

1



51

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Лабораторная работа № 26

Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

1



Анализаторы (5 часов)

5



52

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.

1



53

Зрительный анализатор. Положение и строение

глаз. Оптическая система глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Иллюзии и их коррекция.

Лабораторная работа№ 27 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№ 28 «Поиск слепого пятна»

1



54

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

1



55.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение Лабораторная работа№ 29 Определение остроты слуха

1



56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Влияние экологических факторов на органы чувств.

1



Высшая нервная деятельность (5 часов)

5



57

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина.

1



58

Безусловные и условные рефлексы, их значение. Открытие центрального торможения. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы.

Лабораторная работа №30 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

1



59.

Сон и бодрствование. Стадии сна. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Сновидения.

1



60.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

1



61

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Лабораторная работа №31 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

1



Эндокринная система (3 часа)


3



62

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.

1



63

Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Причины сахарного диабета. Регуляция функций эндокринных желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

1



64

Контрольная работа 3 по темам: «Анализаторы. Нервная и эндокринная системы»

1



Индивидуальное развитие организма (3 часов)

3



65

Половая система: строение и функции.

1



66.

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды..

1



67.

Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

1




Здоровье человека и его охрана (3 часа)

3



68

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1



69

Контрольная работа 4 за курс 8 класса

1



70

Анализ работы. Повторение материала

1























Тематическое планирование

Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю).

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Введение. Биология как наука (3 ч)

3

План

Факт

1

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией.

1



2

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

1



3

Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

1




Молекулярный уровень (10 ч)

10



4

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

1



5

Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы

1



6

Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: липиды

1



7

Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: белки

1



8

Лабораторные и практические работы 1

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

1



9

Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: нуклеиновые кислоты

1



10

Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: АТФ и другие органические соединения.

1



11

Биологические катализаторы.

1



12

Вирусы.

1



13

Контрольная работа № 1 «Молекулярный уровень»

1




Клеточный уровень (14 ч)

14



14

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки.

1



15

Клеточная теория. Основные положения клеточной теории.

1



16

Строение клетки. Функции органоидов клетки. Многообразие клеток.

1



17

Лабораторные и практические работы 2

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

1



18

Прокариоты, эукариоты

1



19

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы.

1



20

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.

1



21

Автотрофы, гетеротрофы.

1



22

Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание.

1



23

Рост, развитие и жизненный цикл клеток.

1



24

Хромосомный набор клетки. Гены.

1



25

Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

1



26

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма.

1



27

Обобщающий урок «Клеточный уровень»

1



28

Контрольная работа № 2 «Клеточный уровень»

1




Организменный уровень (13 ч)

13



29

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.

1



30

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое размножение.

1



31

Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

1



32

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1



33

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Генотип и фенотип.

1



34

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

1



35

Анализирующее скрещивание.

Лабораторные и практические работы 3

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

1



36

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1



37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Лабораторные и практические работы 4

Составление родословных

1



38

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст хромосом.

1



39

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Лабораторные и практические работы 5

«Изучение изменчивости организмов»

1



40

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

1



41

Контрольная работа № 3 «Организменный уровень».

1




Популяционно-видовой уровень (8 ч)

8



42

Искусственный отбор. Селекция. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

1



43

Образование видов— микроэволюция. Вид, признаки вида, критерии вида.

1



44

Лабораторные и практические работы 6

Изучение морфологического критерия вида.

1



45

Структура вида. Вид как основная систематическая категория живого. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1



46

Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции.

1



47

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

1



48

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных Виртуальная экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

1



49

Приспособленность и её относительность. Макроэволюция..

1




Экосистемный уровень (6 ч)

6



50

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Лабораторные и практические работы 7

Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания

1



51

Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Естественная экосистема (биогеоценоз). Структура экосистемы.

Лабораторные и практические работы 8

Строение растений в связи с условиями жизни

Лабораторные и практические работы 9

Описание экологической ниши организма.

1



52

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.

1



53

Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.

Лабораторные и практические работы 10

Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума.

Лабораторные и практические работы 11

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

1



54

Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах Экологическая сукцессия.

1



55

Контрольная работа № 4 «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень»

1




Биосферный уровень (13 ч)

13



56


Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере..

1



57

Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.

1



58

Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1



59

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1



60

Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

1



61

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1



62

Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

1



63


Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта.

1



64

Итоговая контрольная работа

1



65

Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке».

1



66

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

1



67

Экскурсия «В краеведческий музей и на Печищинский геологический разрез»

Лабораторные и практические работы 12

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

1



68

Обобщение всего курса. Подведение итогов

1