№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Дата |
план | факт |
| Биология как комплекс наук о живой природе 4 часа | 4 | | |
1 | Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. | 1 | | |
2 | Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. | 1 | | |
3 | Биологические системы как предмет изучения биологии. Биологические системы разных уровней организации. | 1 | | |
4 | Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. | 1 | | |
| Структурные и функциональные основы жизни | 40 | | |
5 | Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. | 1 | | |
6 | Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. | 1 | | |
7 | Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. | 1 | | |
8 | Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Белки: состав и строение. | 1 | | |
9 | Функции белков. Механизм действия ферментов. Лабораторная работа № 1 «Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках». | 1 | | |
10 | Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. | 1 | | |
11 | Липиды. Функции липидов. | 1 | | |
12 | Лабораторная работа № 2 «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» | 1 | | |
13 | Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. | 1 | | |
14 | АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. | 1 | | |
15 | Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. | 1 | | |
16 | Лабораторная работа № 3 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | | |
17 | Цитоплазма. Одномембранные органоиды | 1 | | |
18 | Лабораторная работа № 4 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | 1 | | |
19 | Двумембранные органоиды (полуавтономные органоиды) | 1 | | |
20 | Немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. | 1 | | |
21 | Ядро. Строение и функции хромосом. | 1 | | |
22 | Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот. | 1 | | |
23 | Контрольная работа № 1 «Цитология- наука о клетке. Химический состав клетки. Строение и функции клетки» | 1 | | |
24 | Клеточный метаболизм. | 1 | | |
25 | Ферментативный характер реакций обмена веществ. | 1 | | |
26 | Лабораторная работа № 5 «Изучение каталитической активности ферментов на примере амилазы» | 1 | | |
27 | Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. | 1 | | |
28 | Хемосинтез. | 1 | | |
29 | Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. | 1 | | |
30 | Автотрофы и гетеротрофы. | 1 | | |
31 | Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. | 1 | | |
32 | Реакции матричного синтеза. Матричный синтез ДНК | 1 | | |
33 | Биосинтез белка | 1 | | |
34 | Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ. | 1 | | |
35 | Зачет по теме «Обмен веществ и превращение энергии» | 1 | | |
36 | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Соматические и половые клетки. | 1 | | |
37 | Матричный синтез ДНК | 1 | | |
38 | Хромосомы. Хромосомный набор клетки. | 1 | | |
39 | Митоз, значение митоза, фазы митоза. | 1 | | |
40 | Лабораторная работа № 6 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах» | 1 | | |
41 | Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. | 1 | | |
42 | Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. | 1 | | |
43 | Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. | 1 | | |
44 | Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки. | 1 | | |
45 | Контрольная работа № 2 «Метаболизм. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз» | | | |
| Организм | 61 | | |
46 | Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. | 1 | | |
47 | Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. | 1 | | |
48 | Опора тела организмов. Скелет | 1 | | |
49 | Основные процессы, происходящие в организме: движение. | 1 | | |
50 | Скелетная мускулатура | 1 | | |
51 | Основные процессы, происходящие в организме: питание. Питание растений | 1 | | |
52 | Основные процессы, происходящие в организме: питание. Питание животных | 1 | | |
53 | Основные процессы, происходящие в организме: дыхание | 1 | | |
54 | Основные процессы, происходящие в организме: транспорт веществ. Растения. | 1 | | |
55 | Основные процессы, происходящие в организме: транспорт веществ. Животные | 1 | | |
56 | Основные процессы, происходящие в организме: выделение | 1 | | |
57 | Защита организмов | 1 | | |
58 | Основные процессы, происходящие в организме: раздражимость. | 1 | | |
59 | Основные процессы, происходящие в организме: регуляция у организмов. | 1 | | |
60 | Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. | 1 | | |
61 | Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение | 1 | | |
62 | Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. | 1 | | |
63 | Гаметогенез у животных и растений | 1 | | |
64 | Половые клетки | 1 | | |
65 | Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. | 1 | | |
66 | Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. | 1 | | |
67 | Рост и развитие животных. Жизненные циклы разных групп организмов. | 1 | | |
68 | Жизненные циклы разных групп организмов: растения | 1 | | |
69 | Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. | 1 | | |
70 | Контрольная работа № 3 «Строение и функции организмов» | 1 | | |
71 | История возникновения и развития генетики, методы генетики. | 1 | | |
72 | Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики | 1 | | |
73 | Первый и второй законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. | 1 | | |
74 | Лабораторная работа № 7. «Составление элементарных схем скрещивания». | 1 | | |
75 | Полное и неполное доминирование | 1 | | |
76 | Урок решения генетических задач. | 1 | | |
77 | Дигибридное скрещивание | 1 | | |
78 | Урок решения генетических задач. | 1 | | |
79 | Анализирующее скрещивание. | 1 | | |
80 | Урок решения генетических задач. | 1 | | |
81 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. | 1 | | |
82 | Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование. | 1 | | |
83 | Определение пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | | |
84 | Лабораторная работа № 8 «Решение генетических задач». | 1 | | |
85 | Взаимодействие аллельных генов. Плейотропное действие генов. Множественный аллелизм. Кодоминирование. | 1 | | |
86 | Взаимодействие аллельных генов. Комплементарность. | 1 | | |
87 | Взаимодействие аллельных генов. Эпистаз: доминантный и рецессивный | 1 | | |
88 | Взаимодействие аллельных генов. Полимерия | 1 | | |
89 | Зачет по теме «Решение генетических задач» | 1 | | |
90 | Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Лабораторная работа № 9 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | | |
91 | Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. | 1 | | |
92 | Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. | 1 | | |
93 | Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика. | 1 | | |
94 | Генетика человека, методы изучения генетики человека. Лабораторная работа № 10 «Составление и анализ родословных человека» | 1 | | |
95 | Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. | 1 | | |
96 | Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. | 1 | | |
97 | Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. | 1 | | |
98 | Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез | 1 | | |
99 | Достижения селекции России и Татарстана | 1 | | |
100 | Расширение генетического разнообразия селекционного материала: клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия | 1 | | |
101 | Биобезопасность. | 1 | | |
102 | Обобщающий урок «Строение и функции организма» | 1 | | |
103 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | 1 | | |
104 | Урок- повторение «Химический состав и строение клетки». Работа с заданиями ЕГЭ | 1 | | |
105 | Урок- повторение «Метаболизм». Работа с заданиями ЕГЭ Урок- повторение «Наследственность и изменчивость». Работа с заданиями ЕГЭ | 1 | | |
| ИТОГО | 105 | | |