Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. 1. Притча о султане.( Приложение № 1) | Подготовка класса к работе. Ученики стараются верно сформулировать ответ на вопрос учителя. | Самоопределение (Л). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует работу с таблицей. Ребята, перед вами названия тем и проблем. При помощи стрелок вы должны показать, какая тема соответствует данным проблемам). | Выполняют задание. Работают в парах. | Планирование учебного сотрудничества (К). Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические). |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). | Создает проблемную ситуацию. Перед вами текст, принадлежащий перу К. Паустовского. Прочитайте его и попытайтесь определить, какая из отмеченных вами тем соответствует этому тексту? | Ставят цели, формулируют тему урока. | Целеполагание (Р). Постановка вопросов (К). Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.). Формулирование проблемы (П – лог.). |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Выполняем работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме. Нацеливает на осознание основных аргументов текста. | Работают Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). Работают с текстом. . | Планирование (Р). Прогнозирование (Р). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К). |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правила о четвертой категории рода – общий род. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение - что помогло вам найти аргументы, данные автором в тексте? - что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с жизненными ситуациями и аналогом из других художественных произведений? Учитель организует гимнастику для глаз и пальцев. | Работают в парах и группах. Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы. Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы. Используют клише ( приложение № 3) и алгоритм написания сочинения. ( приложение №2) | Действие по аналогии (П). Контроль (Р). Оценка (Р). Коррекция (Р). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.). Управление поведением партнера (К). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Организует деятельность по применению новых знаний - сформулируйте позицию автора - сопоставьте её со своей позицией - опять же вам придётся это аргументировать | - Оформляют всё проанализированное Письменно. - пользуются образцами и клише - обмениваясь написанным корректируют и проверяют работы друг друга. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Самоопределение (Л). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся: составить синквейн по той проблеме текста. Старость Нежданная, внезапная, Расстраивает, угнетает, изменяет Это этап жизни никогда не радующий Конец пути. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: • Какую цель ставили? • Удалось достичь поставленной цели? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Где можно применить новые знания? | Умение выражать свои мысли (К). Рефлексия (П). Смыслообразование (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |