6
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии, для 1 класса соответствует требованиям п.19.5 ФГОС НОО, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России «Технология» автора Лутцевой Е.А.. М.: Просвещение, 2016
Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Технология» отведено 33 часа (1 час в неделю ), 33 учебных недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь взрослых и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя; бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя изготавливать предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
при помощи учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
при помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, при помощи учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
при помощи учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире;
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий;
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
при помощи учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
В итоге освоения программы учащиеся должны иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребёнка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источника его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
знать:
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- какое соединение деталей называют неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей). Их свойства и названия – на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и её варианты;
- названия и назначения ручных инструментов, правила работы с ними;
уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции приёмы по изготовлению несложных изделий;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты;
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
при помощи учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие
Содержание учебного предмета
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
Элементы материаловедения. Материалы, из которых сделаны окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, картон, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасса, песок, ткань и др. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы. Их свойства: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Разнообразие тканей, их использование. Основные свойства: толщина, прочность, эластичность.
Инструменты и приспособления. Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека. Их функциональное назначение, устройство. Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Организация рабочего места при работе с разными материалами. (Пластические, бумага, ткань.) Эстетика рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов, инструментов, приспособлений.
Основы конструкторских знаний и умений. Деталь как составная часть изделий. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.
Основы технологических знаний и умений. Унифицированные технологические операции: разметка, разделение заготовки на части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, приемы.
Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). Использование предметной инструкции. Экономная разметка материала.
Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.
Формообразование детали сгибанием.
Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).
Отделка (изделия, деталей) росписью, аппликацией, прямой строчкой,
Сушка плоских изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Профессии людей из ближайшего окружения ребенка.
Человек в окружающем мире
Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Созидающая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Мастер и мастерство.
Деятельность учащихся по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим, животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности.
Календарно- тематическое планирование ( 33часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Природная мастерская (11 ч.) |
1 | Что ты видишь вокруг?Рукотворный и природный мир города. | 1 | |
2 | Рукотворный и природный мир села. | 1 | |
3 | На земле, на воде и в воздухе. | 1 | |
4 | Природа и творчество. Природные материалы. | 1 | |
5 | Листья и фантазии. | 1 | |
6 | Семена и фантазии. | 1 | |
7 | Веточки и фантазии. | 1 | |
8 | Фантазии из шишек и желудей. | 1 | |
9 | Что такое композиция? Композиция из листьев «Бабочка». | 1 | |
10 | Что такое орнамент? Орнамент из листьев. | 1 | |
11 | Природные материалы. Как их соединить? | 1 | |
Пластилиновая мастерская ( 4ч.) |
12 | Что может пластилин? Узоры из жгутиков. | 1 | |
13 | В мастерской кондитера. «Печенье и пирожное». | 1 | |
14 | В море. Морские обитатели. | 1 | |
15 | Аквариум. | 1 | |
Бумажная мастерская (13ч.) |
16 | В мастерской Деда Мороза и Снегурочки. Ёлочные игрушки из полосок бумаги. | 1 | |
17 | Бумага. Какие у неё есть свойства? | 1 | |
18 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | |
19 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | |
20 | Оригами.Обитатели пруда. Как изготовить аппликацию? | 1 | |
21 | «Наша армия родная». Оригами «Корабль». | 1 | |
22 | Секреты ножниц. Резаная мозаика. | 1 | |
23 | Весенний праздник. Подарок-портрет. | 1 | |
24 | Шаблон. Для чего он нужен? Аппликация «Цветы». | 1 | |
25 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | |
26 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | |
27 | Весна. Какие краски у весны? « Подснежник и тюльпан». | 1 | |
28 | Праздники весны и традиции. « Праздничное яйцо». | 1 | |
Текстильная мастерская (5ч.) |
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? Учимся завязывать узелок. | 1 | |
30 | Игла-труженица.Строчка прямого стежка. | 1 | |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Салфетка. | 1 | |
33 | Что узнали? Чему научились? Обобщающий урок. | 1 | |
| Итого: | 33ч. | |
Учебно-методическое обеспечение
Лутцева Е.А.,Зуева Т.П. «Технология». 1класс. Учебник для общеобраз.организаций.- М.:Просвещение,2017. Лутцева Е.А.,Зуева Т.П. «Рабочая тетрадь.Технология».1клас.Учебное пособие для общеобраз.организ-й. -М.:Просвеще-ние,2015. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. «Технология.» 1класс. Методическое пособие с поурочными разработками .-М.:Просвещение,2014.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |