по учебному предмету «Русская литература» для Х класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
(базовый уровень), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь
№ уро ка | Дата | Раздел Тема урока | Кол-во ча сов |
1 | 2 | 3 | 4 |
I четверть |
Расцвет реализма в литературе XIX века Введение (1 ч) |
1 | 07.09 | Введение. Повторение. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…», В.М. Шукшин «Обида», В.Г. Распутин «Пожар», А.Азимов «Двухсотлетний человек» | 1 |
2 | 14.09 | Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Очерк жизни и творчества с опорой на ранее изученное | 7 1 |
3 | 21.09 | Своеобразие жанра, композиции. Смысл названия. Авторский голос в поэме | 1 |
4,5 | 28.09 05.10 | Галерея «мертвых душ», художественные приемы их изображения | 2 |
6 | 19.10 | Новый герой эпохи – Чичиков | 1 |
7 | 19.10 | Обобщающее значение образов помещиков и чиновников. Гоголевские типы | 1 |
8 | 26.10 | Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине», ее роль в композиции и идейном содержании произведения. Раздумья писателя о судьбах Родины и народа | 1 |
| | II четверть | |
| | Литература второй половины XIX в. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
9 | | Литература второй половины XIX в. Общественно-исторические условия развития русской литературы во второй половине XIX в. Утверждение реализма в литературе. Поиски нового героя в литературе 1850–60-х гг. | 1 |
10 | | А. Н. Островский. «Гроза». Очерк жизни и творчества. А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Непреходящая актуальность его «пьес жизни» | 3 1 |
11 | | «Гроза». История создания. Язык драмы (речь, монолог и мизансцена, реплика, ремарка). Образ города Калинова | 1 |
12 | | Мастерство А. Н. Островского в создании характеров Кабанихи, Дикого, Тихона. Образ Катерины. | 1 |
13 | | Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «Silentium!». Очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирике. Тонкость и психологическая глубина в раскрытии человеческих переживаний | 2 1 |
14 | | Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Она сидела на полу...».. Тема России. Любовная лирика | 1 |
15 | | А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Шепот, робкое дыханье...», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Я тебе ничего не скажу...», «Это утро, радость эта...». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. | 2 1 |
III четверть |
16 | | Изобразительность и музыкальность поэзии А. А. Фета. Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета | 1 |
17 | | И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества с опорой на ранее изученное. Сюжет и композиция романа. Нигилизм и нигилисты | 5 1 |
18 | | Базаров – герой своего времени. Место персонажа в системе действующих лиц; «поединок» с аристократами | 1 |
19 | | Отношение Базарова к природе, любви, искусству, религии | 1 |
20 | | И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Одинцова | 1 |
21 | | Проблема отцов и детей. Развенчание теории жизнью | 1 |
22 | | Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети» | 1 |
23 | | Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (Пролог первой части, «Крестьянка», «Пир на весь мир»). Очерк жизни и творчества с опорой на ранее изученное. Поэма о смысле жизни, народной судьбе. Жанрово-композиционное своеобразие | 3 1 |
24 | | Многообразие крестьянских типов | 1 |
25 | | Образы помещиков. Фольклорная основа произведения | 1 |
26 | | Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. «Преступление и наказание» как социальный и философско-психологический роман. | 5 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
27 | | Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе. | 1 |
28 | | Антигуманный смысл теории Раскольникова | 1 |
29 | | Система персонажей (Свидригайлов, Лужин, Мармеладов и др.) | 1 |
30 | | Образ Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе | 1 |
31 | | Л. Н. Толстой. «Война и мир» (избранные главы от первого тома до эпилога). Очерк жизни и творчества с опорой на ранее изученное | 14 1 |
32 | | «Война и мир» – роман-эпопея. Авторский замысел, история создания. Своеобразие композиции. Смысл названия | 1 |
33 | | «Мысль семейная» в романе | 1 |
34,35 | | Изображение войны в эпопее (Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения) | 2 |
36 | | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона | 1 |
37 | | «Мысль народная» в романе | 1 |
IV четверть |
38,39 | | Духовные искания Андрея Болконского | 2 |
40,41 | | Духовные искания Пьера Безухова | 2 |
42 | | Образ Наташи Ростовой | 1 |
43 | | Жанр романа-эпопеи. «Диалектика души» как принцип изображения внутренней жизни героев | 1 |
44 | | Творчество Л. Н. Толстого как одна из вершин реализма в русской литературе, мировое значение его произведений | 1 |
45 | | А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Вишневый сад». Очерк жизни и творчества с опорой на ранее изученное | 5 1 |
46 | | Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 |
47 | | «Человек в футляре». Сатирическое обличение человеческих пороков в рассказе | 1 |
48 | | «Попрыгунья». Тема любви в рассказе. Лиризм повествования | 1 |
49 | | «Вишневый сад». А. П. Чехов – основоположник «новой драмы». Система образов. Символика названия | 1 |
50 | | Проблема поколений. М. Богданович, Я. Брыль о Чехове | 1 |
Из зарубежной литературы |
51 | | О. де Бальзак «Гобсек». О. де Бальзак – великий французский писатель-реалист | 2 1 |
52 | | Проблема нравственной стойкости человека. Мастерство портрета. Художественная значимость деталей. | 1 |
Повторение (1 ч) |
53 | | Повторение. Особенности развития русской лит. в XIX веке | 1 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе ________________ Ревинская О.И. ________________ 2020г. |