СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков музыки - 5 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по музыке для 5 класса    включает в себя    характеристику основных видов деятельности обучающихся и формируемые на уроке УУД.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков музыки - 5 класс.»


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ




МУЗЫКА


5 КЛАСС


34 часа



Учитель: Нафанаилов Н. В.


2016 – 2017 учебный год


Календарно-тематическое планирование

МУЗЫКА 5 КЛАСС





Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов)

1


Что роднит музыку с литературой

Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Работа с разными источниками информации.

Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.


2


Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10)

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями.

3


Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Чувство гордости за Россию и российский народ.

4


Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…


Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Передавать свои впечатления в узкой форме

Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

5


Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»



Послушать «Кикимору» А.Лядова.Прочитать волшебную сказку,подобрать к ней музыкальный ряд.

Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Обогашение индивидуального музыкального опыта.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости.

принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

6


Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью.

Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

7


Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского.

Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении.

Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки

8


Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.

прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.


9


Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки

10


«Гармонии задумчивый поэт».

Ф.Шопен

Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов.

Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру

11


«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»


Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта.

Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.

Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

12


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера


Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки.

Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко»

Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)


Выявлять характерные особенности оперы.

Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

выполнения, саморегуляция

13


Второе путешествие в музыкальный театр. Балет



Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица»

Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Выявлять характерные особенности балета.

Структуировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

корректировать результаты своей исполнительской деятельности.


14


Музыка в театре, кино, на телевидении

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,

кино, телепередачи .

Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.


15


Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера,

Выявлять характерные особенности мюзикла.

Формировать уважение к различным музыкальным произведениям.

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

16


Мир композитора

Научиться понимать мировоззрение композитора.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.


Формировать уважение к личности композитора.

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.



Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”-18ч.

17


Что роднит музыку с изобразительным искусством

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.



Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.

Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.


18


Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Адекватно оценивать явления музыкальной культуры;

эмоционально выражать свои впечатления о музыке

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.


19


Звать через прошлое к настоящему


Найдите в Интернете

Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские»

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

20


Звать через прошлое к настоящему

Кантата

«Александр Невский».

Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе.

«Ледовое побоище». «После побоища».

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

21


Музыкальная живопись и живописная музыка


Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины?

«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

формировать уважение к природе.


проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

22


Выразительные возможности музыки и живописи


Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Формировать уважение к личности композитора.


Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

23



Колокольность в музыке и изобразительном искусстве


Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».

Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.

«Весть святого торжества».


Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

24


Портрет в музыке и изобразительном искусстве


Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок».

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.


25



Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.


Формировать уважение к личности дирижёра.


26


Образы борьбы и победы в искусстве



Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое».

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Формировать уважение к личности композитора.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.


27


Застывшая музыка


Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».

Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Формирование и уважение к различным видам искусства.

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

28


Полифония в музыке и живописи

Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?

Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Формировать уважение к личности композитора.

Прогнозировать содержание песни по её названию и жанру

29


Музыка на мольберте




Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.


30


Импрессионизм в музыке и живописи

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрос.

Формирование и уважение к личности композитора.


31


О подвигах, о доблести, о славе...

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

32



В каждой мимолетности вижу я миры...


Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта».

Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Формирование и уважение к личности композиторов.


33


Мир композитора. С веком наравне

Научатся понимать мировоззрение композитора.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

34



С веком

наравне

Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся.

Обобщение музыкальных представлений обучающихся.

осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование любви к музыке как к одному видов искусства.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями




СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: зам. директора по УР на заседании МО учителей

МБОУ СОШ №7 естественнонаучного цикла с. Марьины Колодцы протокол № ___ от «___» ______________ 2015 г.

______ Н.Ю. Бурлуцкая _________________ Т. Н. Кораблёва