РУССКИЙ ЯЗЫК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Цели обучения:
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствующего социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в 1-4 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для начальной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание учебного предмета.
Раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Знаки препинания в конце предложений. Различие предложений по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные).Типы текста: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут). Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание букво-сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу,чк,чн,щн. Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И. Две функции букв Е, Ё, Ю, Я. Правила деления слов на слоги и переноса слов. Ударение и ударный слог. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание непроверяемых безударных гласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Непарные по звонкости-глухости согласные и способы их проверки. Слова с удвоенными согласными и их перенос. Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Имена собственные и нарицательные. Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Роль слов-синонимов в речи. Устойчивые сочетания слов и тематические группы.
Раздел «Состав слова». Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание. Употребление разделительного твёрдого и мягкого знака.
Раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол,предлог, правописание предлогов и приставок. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория числа имени существительного. Изменение глаголов по числам и по временам. Число имени прилагательного. Правописание предлогов. Способы разграничения предлога и приставки.
Раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженноймысли и в устной речиинтонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но; Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Главные и второстепенные члены предложения. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему грамотная их запись (общее знакомство)?Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Учащийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Учащийся получит возможность:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Личностные:
Учащийся научится:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- помочь Ване и Ане корректно вести диалог;
-творчески относиться к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения;
-вызывать добрые чувства;
-проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки;
-проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно определять мотивацию учения;
- осознавать значение смысла учения;
- делать самостоятельно выводы;
- воспитать уважительное отношение к языку и его традициям ;
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;
- самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения русского языка;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
- самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
- подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;
- позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.
Познавательные
Учащийся научится:
— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;
— проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
— выполнять обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия.
— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.
Учащийся получит возможность научиться:
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении русского языка;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы , выполняя различные роли в группе;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
— формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;
— понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;
– согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
– приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- формировать первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- овладевать первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- понимать слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции язык
Универсальные учебные действия
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) |
Тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | Формы контроля |
Всего | Из них практических |
1 | «Мир общения». | 17 | 1 | Контрольный диктант |
2 | «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | 67 | 9 | Контрольный диктант, изложение, контрольное списывание |
3 | «Слово и его значение». | 21 | 1 | контрольная работа |
4 | «Состав слова». | 16 | 1 | Контрольный диктант |
5 | «Части речи». | 31 | 3 | Контрольный диктант, изложение |
6 | «Предложение. Текст». | 11 | 1 | контрольная работа |
7 | «Обобщение знаний». | 4 | 1 | Контрольный диктант |
| Итого | 167 | 17 | |
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку
в 2 классе УМК «Перспектива»
по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, 2017
170 часов (5 часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 четверть (40 часов) |
1 | Мир общения. Собеседники. | 1 | | |
2 | Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи. | 1 | | |
3 | Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Понятие орфограммы. | 1 | | |
4 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Слова с непроверяемым написанием. | 1 | | |
5 | Слово и предложение. Оформление предложения на письме. | 1 | | |
6 | Оформление предложения на письме. | 1 | | |
7 | Административная (входящая) контрольная работа | 1 | | |
8 | Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. Работа над ошибками. | 1 | | |
9 | Интонация предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | | |
10 | Основные свойства текста. Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | | |
11 | Логическая последовательность предложений в тексте. | 1 | | |
12 | Типы текстов. | 1 | | |
13 | Типы текстов. Алгоритм определения текста. | 1 | | |
14 | Главный помощник в общении – родной язык. Богатства языка. | 1 | | |
15 | Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа. Тема: «Мир общения» | 1 | | |
16 | Обучающее изложение по вопросам | 1 | | |
17 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | | |
18 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | | |
19 | Алфавит. Роль алфавита. | 1 | | |
20 | Алфавит. Роль гласных и согласных звуков в речи. | 1 | | |
21 | Гласные и согласные звуки. Отличие гласного звука от согласного. | 1 | | |
22 | Правописание безударных гласных, парных согласных. | 1 | | |
23 | Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных, парных согласных. | 1 | | |
24 | Звук [й ] и буква Й. Перенос слов с буквой Й в середине слова. | 1 | | |
25 | Обучающее изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи» | 1 | | |
26 | Анализ изложений и работа над ошибками. Звук [э] и буква э. Написание слов с буквой э. | 1 | | |
27 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | | | |
28 | Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков на письме. | 1 | | |
29 | Всероссийская проверочная работа | 1 | | |
30 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | |
31 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. | 1 | | |
32 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Закрепление. | 1 | | |
33 | Две функции гласных букв е, ё, и, ю, я. | 1 | | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданиям по итогам 1 четверти | 1 | | |
35 | Анализ контрольной работы. Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. | 1 | | |
36 | Закрепление по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». Повторение изученных орфограмм. | 1 | | |
37 | Шипящие согласные звуки | 1 | | |
38 | Проверочное списывание с грамматическим заданием. | 1 | | |
39 | Анализ проверочной работы. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, -чк, -чн, -щн | 1 | | |
40 | Правописание слов с сочетаниями жи - ши | 1 | | |
2 четверть(40 ч) |
41 | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Речевой этикет. | 1 | | |
42 | Шипящие согласные звуки. Составление текста по опорным словам. | 1 | | |
43 | Правописание буквосочетаний –чк, -чн, -щн. | 1 | | |
44 | Правила деления слов на слоги. | 1 | | |
45 | Правила деления слов на слоги. | 1 | | |
46 | Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу –щу, -чк, -чн, -щн». | 1 | | |
47 | Анализ проверочного диктанта. Правила деления слов на слоги. | 1 | | |
48 | Слог. Перенос слов. | 1 | | |
49 | Проверочная работа «Слог. Перенос слов». | 1 | | |
50 | Ударение. Смыслоразличительная функция ударения на примере слов – омографов. | 1 | | |
51 | Ударение. Ударный слог. | 1 | | |
52 | Упражнение в постановке ударения. | 1 | | |
53 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме | 1 | | |
54 | Способы проверки слов с безударной гласной. | 1 | | |
55 | Родственные слова. | 1 | | |
56 | Смысловая связь в родственных словах. | 1 | | |
57 | Правописание безударных гласных. | 1 | | |
58 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Орфографический словарь. | 1 | | |
59 | Написание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 1 | | |
60 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1 | | |
61 | Упражнения в написании слов с двумя безударными гласными. | 1 | | |
62 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные. Их обозначение на письме». | 1 | | |
63 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | | |
64 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | 1 | | |
65 | Парные согласные звуки. Закрепление умения проверять согласные в конце слова. | 1 | | |
66 | Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. Разные способы подбора проверочных слов. | 1 | | |
67 | Непарные согласные. | 1 | | |
68 | Парные согласные в середине слова. Способы проверки парных согласных в середине слова. | 1 | | |
69 | Упражнения в подборе проверочных слов для парных согласных в середине слова. | 1 | | |
70 | Закрепление пройденного по темам «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные звуки». | 1 | | |
71 | Контрольное списывание по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме». | 1 | | |
72 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
73 | Административная контрольная работа по итогам I полугодия | 1 | | |
74 | Работа над ошибками. Правила переноса слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
75 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
76 | Непроизносимые согласные. | 1 | | |
77 | Причины появления непроизносимых согласных в словах. | 1 | | |
78 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | | | |
79 | Систематизация знаний об употреблении разделительного мягкого знака. | 1 | | |
80 | Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости. | 1 | | |
3 четверть (50ч) |
81 | Написание поздравительного письма. | 1 | | |
82 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | | |
83 | Написание объявления. | 1 | | |
84 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Звуки и буквы. Слог. ударение» | 1 | | |
85 | Анализ контрольной работы. Что рассказало слово. | 1 | | |
86 | Слово и его значение. | 5 | | |
87 | Понятийное (обобщающее) значение слова. Слово – двусторонняя звуковая единица. | | | |
88 | Разновидности толковых словарей. | | | |
89 | Значение слова. | | | |
90 | Имена собственные и нарицательные. Основное назначение имён собственных. | | | |
91 | Правописание имён собственных. | 1 | | |
92 | Слова с несколькими значениями. | | | |
93 | Многозначные слова. Роль слов с переносным значением | 2 | | |
94 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | 1 | | |
95 | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | | |
96 | Использование синонимов в речи. | 3 | | |
97 | Роль слов – синонимов в речи. | | | |
98 | Слова, противоположные по значению (антонимы) | | | |
99 | Роль антонимов в речи. Систематизация знаний о синонимах, антонимах и омонимах. | | | |
100 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) | 1 | | |
101 | Использование фразеологизмов в речи. | 2 | | |
102 | Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения. | 1 | | |
103 | Повторение по разделу «Слово и его значение». | 1 | | |
104 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слово и его значение» | 2 | | |
105 | Анализ контрольного диктанта. Как собрать и разобрать слово | | | |
106 | Морфемный состав слова. | 1 | | |
107 | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | 2 | | |
108 | Правописание однокоренных слов. | | | |
109 | Правописание безударных гласных звуков в корне слова. | 2 | | |
110 | Повторение изученных орфограмм в корне слова. | | | |
111 | Правописание слов с изученными орфограммами. Единообразное написание корня слова. | 1 | | |
112 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» | 1 | | |
113 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | | |
114 | Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака. | 1 | | |
115 | Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков. | 1 | | |
116 | Суффикс – значимая часть слова. | 1 | | |
117 | Роль суффиксов в речи. | 3 | | |
118 | Окончание – изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении. | | | |
119 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» | | | |
120 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
121 | Обобщение знаний по теме «Состав слова». | | | |
122 | Что такое части речи. Части речи. | 3 | | |
123 | Общие грамматические признаки у слов каждой части речи. | 1 | | |
124 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
125 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Составление словосочетаний с именами существительными. | 1 | | |
126 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
127 | Правописание собственных имён существительных. | 1 | | |
128 | Употребление заглавной буквы в именах собственных. | 1 | | |
129 | Категория числа имени существительного. | 1 | | |
130 | Имена существительные с вариативными формами окончаний (Р.п. мн.ч.) | 1 | | |
4 четверть (40 ч.) |
131 | Имя существительное (обобщение). Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | |
132 | Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов. | | | |
133 | Изменение глаголов по числам. | 2 | | |
134 | Наблюдение над изменением глаголов по временам. | 1 | | |
135 | Организующая роль глагола в образовании предложения. | 1 | | |
136 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия | 3 | | |
137 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
138,139 | Роль имён прилагательных в речи. | 2 | | |
140 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
141 | Сочинение – миниатюра «Весеннее утро». | 1 | | |
142,143 | Обобщение по теме «Части речи» | 2 | | |
144 | Предлог. Использование предлогов для связи слов в предложении и словосочетании. | 1 | | |
145, 146 | Правописание предлогов. | 1 | | |
147,148 | Способ разграничения предлога и приставки. | 1 | | |
149 | Литературные нормы употребления предлогов в речи. | | | |
150 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи» | 1 | | |
151 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
152 | Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. | 1 | | |
153 | Главные члены предложения. | 1 | | |
154 | Главные члены предложения – грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
155 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | |
156 | Административная итоговая контрольная работа за год. | 1 | | |
157 | Анализ контрольного диктанта Текст. Последовательность предложений в тексте. | 1 | | |
158 | Типы текстов. | 1 | | |
159 | Записка как вид текста, её особенности. | 1 | | |
160 | Письмо как вид текст, требования к его написанию. | 1 | | |
161 | Приглашение как вид текста, его особенности. Общение человека с природой. | 1 | | |
162 | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме «Предложение. Текст.» | 1 | | |
163 | Анализ контрольного списывания. | 1 | | |
164 | Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст» | 1 | | |
165 | Повторение по теме «Звуки и буквы. Слог. ударение» | 1 | | |
166 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | | |
167 | Повторение по теме «Состав слова» | 1 | | |
168 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | |
169 | Урок-путешествие «По океану речи» | 1 | | |
170 | | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |