МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПОНЫРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом МКОУ приказ № 16 по МКОУ «Первомайская ООШ»
«Первомайская ООШ» от 23 января 2017 г.
Протокол № 5 от 10 января 2016 г. Директор школы __________ Анпилогова Н. И.
Дополнительная образовательная программа
«Калейдоскоп»
Возраст детей 8-12 лет (2-6 классы)
Срок реализации 1 год
Автор:учитель начальных классов
Переяслова Н.А.
с.Первомайское – 2017г.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена с учётом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа рассчитана на 105 часов (из расчета 3 часа в неделю) Программа имеет общекультурную направленность.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательных областях «Русский язык и литература», « Искусство»; программа имеет чёткую содержательную структуру на основе постепенной ( от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и актёрских способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи внеурочной деятельности :
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формирование эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развитие фантазии, воображения, зрительного и слухового внимания, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрытие творческих возможностей детей, дать возможность реализации этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6 Развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
7. Развитие чувство ритма и координацию движения;
8. Развитие речевого дыхания и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
9. Знакомство детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-12 лет;
Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 1 год;
Формы занятия : урок,праздник,работа на сцене ДК ;
Режим занятий: 45-60 минут теоретических и практических занятий ;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: инсценировки, конкурсы ,праздники и т.д.
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
«Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
- Осознания способности к саморазвитию в искусстве и жизни человека
- Понимания важности в познавательных интересах, приобретение учебных мотивов
-приобретения знаний основных моральных норм
Регулятивные универсальные учебные действия
«Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий
- выполнять действия основанные на самооценке
-выполнять исправление допущенных ошибок
- выполнять действия связанные с планированием последовательности работы
Познавательные универсальные учебные действия
« Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели
- осуществлять определение деятельности в творчестве и включаться в неё
- работать с целью для выбора вида чтения
Коммуникативные универсальные учебные действия
« Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
- контролировать свои действия и эмоции
- выражать свою заинтересованность в мнение других для координации различных позиций
К концу года занятий ребёнок
Знает
Что такое театр
Чем отличается театральная деятельность от других видов исскуства
С чего зародился театр
Какие существуют виды театральной деятельности
Кто создаёт театральные постановки
Имеет понятия
Об элементарных видах театрального исполнения
О театральной деятельности
О нормах поведения на сцене и зрительном зале
Умеет
Выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концертировать внимание
Ощущать себя в музыкальном пространстве
Приобретает навыки
Общение с партнёром (одноклассники)
Элементарного актёрского мастерства
Коллективного творчества
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся является; овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованных представлениях, сценок из жизни школы.
В начале и конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам театрального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10 – бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: уровень творческой деятельности, уровень актёрского мастерства. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
3. Учебно-тематический план
№ п.п | Раздел | Общее колич.часов |
теор | практ |
| Мы читаем –мы играем | 3 | 10 |
| Театр | 17 | 4 |
| Основы актерского мастерства | 12 | 15 |
| Посещение ДК | 6 | 10 |
| Наш театр | 2 | 26 |
Всего: 105 часов | 40 | 65 |
4.Содержание программы
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В ДК. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Посещение ДК. Просмотр фильмов в ДК. Беседа после просмотра фильма. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения и литературы. Изготовление костюмов, декораций.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· посещение ДК
· работа в малых группах
· актёрский тренинг
· экскурсия
· выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются просмотры фильмов, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: ознакомление с гримёрной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра фильма предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о ДК знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение программы
Для реализации программы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, необходимо оборудование: магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты писателей и сказочников, репродукции картин художественных фотографии в соответствии с содержанием программы. Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
6.Литература
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Перечень Интернет-ресурсов
1. http://littlehuman.ru/393/
2. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm