СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Калейдоскоп" (программа дополнительного образования культурологической направленности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Калейдоскоп" (программа дополнительного образования культурологической направленности)

Просмотр содержимого документа
«"Калейдоскоп" (программа дополнительного образования культурологической направленности)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПОНЫРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ







ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом МКОУ приказ № 16 по МКОУ «Первомайская ООШ»

«Первомайская ООШ» от 23 января 2017 г.

Протокол № 5 от 10 января 2016 г. Директор школы __________ Анпилогова Н. И.









Дополнительная образовательная программа

«Калейдоскоп»

Возраст детей 8-12 лет (2-6 классы)

Срок реализации 1 год

Автор:учитель начальных классов

Переяслова Н.А.





с.Первомайское – 2017г.

1. Пояснительная записка

Данная программа составлена с учётом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа рассчитана на 105 часов (из расчета 3 часа в неделю) Программа имеет общекультурную направленность.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательных областях «Русский язык и литература», « Искусство»; программа имеет чёткую содержательную структуру на основе постепенной ( от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и актёрских способностей младших школьников.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи внеурочной деятельности :

  1.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

  2.  Формирование эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

  3. Развитие фантазии, воображения, зрительного и слухового внимания, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4. Раскрытие творческих возможностей детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6 Развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

7. Развитие чувство ритма и координацию движения;

8. Развитие речевого дыхания и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

9. Знакомство детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.


  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-12 лет;

  • Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 1 год;

  • Формы занятия : урок,праздник,работа на сцене ДК ;

  • Режим занятий: 45-60 минут теоретических и практических занятий ;

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: инсценировки, конкурсы ,праздники и т.д.

  • Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

- Осознания способности к саморазвитию в искусстве и жизни человека

- Понимания важности в познавательных интересах, приобретение учебных мотивов

-приобретения знаний основных моральных норм



Регулятивные универсальные учебные действия

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий

- выполнять действия основанные на самооценке

-выполнять исправление допущенных ошибок

- выполнять действия связанные с планированием последовательности работы



Познавательные универсальные учебные действия

« Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

- осуществлять определение деятельности в творчестве и включаться в неё

- работать с целью для выбора вида чтения



Коммуникативные универсальные учебные действия

« Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в



- контролировать свои действия и эмоции

- выражать свою заинтересованность в мнение других для координации различных позиций



К концу года занятий ребёнок

Знает

  1. Что такое театр

  2. Чем отличается театральная деятельность от других видов исскуства

  3. С чего зародился театр

  4. Какие существуют виды театральной деятельности

  5. Кто создаёт театральные постановки

Имеет понятия

  1. Об элементарных видах театрального исполнения

  2. О театральной деятельности

  3. О нормах поведения на сцене и зрительном зале

Умеет

  1. Выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене

  2. Образно мыслить

  3. Концертировать внимание

  4. Ощущать себя в музыкальном пространстве

Приобретает навыки

  1. Общение с партнёром (одноклассники)

  2. Элементарного актёрского мастерства

  3. Коллективного творчества

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Применение на занятиях как коллективной так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся является; овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованных представлениях, сценок из жизни школы.

В начале и конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам театрального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10 – бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: уровень творческой деятельности, уровень актёрского мастерства. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.

3. Учебно-тематический план



№ п.п

Раздел

Общее колич.часов

теор

практ


Мы читаем –мы играем

3

10


Театр

17

4


Основы актерского мастерства

12

15


Посещение ДК

6

10


Наш театр

2

26

Всего: 105 часов

40

65



4.Содержание программы

 «Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В ДК. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Посещение ДК. Просмотр фильмов в ДК. Беседа после просмотра фильма. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения и литературы. Изготовление костюмов, декораций.

Формы и методы работы.



Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·        игра

·        беседа

·        иллюстрирование

·        изучение основ сценического мастерства

·        мастерская образа

·        мастерская костюма, декораций

·        инсценирование прочитанного произведения

·        постановка спектакля

·        посещение ДК

·        работа в малых группах

·        актёрский тренинг

·        экскурсия

·        выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются просмотры фильмов, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: ознакомление с гримёрной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра фильма предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о ДК знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

         Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Материально- техническое обеспечение программы

Для реализации программы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, необходимо оборудование: магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты писателей и сказочников, репродукции картин художественных фотографии в соответствии с содержанием программы. Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.

6.Литература

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

 4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.



Перечень Интернет-ресурсов

1. http://littlehuman.ru/393/

2. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm