№ урока | дата | тема, тип урока | планируемые результаты | домашнее задание |
план | фак | предметные | метапредметные | личностные | |
Введение. 2часа. | |
1. | 5.09 | | Биология – наука о жизни Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать, описывать этапы научного исследования. | Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради. К: умение воспринимать информацию на слух. | Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | &1,2 зад. Стр.13 |
2. | 6.09 | | Сущность жизни и свойства живого. Комбинированный | Знать свойства живого. Уметь описывать проявление свойств живого, доказывать, что живые организмы – открытые системы; различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты П: Умение, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | &3, доделать таблицу №13 |
Раздел 1. Молекулярный уровень. 8 часов. |
3. | 12.09 | | Стартовая контрольная работа. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. Комбинированный | Знать уровни организации живой природы. Уметь характеризовать молекулярный уровень. | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. П: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | &4 |
4. | 13.09 | | Углеводы. Липиды. Комбинированный | Знать вещества, входящие в состав углеводов и липидов; основные функции углеводов; группы углеводов; Уметь характеризовать особенности строения углеводов и липидов, основные функции углеводов и липидов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. К: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения | &5,6, зад.стр.33 |
5. | 19.09 | | Состав и строение белков. Комбинированный | Знать состав и строение белков, мономер белковой молекулы и его составляющие, уровни организации белковой молекулы Уметь объяснять состав и строение белков; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. К: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Осмысливают тему урока. Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях белков | &7, сделать модели стр-ры белка |
6. | 20.09 | | Функции белков. Биологические катализаторы. Л.р. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. Комбинированный | Знать функции белков, строение биологических катализаторов Уметь описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ; приводить примеры белков, выполняющих различные функции. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. К: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Осмысливают тему урока. Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях белков | &8,11 доделать лабораторную работу |
7. | 26.09 | | Нуклеиновые кислоты. Комбинированный | Знать строение нуклеиновых кислот, место расположения в клетке. Уметь называть мономер нуклеиновых кислот; описывать строение нуклеотида; перечислять виды молекул РНК и их функции; объяснять принцип комплементарности; | Р: определяют цель работы П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации К: задают вопросы, выражают свои мысли | Осознание единства живой природы на основе знаний о нуклеиновых кислотах | &9, зад.43; *подобрать задания из банка |
8. | 27.09 | | АТФ и другие органические соединения. Комбинированный | Знать строение и выполняемые функции АТФ. Уметь называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. | Р: корректируют свои знания, оценивают собственные результаты П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное К: выражают в ответах свои мысли | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | &10, вопросы; *доклад о вирусах |
9. | 3.10 | | Вирусы – неклеточная форма жизни. Комбинированный | Знать особенности строения вирусов, жизненный цикл. Уметь перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом; характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.. П : умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. | Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях вирусов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | &12, подготовка к тестам |
10. | 4.10 | | Контрольная работа. Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках | Повторение |
Раздел 2. Клеточный уровень. 14 часов. |
11. | 10.10 | | Клеточный уровень: общая характеристика Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать основные положения клеточной теории; фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории Уметь работать с микроскопом; характеризовать основные положения клеточной теории | Р: умение выбирать самостоятельные средства достижения цели П: умение находить нужную информацию К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &,13 |
12. | 11.10 | | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Комбинированный | Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран; способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз Уметь конспектировать, формулировать выводы | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга - выражают свои мысли. | Осмысливают единую природную целостность | &14, заполнение таблицы |
13. | 17.10 | | Одномембранные и немембранные органоиды клетки. Комбинированный | Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. Уметь описывать строение по электронной фотографии строение гранулярной ЭПС, строение рибосом, комплекса Гольджи по рисунку учебника | Р- определяют цель работы, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. выражают свои мысли К: умение работать в группх, обсуждать | Осмысливают единую природную целостность | & 16, доделать таблицу |
14. | 18.10 | | Двумембранные органеллы клетки. Комбинированный | Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. Уметь узнавать по немому рисунку митохондрии и пластиды; описывать строение митохондрий и хлоропластов по рисунку учебника. | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. - выражают свои мысли К- высказывают свою точку зрения | Осмысливают единую природную целостность | &17, изготовить модель клетки |
15. | 24.10 | | Клеточное ядро. Комбинированный | Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра. Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации, раскрывать содержание основных биологических понятий | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга - выражают свои мысли. | Осмысливают единую природную целостность | &15, вопросы |
16. | 25.10 | | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Л.р. Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом. Урок-практикум | Знать особенности строения прокариотической клетки, ее отличие от эукариотической. Уметь описывать строение клетки прокариот и эукариот; узнавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической и эукариотической клетки. | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. - выражают свои мысли К- высказывают свою точку зрения | Осмысливают единую природную целостность | &18, вопросы |
17. | 31.10 | | Метаболизм – основа существования живых организмов. Комбинированный | Знать процессы ассимиляции и диссимиляции. Уметь называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ; описывать процессы, определяющие обмен веществ в клетке; доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ; различать процессы ассимиляции и диссимиляции. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | &19 |
18. | 8.11 | | Энергетический обмен в клетке. Комбинированный | Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. Уметь характеризовать этапы энергетического обмена; выделять особенности второго этапа энергетического обмена; определять эффективность клеточного дыхания в энергетическом обмене; аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | &20, *подобрать задания из банка |
19. | 14.11 | | Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Комбинированный | Знать особенности питания автотрофов и гетеротрофов, этапы процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Уметь описывать механизм хемосинтеза и фотосинтеза; классифицировать организмы по способу питания; выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов, приспособления хлоропласта для фотосинтеза | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П. Уметь анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. К: Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Объективно оценивать работу членов групп | Осмысливают причины разнообразия типов питания клетки. Осмысливают причины разнообразия процессов происходящих в живых организмах | &21, 22, |
20, 21 | 15.11 21.11 | | Синтез белков в клетке. Комбинированный Урок-практикум | Знать основные этапы синтеза белков, понятия генетический код, триплет, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция. Уметь характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира | &23, *подобрать задания из банка |
22. | 22.11 | | Общее понятие о деление клетки. Комбинированный | Знать основные фазы жизненного цикла клетки. Уметь описывать процессы, происходящие в каждой из фаз жизненного цикла клетки. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | &24, вопросы |
23. | 28.11 | | Митоз. Комбинированный | Знать фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки Уметь описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира | &2.14 |
24. | 29.11 | | Зачет по теме «Клетка – единица живого». Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р: корректировать знания и объективно их оценивать. П: умение обобщать и систематизировать знания, делать заключения и выводы, строить логическое рассуждение. К : отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников и уважительно относиться к мнению других | Учиться самостоятельно определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов и решении биологических задач | Повторение |
Раздел 3. Организменный уровень. 17 часов. |
25. | 5.12 | | Размножение организмов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать способы размножения организмов, виды бесполого размножения Уметь характеризовать бесполое размножение, приводить примеры. Называть и узнавать способы вегетативного размножения растений. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества | Р: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Давать определения терминам. Различать бесполое и половое размножение | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. | &25, |
26. | 6.12 | | Развитие половых клеток. Мейоз. Комбинированный | Знать фазы мейоза, стадии гаметогенеза. Уметь называть особенности хромосомного набора гамет; фазы мейоза. Описывать по рисунку строение половых клеток. Узнавать по немому рисунку строение половых клеток. Называть стадии гаметогенеза. | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. П: Давать определения терминам. Перечислять способы размножения К : отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников | Формирование экологической культуры необходимой в современном мире. | &26, сравнительная характеристика мейоза и митоза |
27. | 12.12 | | Оплодотворение. Комбинированный | Знать понятия внешнее оплодотворение, внутреннее оплодотворение, сущность оплодотворения. Уметь: называть виды оплодотворения | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. П: Давать определения терминам. Перечислять способы размножения К : отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. | &26 |
28. | 13.12 | | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Комбинированный | Знать этапы и стадии эмбриогенеза, биогенетический закон. Уметь характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов; конкретизировать проявление биогенетического закона. Объяснять значение биогенетического закона. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно П: Различать животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. К: Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | &27, вопросы 1-6, работа с терминами |
29. | 19.12 | | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Комбинированный | Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем. Уметь приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &28, работа с терминами; |
30. | 20.12 | | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Комбинированный | Знать основные понятия генетики. Уметь описывать механизм неполного доминирования. Называть условия проявления анализирующего скрещивания. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &3.6, *подобрать задания из банка |
31. | 26.12 | | Решение задач. Урок-практикум | | | *подобрать задания из банка |
32. | 27.12 | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Комбинированный | Знать сущность дигибридного скрещивания. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. Анализировать схемы дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &30 |
33. | 16.01 | | Решение задач Урок-практикум | | Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого | *подобрать задания из банка |
34. | 17.01 | | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Комбинированный | Знать типы хромосом в генотипе, число аутосом у человека и у дрозофилы. Уметь приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом. Конкретизировать проявление закона сцепленного наследования на примере сцепленного с полом наследования. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &31 |
35. | 23.01 | | Решение задач. Комбинированный | | Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого | *подобрать задания из банка |
36. | 24.01 | | Урок-тренинг «Решение генетических задач». Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Задачи, работа с терминами |
37. | 30.01 | | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Л.р. Выявление изменчивости организмов. Комбинированный | Знать термины изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции. Уметь приводить примеры модификаций; объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно; характеризовать модификационную изменчивость; строить вариационную кривую. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. | &32 |
38. | 31.01 | | Мутационная изменчивость. Комбинированный | Знать понятие мутация, виды мутаций Уметь приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций; находить различия между мутациями и модификациями; объяснять причины мутаций | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов. | &33, доделать таблицу |
39. | 6.02 | | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Комбинированный | Знать понятия селекция, закон гомологичных рядов, центры происхождения культурных растений, учение Н.И. Вавилова, Уметь приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов. | Р: корректировать знания и объективно их оценивать П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов. | &34 |
40. | 7.02 | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Комбинированный | Знать определения терминов гибридизация, мутагенез, гетерозис Уметь называть виды отбора, виды гибридизации, характеризовать явление гетерозиса; приводить примеры использования методов селекции для выведения пород животных и сортов растений; объяснять значение биотехнологии для практической деятельности человека. | Р: корректировать знания и объективно их оценивать П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Осмысливают причины многообразия животного мира | &34, подготовка к тестам |
41. | 13.02 | | Зачет по теме «Организменный уровень организации живого». Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Повторение |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень. 11 часов |
42. | 14.02 | | Вид. Критерии вида. Л.р. Изучение морфологического критерия вида. Комбинированный | Знать понятие вид, критерии вида Уметь характеризовать критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический); приводить примеры видов животных и растений. | Р: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, представлять информацию в виде схем ,таблиц и конспектов. К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &35, вопросы |
43. | 20.02 | | Популяция – форма существования вида. Комбинированный | Знать содержание определения понятия – популяция, демографические показатели популяции Уметь называть признаки популяций; объяснять отличие понятия вид и популяция. | | | &35 |
44. | 21.02 | | Экология как наука. Экологические факторы. Комбинированный | | | | &36, вопросы |
45. | 27.02 | | Развитие эволюционного учения. Комбинированный | Знать фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина. Уметь характеризовать положения учения Ч.Дарвина, приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвиным; называть факторы эволюции, предлагаемые Ж.Б.Ламарком; выделять отличия в эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | Р : самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий .П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. | Осмысливают причины многообразия животного мира | &37, зад. №2 стр.173 |
46. | 28.02 | | Популяция как элементарная единица эволюции Комбинированный | Уметь объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда | Р : самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий .П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &38, работа с терминами |
47. | 6.03 | | Борьба за существование и ее формы. Комбинированный | Знать понятие борьба за существование, формы борьбы за существования Уметь приводить примеры проявления форм борьбы за существование; характеризовать причины борьбы за существование. | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой | &39, таблица |
48. | 7.03 | | Естественный отбор – движущая сила эволюции. Комбинированный | Знать понятие естественный отбор, формы естественного отбора Уметь описывать действие естественного отбора; выделять различия между формами естественного отбора; сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой | &39 |
49. | 13.03 | | Микроэволюция. Результаты микроэволюции. Комбинированный | Знать понятия микроэволюция, видообразование; формы видообразования, результаты микроэволюции. Уметь пояснять значение изолирующих механизмов, характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осознают многообразие животного мира на Земле. | &40, вопросы |
50. | 14.03 | | Макроэволюция. Главные направления и доказательства эволюции. Л.р. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Комбинированный | Знать понятие макроэволюция, направления и доказательства эволюции. Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы макроэволюции; приводить доказательства макроэволюции. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознают многообразие животного мира на Земле | &41, таблица |
51. | 20.03 | | Пути достижения биологического прогресса. Комбинированный | Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Уметь характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознают многообразие животного мира на Земле | &41, подготовка к тестам |
52. | 21.03 | | Тематический зачет по теме «эволюционное учение». Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Повторение |
Раздел 5. Экосистемный уровень. 5 часов. |
53. | 3.04 | | Экологические системы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать понятия – сообщество (биоценоз), экосистема. Уметь перечислять элементы биогеоценоза, приводить примеры природных, растительных сообществ. | Р- определяют цель работы,, корректируют знания . П- анализируют и дифференцируют полученные знания. К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы | Осмысливают единую природную целостность | &42, вопросы |
54. | 4.04 | | Состав и структура сообщества. Комбинированный | Знать состав и структуру сообщества. Уметь приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных животных; называть факторы, определяющие видовое разнообразие; описывать пространственную структуру на примере ярусности в лесу; характеризовать морфологическую структуру сообщества. | Р - организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. П- умеют работать с текстом, выделять в нем главное. К- выражают в ответах свои мысли | Осмысливают единую природную целостность | &43 |
55. | 10.04 | | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Комбинированный | Знать типы биотических взаимоотношений. Уметь решать экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях. | Р- Развивают навыки самооценки и самоанализа. П- умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное К- высказывают свою точку зрения | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | &44 |
56. | 11.04 | | Потоки веществ и энергии в экосистеме. Комбинированный | Знать группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества Уметь объяснять сущность пирамиды численности и биомассы; характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, составлять цепи питания. | Р - организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. П- умеют работать с текстом, выделять в нем главное. К- выражают в ответах свои мысли | Осмысливают единую природную целостность | &45, *подобрать задания из банка |
57. | 17.04 | | Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы. Экскурсия в биогеоценоз Урок-практикум | Знать термин «сукцессия», процессы саморазвития экосистем Уметь характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); соблюдать правила поведения в природе, анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей. | Р- Развивают навыки самооценки и самоанализа. П- умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное К- высказывают свою точку зрения | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | &46, вопросы |
Раздел 6. Биосферный уровень. 10 часов |
58. | 18.04 | | Учение Вернадского о биосфере. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать структурные компоненты и свойства биосферы. Уметь описывать свойства основных сред жизни. Приводить примеры организмов, обитающих в различных средах. Объяснять приспособления организмов к различным средам жизни. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира. | &47 |
59. | 24.04 | | Живое вещество и его функции. Комбинированный | Знать понятие живое вещество, функции живого вещества. Уметь характеризовать функции живого вещества, приводить примеры. объяснять влияние живого вещества на биосферу. | Р - организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. П- умеют работать с текстом, выделять в нем главное. К- выражают в ответах свои мысли | Осознавать единство и целостность окружающего мира. | &49, записи |
60. | 25.04 | | Круговорот веществ и энергии в биосфере. Комбинированный | Уметь описывать биохимические циклы углерода, азота, фосфора. Характеризовать биохимические циклы углерода, азота, фосфора. | Р : самостоятельно ставят цели работы, составляют план и последовательность действий оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. П: умеют находить нужную информацию, используют различные источники получения информации. К: отставают свою точку зрения приводят аргументы, подтверждают их примерами, с достоинством признают свои ошибки и корректируют знания, взаимооценивают друг друга. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | &48, вопросы 1-3, |
61. | 8.05 | | Гипотезы возникновения жизни. Комбинированный | Знать основные гипотезы возникновения жизни. Уметь характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение | &50 |
62. | 8.05 | | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Комбинированный | Знать гипотезу Опарина-Холдейна. Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина; описывать сущность опытов, показывающих невозможность самозарождение жизни. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | &51 |
63. | 15.05 | | Основные этапы развития жизни на Земле. Комбинированный | Знать этапы развития жизни. Уметь характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывать положения основных гипотез возникновения жизни. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | &52, вопросы |
64. | 15.05 | | Развитие жизни в АR, PR и PZ эры. Комбинированный | Знать основные этапы развития жизни в архее, протерозое, периоды палеозоя; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Уметь приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры). | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | &52 |
65. | 16.05 | | Развитие жизни в KZ и MZ. Комбинированный | Знать периоды мезозоя и кайнозоя, крупные ароморфозы и идиоадаптации. Уметь приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | &53подготовка к тестам |
66. | 22.05 | | Итоговая контрольная работа Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках | Повторение |
67. | 23.05 | | Глобальные экологические проблемы Урок-практикум | Знать основные экологические проблемы человечества. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами. Обсуждать основные принципы рационального использования природных ресурсов. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | &54, 55, подготовка к тестам |
68. | 23.05 | | Обобщающее повторение за курс 9 класса Урок обобщения и систематизации знаний. | Провести обобщение, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и навыков учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках | Повторение |