№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов на изучение | Дата | Оборудование | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
1-2 | ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. | 1 | | | Презентация. Физическая карта мира. | Составление схемы (таблицы) «Великие путешественники»; Работа с контурной картой по нанесению маршрутов путешествий. Составление и объяснение схемы «Виды движения Земли» - знать, что изучает география; - виды движения Земли, - ключевые положения планеты в дни равноденствия и солнцестояния. - имена и маршруты путешествий знаменитых географов. |
2 | Земля – планета солнечной системы. | 1 | | | Презентация. |
3-13 | ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМЛИ. ПЛАН И КАРТА (11 ЧАСОВ) |
3 | Понятие о плане местности. | 1 | | | Электронное приложение, топографическая карта. | - объяснять понятия: план местности, масштаб; стороны горизонта, азимут; абсолютная и относительная высота. - определять (измерять) расстояния на плане, стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам; абсолютные и относительные высоты - уметь читать план. - производить простейшую съемку местности. |
4 | Масштаб. Практическая работа №1. Изображение здания школы в масштабе. | 1 | | | Презентация, компас |
5 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану. | 1 | | | Топографическая карта, презентация, электронное приложение | Определение расстояний, направлений и азимута на плане местности. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности. |
6 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | | | Топографическая карта, презентация, электронное приложение | Определение по плану местности высот и глубин впадин. Изображение возвышенностей и впадин с помощью горизонталей. |
7 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 1 | | | Компас, топографическая карта | Построение плана местности по описанию. Полярная съемка местности и составление плана класса (пришкольного участка) |
8 | Форма и размеры Земли | 1 | | | Глобус, физическая карта мира | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Описание карты по типовому плану. Определение направлений и расстояний по глобусу и картам. - знать: форму и размеры Земли (длина окружности), |
9 | Географическая карта. | 1 | | | Карты атласа, физическая карта мира, глобус | Работа с картой полушарий в атласе - нахождение меридианов, параллелей, экватора, полюсов. - называть и (или) показывать географические полюса, экватор, тропики, окружность и радиус Земли; |
10 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | | | Карты атласа, физическая карта мира | Определение географических координат объектов на карте. определение географической карты, местоположение географических объектов, классификацию карт; понятия географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус; определение географической широты и долготы - уметь определять направления и расстояния на карте; определять градусной сети, координаты. |
11 | Географическая широта. | 1 | | | Карты атласа, физическая карта мира, глобус |
12 | Географические координаты. Практическая работа №4 Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | 1 | | | Карты атласа, физическая карта мира |
13 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | | | Карты атласа, физическая карта мира, глобус | Определение абсолютных высот по карте. Работа в картах атласа по определению высот и глубин. |
14-18 | 1. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (20 час) ЛИТОСФЕРА. РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (5 ЧАСОВ) |
14 | Земля и ее строение. | 1 | | | Таблица «Внутреннее строение Земли», электронное приложение | Составление схемы «Строение Земли». Работа с коллекциями горных пород и минералов по определению их свойств. |
15 | Движения земной коры. Вулканизм | 1 | | | Презентация | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и их предотвращение. |
16 | Рельеф суши. Горы. | 1 | | | Физическая карта мира | Определение по карте расположения крупнейших горных систем и равнин мира. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. |
17 | Равнины суши. Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа. | 1 | | | Физическая карта мира | - называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара; - объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые; - объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека; - описывать горы, равнины земного шара по плану; - работать с контурной картой Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах. |
18 | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | | | Физическая карта мира, презентация | Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. |
19-25 | ГИДРОСФЕРА (7 ЧАСОВ) |
19 | Вода на Земле | 1 | | | Физическая карта мира | - знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, меры по их бережному использованию и охране; среднюю соленость Мирового океана; состав вод суши, понятия: подземные воды, минеральные воды, река, устье исток, русло, приток; особенности озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. - определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей; определять по форме озерной котловины ее происхождение - называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения; реки и речные системы; озера; устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, особенности речной системы, подземных вод |
20 | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | | | Физическая карта мира | Работа с картой по определению положения океанов, морей, рельефа дна мирового океана. Составление и объяснение схемы «Мировой круговорот воды». Описание моря по типовому плану. |
21 | Движение воды в океане. | 1 | | | Физическая карта мира, презентация | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием Луны. Нанесение на контурную карту основных течений в Мировом океане. |
22 | Подземные воды. | 1 | | | Презентация | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии |
23 | Реки. | 1 | | | Физическая карта мира, презентация | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек/каналов |
24 | Озера. Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод. | 1 | | | Физическая карта мира, презентация | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища |
25 | Ледники. | 1 | | | Презентация, электронное приложение | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты |
26-31 | АТМОСФЕРА (6 ЧАСОВ) |
26 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | | | Презентация, электронное приложение | Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем |
27 | Температура воздуха Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | 1 | | | Термометр | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом |
28 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8. Построение розы ветров. | 1 | | | Презентация, электронное приложение, барометр | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью |
29 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 1 | | | Презентация, электронное приложение | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах |
30 | Погода и климат. | 1 | | | Презентация, электронное приложение | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование |
31 | Причины, влияющие на климат | 1 | | | Презентация, физическая карта мира | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь |
32-33 | БИОСФЕРА (2 ЧАСА) |
32 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | | | Карта «Природные зоны мира» | - знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле, понятие «природный комплекс». - уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки. Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». |
33 | Природный комплекс Практическая работа №10. Составление характеристики природного комплекса. | 1 | | | Карта «Природные зоны мира» | Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану |
| НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 ЧАС) |
34 | Население Земли | 1 | | | Презентация | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек - знать: численность населения Земли, основные расы. - уметь: приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира. |
ИТОГО: | 34 часа | | | | | __10_ пр/р |