Математика в 6 классе – интегрированный учебный предмет, обеспечивающий преемственность и перспективность в обучении учащихся математике на начальном и основном уровнях среднего образования.
4. Задачи обучения:
Базовое содержание курса математики 6 класса содержит теоретический материал по разделам: «Отношение и пропорции», «Рациональные числа и действия над ними», «Выражения и тождества», «Линейные уравнения с одной переменной», «Линейные неравенства с одной переменной и их системы», «Координатная плоскость», «Функция. Линейная функция», «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы». Также в содержание обучения входит повторение курса математики 5 класса в начале учебного года и повторение курса математики 6 класса в конце учебного года.
9. Задачи обучения в 6 классе:
10. Объём учебной нагрузки по предмету «Математика» составляет: 6 часов в неделю, всего 204 часа.
11. В процессе обучения математике осуществляются связи со следующими учебными дисциплинами:
Базовое содержание учебного предмета математики для 6 класса состоит из следующих разделов:
1) «Повторение курса математики 5 класса(12 ч)». Делимость натуральных чисел. Свойства арифметических действий. Арифметические действия над обыкновенными и десятичными дробями. Нахождение значений выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. Уравнения. Решение текстовых задач. Процент. Нахождение процентов от числа и числа по его процентам. Округление чисел;
2) «Отношение и пропорции (24 ч)». Отношение. Процентное отношение двух чисел. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимости. Решение задач с помощью пропорции. Нахождение процентов от числа и числа по его процентам с помощью пропорции. Использование пропорции при построении диаграмм. Масштаб. Длина окружности. Площадь круга. Шар. Сфера;
3) «Рациональные числа и действия над ними (50 ч)». Положительные числа. Отрицательные числа. Координатная прямая. Противоположные числа. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Простейшие уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Сравнение рациональных чисел. Сложение рациональных чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных рациональных чисел. Сложение рациональных чисел с разными знаками. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Расстояние между точками координатной прямой. Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения рациональных чисел. Деление рациональных чисел. Арифметические действия над рациональными числами;
4) «Выражения и тождества(15 ч)». Переменная. Выражение с переменной. Распределительное свойство умножения рациональных чисел. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Тождественные преобразования выражений. Тождество;
5) «Линейные уравнения с одной переменной (16 ч)». Числовые равенства и их свойства. Решения уравнений. Линейное уравнение с одной переменной. Равносильные уравнения. Решение уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и использования правил раскрытия скобок. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля;
6) «Линейные неравенства с одной переменной и их системы (20 ч)». Числовые неравенства и их свойства. Числовые промежутки. Объединение и пересечение числовых промежутков. Линейное неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Решение линейных неравенств с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Решение системы линейных неравенств с одной переменной. Линейное неравенство с одной переменной, содержащее переменную под знаком модуля. Решение линейных неравенств с одной переменной, содержащих переменную под знаком модуля;
7) «Координатная плоскость (13 ч)». Плоскость. Перпендикулярные прямые и отрезки. Параллельные прямые и отрезки. Координатная плоскость. Прямоугольная система координат. Центральная симметрия. Осевая симметрия.
8) «Функция. Линейная функция (15 ч)». Функция. Аргумент и значение функции. Способы задания функции: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический. Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Линейная функция и её график. Свойства линейной функции. Взаимное расположение графиков линейных функций.
9) «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (21 ч)». Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. Решение задач с помощью составления систем уравнений.
10) «Повторение курса математики 6 класса(18 ч)». Арифметические действия с рациональными числами. Модуль числа. Решение уравнений. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Координатная плоскость. Линейное уравнение с одной переменной. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Линейное уравнение и неравенство с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. Функция. Линейная функция и её график. Системы линейных уравнений с двумя переменными.
свойство пропорции;
свойства прямой и обратной пропорциональной зависимостей;
свойство противоположных чисел;
обозначение модуля (абсолютного значения числа);
свойства арифметических действий с рациональными числами;
определение чётного числа;
определение нечётного числа;
смысл неравенств: a ≥ 0, a ≤ 0;
свойства верных числовых равенств;
свойства верных числовых неравенств;
определение значения переменной;
определение числового выражения, не имеющего смысла;
определение допустимых значений переменной;
определение недопустимых значений переменной;
определение тождественно равных выражений;
определение тождественного преобразования;
определение тождества;
способы доказательства тождеств;
определение линейного уравнения с одной переменной;
определение равносильных уравнений;
способ решения уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;
названия и обозначения числовых промежутков;
определение линейного неравенства с одной переменной;
определение решения линейного неравенства с одной переменной;
определение равносильных неравенств;
определение решения системы линейных неравенств с одной переменной;
определение функции;
определение аргумента функции;
определение значения функции;
способы задания функции;
определение возрастающей функции;
определение убывающей функции;
определение линейной функции;
свойства линейной функции;
определение линейного уравнения с двумя переменными;
способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
находить модуль числа;
сравнивать рациональные числа;
выполнять арифметические действия с рациональными числами;
читать и записывать бесконечные периодические десятичные дроби;
находить коэффициент выражения;
приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки;
выполнять тождественные преобразования;
доказывать тождества;
решать уравнения, содержащие скобки и подобные слагаемые;
различать выражения, равенства и неравенства с переменной, тождества;
решать линейные уравнения с одной переменной;
решать линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля;
изображать числовые промежутки;
находить объединение числовых промежутков;
находить пересечение числовых промежутков;
решать линейные неравенства с одной переменной;
решать системы линейных неравенств с одной переменной;
решать линейные неравенства с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля;
вычислять длину окружности и площадь круга;
строить точки с рациональными координатами на координатной (числовой) прямой (оси) и координатной плоскости;
находить координаты точек на координатной (числовой) прямой (оси) и на координатной плоскости;
находить расстояние между точками координатной (числовой) прямой (оси);
находить расстояние от точки до прямой;
строить центрально-симметричные фигуры и фигуры, симметричные относительно оси;
находить значение функции по формуле, по таблице, по графику для указанного аргумента и аргумент по указанному значению функции;
строить график функции y = kx +b;
устанавливать свойства линейной функции;
задавать линейную функцию формулой по её графику;
устанавливать взаимное расположение графиков линейных функций по заданным формулам;
строить график линейного уравнения с двумя переменными;
решать системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения; способом подстановки и графическим способом;
решать задачи с помощью составления системы линейных уравнений с двумя переменными.
Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:
Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны применять:
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Знать, уметь | Повторение | Примечание |
Повторение курса математики 5 класса | 12 ч | | Знать: порядок действий с натуральными числами , с обыкновенными и десятичными дробями. Уметь: решать примеры с натуральными числами, с обыкновенными и десятичными дробями, решать уравнения, задачи, находить процент и округлять числа. | Действия натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, порядок действий, решение уравнений. | |
1 | Делимость натуральных чисел. | 1 | | |
2 | Свойства арифметических действий. | 1 | | |
3-4 | Арифметические действия над обыкновенными и десятичными дробями. | 2 | | |
5 | Нахождение значений выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. | 1 | | |
6-7 | Уравнения. | 2 | | |
8-9 | Решение текстовых задач. | 2 | | |
10-11 | Процент. Нахождение процента от числа и числа по его процентам. | 2 | | |
12 | Округление чисел. | 1 | | |
Отношение и пропорции | 24 ч | | Знать: понятие отношения, основного свойства пропорции, понятие масштаба, длины окружности, площади круга, сферы , шара. Уметь: решать задачи с помощью пропорции, находить масштаб, длину окружности, площадь круга. | Обыкновенные дроби, основное свойство обыкновенной дроби, нахождение процента от числа и числа по его процентам. | |
13 | Отношение. Процентное отношение двух чисел. | 1 | | |
14-15 | Пропорция. Основное свойство пропорции. | 2 | | |
16-17 | Пропорция. Основное свойство пропорции. | 2 | | |
18 | Пропорция. Основное свойство пропорции. | 1 | | |
19-20 | Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | 2 | | |
21 | Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | 1 | | |
22 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
23 | Повторение | 1 | | |
24-25 | Решение задач с помощью пропорций. | 2 | | |
26 | Решение задач с помощью пропорций. | 1 | | |
27-28 | Нахождение процента от числа и числа по ее процентам с помощью пропорции | 2 | | |
29 | Использование пропорции при построении диаграмм | 1 | | |
30-31 | Масштаб. | 2 | | |
32-33 | Длина окружности. Площадь круга. | 2 | | |
34 | Сфера. Шар. | 1 | | |
35 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
36 | Повторение | 1 | | |
Рациональные числа и действия над ними | 50 ч | | Знать: понятие и рациональных чисел, модуля числа. Уметь: находить модуль числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить расстояние между точками на координатной прямой. | Числовая прямая, сравнение чисел, действия натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. | |
37-38 | Положительные числа. Отрицательные числа. Координатная прямая. | 2 | | |
39-40 | Противоположные числа. Целые числа. Рациональные числа. | 2 | | |
41-42 | Модуль числа. Простейшие уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. | 2 | | |
43 | Простейшие уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. | 1 | | |
44-45 | Сравнение рациональных чисел. | 2 | | |
46 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | | |
47 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
48 | Повторение | 1 | | |
49-50 | Сложение рациональных чисел с помощью координатной прямой. | 2 | | |
51-52 | Сложение отрицательных рациональных чисел. | 2 | | |
53 | Сложение отрицательных рациональных чисел. | 1 | | |
54-55 | Сложение рациональных чисел с разными знаками. | 2 | | |
56-57 | Сложение рациональных чисел с разными знаками. | 2 | | |
58 | Свойства сложения рациональных чисел. | 1 | | |
59 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
60 | Повторение | 1 | | |
61-62 | Вычитание рациональных чисел. | 2 | | |
63-64 | Вычитание рациональных чисел. | 2 | | |
65-66 | Расстояние между точками координатной прямой. | 2 | | |
67 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
68 | Повторение | 1 | | |
69-70 | Умножение рациональных чисел. | 2 | | |
71 | Умножение рациональных чисел. | 1 | | |
72 | Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения рациональных чисел. | 1 | | |
73-74 | Деление рациональных чисел. | 2 | | |
75 | Деление рациональных чисел. | 1 | | |
76 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
77 | Повторение | 1 | | |
78-79 | Арифметические действия над рациональными числами. | 2 | | |
80-81 | Арифметические действия над рациональными числами. | 2 | | |
82-83 | Арифметические действия над рациональными числами. | 2 | | |
84 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
85-86 | Повторение | 2 | | |
Выражения и тождества | 15 ч | | Знать: понятие переменной, коэффициента, подобных слагаемых. Уметь: раскрывать скобки, находить подобные слагаемые. | | |
87 | Переменная. Выражение с переменной. | 1 | | |
88-89 | Распределительное свойство умножения рациональных чисел. | 2 | | |
90-91 | Раскрытие скобок. | 2 | | |
92-93 | Коэффициент. Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. | 2 | | |
94-95 | Приведение подобных слагаемых. | 2 | | |
96-97 | Тождественные преобразования выражений. Тождество. | 2 | | |
98-99 | Тождественные преобразования выражений. Тождество. | 2 | | |
100 | Контрольная работа №8 | 1 | | |
101 | Повторение | 1 | | |
Линейные уравнения с одной переменной | 16 ч | | Знать: понятие числовых неравенств, линейного уравнения. Уметь: находить решение числовых неравенств, решать задачи с помощью линейных уравнений. | | |
102-103 | Числовые равенства и их свойства. Решения уравнений. | 2 | | |
104-105 | Линейное уравнение с одной переменной. Равносильные уравнения. | 2 | | |
106-107 | Линейное уравнение с одной переменной. Равносильные уравнения. | 2 | | |
108 | Решение уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и использования правил раскрытия скобок. | 1 | | |
109-110 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 2 | | |
111-112 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 2 | | |
113-114 | Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. | 2 | | |
115 | Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. | 1 | | |
116 | Контрольная работа №9 | 1 | | |
117 | Повторение | 1 | | |
Линейные неравенства с одной переменной и их системы | 20 ч | | | | |
118-119 | Числовые неравенства и их свойства. | 2 | | |
120-121 | Числовые промежутки | 2 | | |
122-123 | Объединение и пересечение числовых промежутков | 2 | | |
124-125 | Объединение и пересечение числовых промежутков | 2 | | |
126-127 | Линейное неравенство с одной переменной. | 2 | | |
128 | Равносильные неравенства. Решение линейных неравенств с одной переменной. | 1 | | |
129-130 | Система линейных неравенств с одной переменной. | 2 | | |
131-132 | Система линейных неравенств с одной переменной. | 2 | | |
133-134 | Линейное неравенство с одной переменной, содержащее переменную под знаком модуля. | 2 | | |
135 | Решение линейных неравенств с одной переменной, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | | |
136 | Контрольная работа №10 | 1 | | |
137 | Повторение | 1 | | |
Координатная плоскость | 13 ч | | Знать: понятие координатной плоскости, осевой и центральной симметрии. Уметь: строить параллельные и перпендикулярные отрезки в прямоугольной системе координат. | Числовая прямая. | |
138-139 | Плоскость. Перпендикулярные прямые и отрезки. | 2 | | |
140-141 | Параллельные прямые и отрезки. | 2 | | |
142-143 | Координатная плоскость. Прямоугольная система координат. | 2 | | |
144-145 | Координатная плоскость. Прямоугольная система координат. | 2 | | |
146 | Координатная плоскость. Прямоугольная система координат. | 1 | | |
147-148 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. | 2 | | |
149 | Контрольная работа №11 | 1 | | |
150 | Повторение | 1 | | |
Функция. Линейная функция | 15 ч | | Знать: понятие функции, способы задания функции, понятие графика функции. Уметь: строить график заданной функции. | | |
151 | Функция. Аргумент и значение функции. | 1 | | |
152-153 | Способы задания функции: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический. | 2 | | |
154-155 | Область определения функции. | 2 | | |
156-157 | Возрастание и убывание функции. | 2 | | |
158-159 | Линейная функция и ее график. Свойства линейной функции. | 2 | | |
160 | Линейная функция и ее график. Свойства линейной функции. | 1 | | |
161-162 | Взаимное расположение графиков линейных функции. | 2 | | |
163 | Взаимное расположение графиков линейных функции. | 1 | | |
164 | Контрольная работа №12 | 1 | | |
165 | Повторение | 1 | | |
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | 21 ч | | Знать: понятие линейных уравнений, системы линейных уравнений. Уметь: решать системы линейных уравнений. | | |
166 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | | |
167 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
168-169 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 2 | | |
170-171 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 2 | | |
172-173 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 2 | | |
174 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 1 | | |
175 | Контрольная работа №13 | 1 | | |
176 | Повторение | 1 | | |
177-178 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 2 | | |
179-180 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными: способом сложения; способом подстановки; графическим способом. | 2 | | |
181-182 | Решение задач с помощью составления систем уравнений. | 2 | | |
183-184 | Решение задач с помощью составления систем уравнений. | 2 | | |
185 | Контрольная работа №14 | 1 | | |
186 | Повторение | 1 | | |
Повторение курса математики 6 класса | 18 ч | | Знать: понятие рациональных чисел, модуля, пропорциональную зависимость, координатную плоскость, линейные уравнения и неравенства. Уметь: выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить модуль, строить график ланейной функции. | | |
187-188 | Арифметические действия с рациональными числами. | 2 | | |
189 | Модуль числа. | 1 | | |
190 | Решение уравнений | 1 | | |
191-192 | Прямая и обратная пропорциональный зависимости. | 2 | | |
193 | Координатная плоскость. | 1 | | |
194 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | | |
195 | Линейные неравенства с одной переменной и их системы. | 1 | | |
196-197 | Линейное уравнение и неравенство с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. | 2 | | |
198 | Функция. | 1 | | |
199-200 | Линейная функция и ее график. | 2 | | |
201-202 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 2 | | |
203 | Годовая контрольная работа. | 1 | | |
204 | Повторение | 1 | | |