Рабочая программа учителя по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5А,Б,В,Г классов разработана на основе рабочей программы и авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских]; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Предметная область «Искусство» реализуется предметом «Изобразительное искусство». На изучение предмета отводится 1 ч в неделю – 34 ч. в год.
№ п/п | Тема урока | Предметные результаты | Характеристика деятельности учащихся | Белгородоведение (краеве дение) | Домаш- нее задание | Дата проведения | Приме- чание |
Личностные | Познавательные | Коммуника- тивные | Регулятивные | Класс | Дата по плану | Дата по факту |
| РАЗДЕЛ №1: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) | | |
1 | Декоративно –прикладное искусство и человек | Познакомить учащихся с ДПИ и его местом в жизни человека и общества, со славянской орнаментальной символикой и её символикой. | Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать: Декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Осваивать навыки: Декоративного общения в процессе выполнения практической творческой работы | Уметь прогнозиро- вать: Результат творческой деятельности | | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | 5А 5Б 5В 5Г | 03.09 03.09 04.09 03.09 | | |
2 | Древние образы в народном искусстве. | Создавать выразительные декоративно – обобщённые изображения на основе традиционных уроков | Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать: Декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Осваивать навыки: Декоративного общения в процессе выполнения практической творческой работы | Уметь прогнозировать: Результат творческой деятельности | Природа родного края (в символах) | Подобрать орнамент народной вышивки | 5А 5Б 5В 5Г | 10.09 11.09 10.09 10.09 | | |
3 | Убранство русской избы. | Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, наличник и т.д.) солярными знаками, растительными зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. | Определять и характеризовать: Отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной и изобразительной деятельности | Понимать и объяснять: целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков – образов в декоративном убранстве избы. | Осваивать: принципы декоративного обобщения в изображении | Дом как пространство жизни и творчества человека и общества. | Создание эскиза декора избы. | 5А 5Б 5В 5Г | 17.09 18.09 17.09 17.09 | | |
4 | Внутренний мир русской избы | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома | Сравнивать и сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности | Дом как пространство жизни и творчества человека и общества | Создать эскиз декора внешней отделки наличника | 5А 5Б 5В 5Г | 24.09 25.09 24.09 24.09 | | |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта | Изобразить выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. | Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Святыни родного Белогорья | Найти дополнительный материал «Декор крестьянского дома» | 5А 5Б 5В 5Г | 01.10 02.10 01.10 01.10 | | |
6 | Русская народная вышивка | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. | Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. | Осваивать навыки декоративного общения. | Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать – земля, древо жизни, птица света и т.п.), дополняя его орнаментальными поясами. | | Выстроить орнаментальную композицию. | 5А 5Б 5В 5Г | 08.10 09.10 08.10 08.10 | | |
7 | Народный праздничный костюм. | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северо или южнорусского костюмов. Выражать в форме, в цветовом решении, орнаментах костюма. | Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности. | Народная одежда Белгородчины как воплощение семейно-бытового и общинного уклада | Создать украшение орнаментом праздничного костюма. | 5А 5Б 5В 5Г | 15.10 16.10 15.10 15.10 | | |
8 | Народные праздничные обряды | Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, устно – поэтического и т.д.) | Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно – прикладное искусство. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и ИЗО деятельности. | Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. | | Создать праздничную обстановку в рисунке. Изобразить народные гуляния. Подбор загадок, прибауток, пословиц к конкретному народному празднику. | 5А 5Б 5В 5Г | 22.10 23.10 22.10 22.10 | | |
| РАЗДЕЛ №2: СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов) | | |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. | Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Память как ценность культуры Белогорья (искусство как визуализация памяти) | Создание декоративного элемента в соответствии с традициями народного промысла | 5А 5Б 5В 5Г | 05.11 06.11 05.11 05.11 | | |
10 | Искусство Гжели. | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. | Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. | Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка – «Мазка с тенями» | | Знать символизм синего, голубого, фиолетового тона. | 5А 5Б 5В 5Г | 12.11 13.11 12.11 12.11 | | |
11 | Городецкая роспись. | Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение произведения городецкого промысла. | Выявлять общность городецкой и гжельской росписях. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. | Осваивать основные приёмы кистевой росписи городца. Овладевать декоративными навыками. | | Создание композиции росписи традиции Городца | 5А 5Б 5В 5Г | 19.11 20.11 19.11 19.11 | | |
12 | Хохлома. | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы | Иметь представление о видах хохломской росписи «травка», роспись «Под фон», «кудрина», различать их. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров. | Осваивать основные приёмы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками. | | История народных промыслов. Сюжеты хохломской росписи. | 5А 5Б 5В 5Г | 26.11 27.11 26.11 26.11 | | |
13 | Жостово. Роспись по металлу | Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. | Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Соотносить многоцветие цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов | Осваивать основные приёмы жостовского письма. | | Создать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизированной манере | 5А 5Б 5В 5Г | 03.12 04.12 03.12 03.12 | | |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. | Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной утвари. | Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. | Осваивать основные приёмы росписи | | Создание эскиза предмета промысла и композицию росписи | 5А 5Б 5В 5Г | 10.12 11.12 10.12 10.12 | | |
15 | Роль народных промыслов и современной жизни. Урок-викторина. | Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно – познавательного материала. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей. | Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. | | Презентация выставочных работ по теме «Связь времён в народном искусстве» | 5А 5Б 5В 5Г | 17.12 18.12 17.12 17.12 | | |
16 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | Участвовать в отчёте поисковых групп. Участвовать в презентации выставочных работ. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве» | Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. | | Все повторить. | 5А 5Б 5В 5Г | 24.12 25.12 24.12 24.12 | | |
| РАЗДЕЛ №3: ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11 часов) | |
17 | Зачем людям украшения | Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме: объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве» | Выявлять и объяснять в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно – прикладного искусства. | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя) | | Декор костюма людей разного статуса и разных стран | 5А 5Б 5В 5Г | 14.01 15.01 14.01 14.01 | | |
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно – прикладного искусства Древнего Египта. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно – прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. | Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративному искусству Древнего Египта. | Выявлять в произведениях декоративно – прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов и декора. | Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Выполнение эскиза украшения (ожерелье, подвеска, браслет) | 5А 5Б 5В 5Г | 21.01 22.01 21.01 21.01 | | |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | | 5А 5Б 5В 5Г | 28.01 29.01 28.01 28.01 | | |
20 | Одежда говорит о человеке | Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в стилях одежды» | Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. | Народная одежда Белгородчины | Творческая работа «Бал во дворце» (изображение мебели и отдельных предметов) | 5А 5Б 5В 5Г | 04.02 05.02 04.02 04.02 | | |
21 | Одежда говорит о человеке | 5А 5Б 5В 5Г | 11.02 12.02 11.02 11.02 | | |
22 | Одежда говорит о человеке | Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в стилях одежды» | Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. | Народная одежда Белгородчины | Творческая работа «Бал во дворце» (нарядные костюмы людей) | 5А 5Б 5В 5Г | 18.02 19.02 18.02 18.02 | | |
23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь законченности и лаконичности изображения и цветового решения | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения гербов и эмблем | Понимать смысловое значение изобразительно – декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного изобразительного элементов. | Святыни родного Белогорья | Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов членов семьи) | 5А 5Б 5В 5Г | 25.02 26.02 25.02 25.02 | | |
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | 5А 5Б 5В 5Г | 03.03 04.03 03.03 03.03 | | |
25 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь законченности | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения гербов и эмблем | Понимать смысловое значение изобразительно – декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного изобразительного элементов. | | Поисковая работа: Возникновение герба и флага г.Белгорода и области. | 5А 5Б 5В 5Г | 10.03 11.03 10.03 10.03 | | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Участвовать в итоговой игре – викторине с привлечением зрительного материала по декоративно – прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративного – прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского) | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно – прикладному искусству по социально – стилевым признакам. | Использовать новые художественные термины | Соотносить костюм и его образный строй с владельцем. | | Творческая работа с аналитическими заданиями, систематизация зрительного материала | 5А 5Б 5В 5Г | 17.03 18.03 17.03 17.03 | | |
27 | Роль декоратив-ного искусства в жизни человека и общества. (обобщ.темы) | | 5А 5Б 5В 5Г | 24.03 25.03 24.03 24.03 | | |
РАЗДЕЛ №4: ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 часов) | |
28 | Современное выставочное искусство | Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно – прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т.п. | Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно – прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно – прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Использовать в речи новые термины | Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | Память как ценность культуры Белогорья | Изображать элементы декоративного искусства и традиционно народного | 5А 5Б 5В 5Г | 07.04 08.04 07.04 07.04 | | |
29 | Современное выставочное искусство | 5А 5Б 5В 5Г | 14.04 15.04 14.04 14.04 | | |
30 | Ты сам – мастер. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого» - к сложному | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций | Участвовать в подготовке итоговой выставке творческих работ | Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Память как ценность культуры Белогорья | Понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры. | 5А 5Б 5В 5Г | 21.04 22.04 21.04 21.04 | | |
31 | Ты сам – мастер. | 5А 5Б 5В 5Г | 28.04 29.04 28.04 28.04 | | |
32 | Ты сам – мастер. Творческий проект | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Разрабатывать, создавать эскизы панно, витражей, коллажей, декоративных украшений. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого» - к сложному | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций | Участвовать в подготовке итоговой выставке творческих работ | Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. | 5А 5Б 5В 5Г | 05.05 06.05 05.05 05.05 | | |
33 | Ты сам – мастер. Творческий проект | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого» - к сложному | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций | Участвовать в подготовке итоговой выставке творческих работ | Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. | 5А 5Б 5В 5Г | 12.05 13.05 12.05 12.05 | | |
34 | Выставка-отчет «Декоративное искусство» | Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство» | Участвовать в итоговой игре – викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно – прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. | Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Использовать в речи новые художественные термины | Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | | Итоговая выставка творческих работ | 5А 5Б 5В 5Г | 19.05 20.05 19.05 19.05 | | |
Правильное выполнение заданий – максимально в 4 балла. Сюжет рисунка соответствует теме – 1 балл. Использует в рисунке линию горизонта – 1 балл. Соблюдены пропорции – 1 балл. Рисунок распределен по всей поверхности листа – 1 балл.
3.Особые знаки на щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах (фигуры)