№ п.п. | Дата | Кол час | Содержание | Виды учебной деятельности |
УУД Личностные: формировать основ российской гражданской общности (идентичности), чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. принимать и осваивать социальную роль ученика (обучающегося), развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысла учения. развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. понимать значимость позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. формировать эстетические потребностей, ценности и чувства. развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. освоить начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения. осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. овладеть следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственных связи; строить рассуждения; относить к известным понятиям. слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Уметь активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. определять общее цели совместной деятельности и путей их достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и в духе сотрудничества. овладеть базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы; пересказывать сюжет известной сказки по рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. различать слово и предложение, слово и слог; различать слово как двустороннюю единицу языка; разбираться в значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей; различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; определять имена собственные и правильно их записывать; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.); осознавать слово как единство звучания и значения; первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах; составлять тематические группы слов по определённым темам. различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении; верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу в словах; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); без ошибок списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему. наблюдать за образованием звуков речи; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов; находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий. различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из слов; составлять предложения по схеме, по рисунку; писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; правильно оформлять предложения на письме: употреблять прописную букву в начале предложения и ставить необходимые знаки препинания в конце. определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность; устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. понимать, что язык — основное средство человеческого общения и взаимопонимания и представляет собой явление национальной культуры; осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. иметь первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. усвоить главные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции. понимать слово как двустороннюю единицу языка, как взаимосвязь значения и звучания слова. Практически усвоить заместительную (знаковую ) функцию языка. овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. овладевать учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
В МИРЕ ОБЩЕНИЯ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | В мире общения. Речевой этикет. | Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Использовать вежливые слова в общении друг с другом и в повседневном общении со взрослыми. Понимать уместность обращения к собеседнику по имени или имени и отчеству. Проявлять уважение к собеседнику. Осваивать вежливую форму общения, навыки культурного ведения диалога. Обращать внимание на мимику и жесты говорящего, объяснять уместность использования жестов. Строить собственные высказывания о необходимости изучать и любить родной язык на основе использования слов и предложений из прочитанных художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости). Уметь писать короткие сообщения и записки, используя обращение, краткое содержание, вежливые слова, подпись |
-
| | 1 | В мире общения. Родной язык как средство в общении. |
РОЛЬ СЛОВА В ОБЩЕНИИ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Роль слова и предложения в общении. | Понимать роль слова в общении. Находить слова и выражения, помогающие точно выразить свою мысль, чтобы достичь поставленной цели общения. Участвовать в диалоге, использовать вежливые слова, проявлять внимание и уважение к собеседнику, терпеливо выслушивать его, не перебивая, высказывать своё мнение, уметь договариваться с друзьями. Уметь переключать внимание на собеседника, проявлять к нему уважение, симпатию и доброжелательность Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения. Грамотно писать словарные слова, составлять с ними предложения. Списывать с печатного текста, соблюдая правила правописания слов. Записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного |
-
| | 1 | Слово и его роль в нашем общении. |
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Слово и его значение. | Объяснять устройство слова на наглядно-образных (двусторонних) моделях. Различать на моделях слов звуковую (внешнюю) сторону и значение (внутреннюю) сторону. Понимать смысл, значение слов, используемых в речи. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по разному характеризующих его. Понимать необходимость обогащения своего словарного запаса. Принимать участие в игре, которая помогает познавать мир через слово, «Кто больше знает слов и их значений?», направленной на активизацию словаря (подбирать слова к каждой теме, например, человек, его семья, возраст: младенец, дитя, старец; облик человека: его рост, фигура, волосы, качества и черты характера: ум, смелость, честность). Писать слова под моделями слов, определять в них мягкие и твёрдые согласные звуки. Составлять и писать предложения, соблюдая каллиграфические требования. Применять правила правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных |
-
| | 1 | Слово как «заместитель» реальных предметов. |
-
| | 1 | Имена собственные и нарицательные, их правописание. |
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Различие имён собственных и нарицательных. | Различать имена собственные и имена нарицательные (слова с одним общим для всех значением). Преобразовывать полные формы имён собственных в формы имён с уменьшительным или ласкательным значением. Наблюдать за значением слова, за выразительными возможностями русских имён. Передавать в речи, в именах собственных своё отношение к собеседнику, положительные или отрицательные оттенки. Употреблять прописную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных. |
-
| | 1 | Правописание имён собственных и нарицательных. Тест. |
СЛОВА С НЕСКОЛЬКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Слова с несколькими значениями. Обобщение изученного. | Сравнивать предметы, названные одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова на конкретных примерах его употребления. Писать связно буквы в словах и предложениях; проговаривать слова при их написании. Осваивать действие самоконтроля |
-
| | 1 | Слова с несколькими значениями. Диктант. |
СЛОВА, БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Слова, близкие по значению (синонимы) | Сравнивать синонимы и антонимы по значению и звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Различать смысл слов с противоположным значением (добрый — злой, старательный — ленивый). Объяснять значение слов-антонимов. Находить слова со сходным и противоположным значением в текстах пословиц и загадок (вместе с учителем). Использовать словари синонимов и антонимов. |
-
| | 1 | Слова, противоположные по значению (антонимы). Тест. |
ГРУППЫ СЛОВ (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Знакомство с разными группами слов. | Группировать слова по заданным темам; объединять слова с общим значением (предметность, действие, свойство) по вопросам. Находить слова каждой группы в текстах. Определять слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Правильно ставить вопросы (кто? что? какой? что делает?) к словам каждой группы; определять их общее значение. Выписывать из текста слова по вопросам: кто? какой? что делает? Составлять с ними предложения. Соблюдать правила оформления предложений на письме. |
-
| | 1 | Знакомство с разными группами слов. |
-
| | 1 | Вопросы к словам разных групп.(кто? что? какой? что делает?) Тест. |
ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Звуки и буквы. | Различать звуки и буквы. Проводить слого - звуковой анализ слов. Понимать и объяснять на примерах роль звуков в различении слов. Пони мать значение алфавита для развития письменной речи. Называть буквы в алфавитном порядке. Осмысливать различия между звуком и буквой, названиями букв и звуками: ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф). Составлять слова из заданных букв, игра «Кто больше?». Писать словарные слова, составлять с ними предложения. Списывать с печатного текста, соединяя буквы в словах. Записывать слова, предложения, пословицы, расставляя их в алфавитном порядке по начальной букве |
-
| | 1 | Алфавит как основа письменности |
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ. (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Обобщение изученного. | Объяснять основные способы обозначения звуков (гласных и согласных) на письме. Проводить звуко - буквенный анализ слов с мягкими согласными (вместе с учителем). Обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. Анализировать (вместе с учителем) примеры звукописи в стихотворных текстах. Писать под диктовку буквы для обозначения гласных звуков. Связно писать все буквы в слове, проводить самоконтроль. Называть мягкие согласные в парах слов (лук — люк, рыл — рис, мал — мял), выбирать буквы гласных для правильного написания слов и записывать их. |
-
| | 1 | Согласные звуки. Обозначение их буквами. Диктант. |
СЛОГИ. ПЕРЕНОС СЛОВ. (2 ЧАСА) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Деление на слоги. Определение количества слогов в слове. Проверочная работа. | Делить слово на слоги, опираясь на его ритмическое произнесение и определение количества гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре. Писать словарные слова, делить их на слоги. Дописывать в словах недостающие слоги (игра «Слоговые цепочки») |
-
| | 1 | Правила переноса слов. Тест. |
УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Ударение. | Определять безударные гласные в словах, которые надо проверять. Ставить ударение в словах, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными номами. Запоминать правильное произношение слов. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи |
-
| | 1 | Роль ударения в узнавании слова. |
-
| | 1 | Безударные гласные как орфограмма. Способы проверки безударных гласных. Проверочная работа. |
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обобщение изученного. | Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков . Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, я, ю, и. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, мяч, конь) |
-
| | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме. Диктант. |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных на письме. Проверочная работа. |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Шипящие согласные звуки. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формулировать правила правописания буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу; писать слова с ними; находить их в пословицах, предложениях и текстах. Классифицировать слова с буквосочетаниями по группам с помощью вопросов (что? какой? что делает?). Списывать слова, предложения с изучаемыми орфограммами. Находить в тексте слова с буквосочетаниями и выписывать их. Использовать действие самоконтроля. Озаглавливать текст. Воспроизводить содержание текста по вопросам |
-
| | 1 | Правописание буквосочетаний. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Правописание буквосочетаний. Диктант. |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь. (3 ЧАСА) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | Различать слова с разделительным мягким знаком (ь) и без него (семя — семья). Наблюдать за работой разделительного мягкого знака (ь), который показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Образовывать слова так, чтобы в них появлялся мягкий знак (крыло — крылья). Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака (ъ) в словах. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Контролировать написанное, вносить коррективы. Составлять объявления по заданной форме, используя коммуникативную модель (кто обращается, к кому, с какой целью; культура письма, вежливые слова). Уметь найти и подчеркнуть в тексте (басня Л. Толстого) предложение, выражающее главную мысль. Объяснять смысл басни с опорой на модель общения (кто, кому и что говорит); понимать и уметь сформулировать цель общения, отношение к людям |
-
| | 1 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Проверочная работа. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Разделительный твёрдый знак. Диктант. |
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ. (5 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами | Характеризовать звуки (гласные — согласные, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение парных звонких — глухих согласных в конце слова и обозначение их на письме. Знать правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова. Делить сплошной текст на предложения, правильно оформляя их на письме. Выписывать слова с парны ми звонкими — глухими согласными на конце слова, подбирать проверочные слова. Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию. Использовать на письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком (ь) и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним. Уметь пользоваться орфографическим словариком. Писать слова, предложения с опорой на правила правописания |
-
| | 1 | Звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами |
-
| | 1 | Парные звонкие и глухие согласные как орфограмма и способы их проверки. Тест. |
-
| | 1 | Парные звонкие и глухие согласные как орфограмма и способы их проверки. Проверочная работа. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Парные звонкие и глухие согласные как орфограмма и способы их проверки. Диктант. |
ОТ СЛОВА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Предложение. Правила записи предложений. Тест. | Отличать предложение от слова. Понимать роль слова: называть предметы, их свойства и действия (давать им имена); цель составления предложения коммуникативная: сообщить, задать вопрос, дать совет, выразить просьбу, приказать, выразить сильное чувство. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, играх, маме, природе). Владеть культурой письменной речи. Правильно оформлять предложения на письме: писать прописную букву в начале, ставить знаки препинания (точку, вопросительный или восклицательный знаки) в конце предложения, делать пробелы между словами. Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку. Самостоятельно определять постановку знаков препинания в конце предложений, использовать действие самоконтроля. |
-
| | 1 | Предложение. Правила записи предложений. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Знаки препинания в конце предложений. Списывание. |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложений. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Знаки препинания в конце предложений. Диктант. |
ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ТЕКСТУ (6 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Текст как речевое произведение. | Находить слова и выражения, которые помогают ясно выразить свою мысль и реализовать поставленные цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Владеть культурой устной речи (правильно ставить в словах ударение; интонационно оформлять предложение в устной речи). Обращать внимание на выбор слов, на построение предложений, на убедительность речи, на использование в устной речи слов синонимов, антонимов, а также слов, точно обозначающих признаки и действия предметов. Избегать в речи лишних, пустых, ненужных слов, стремиться ясно выражать свои мысли. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, записку, приглашение, объявление, опираясь на знание их структуры (обращение, краткое сообщение или просьба, подпись). Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к изучению русского языка. |
-
| | 1 | Текст как речевое произведение. Автор текста. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Повторение и закрепление изученного. Списывание. |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного. Обобщение изученного. |
-
| | 1 | Повторение и закрепление изученного. Диктант. |
-
| | 1 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного. |