7 класс урок 9 камерная музыка
В 16 веке зарождается новая область музыки – камерная. В названии некоторых живописных
полотен на этот сюжет фигурирует слово « консорт», которое означает – общаться,
гармонировать. В это время возникает инструментальный ансамбль в котором участвовали
монархи и придворные аристократы. Совместное музицирование – не для слушателей,
для себя – было формой их общения, как приятная беседа. Такой камерная музыка оставалась
до 18 века, она была привилегией вельмож и не выходила за пределы салонов аристократов.
В 19 веке совместное музицирование становится в России популярным в среде петербургской
и московской знати.
Совершенно новую окраску обрела эта область музыкального искусства в XX столетии,
отошли те времена, когда камерное музицирование было исключительно привилегией
избранных. В наши дни камерная музыка переживает новый рассвет, служа самому
широкому кругу слушателей.
Камерная музыка –(от лат. camera - комната;) - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования.
Что же отличает камерное искусство от других областей музыки?
Прежде всего в ней не должно быть ничего что шло бы
вопреки акустическим свойствам небольшого помещения.
Можно, например представить, что будет, если в маленький зал
втиснуть большой симфонический оркестр и исполнить симфонию.
Этим будут нарушены акустические законы, и слушать
музыку станет практически невозможным.
Поэтому одно из главных условий камерного музицирования – это небольшое
число музыкантов и небольшая аудитория.
Главными инструментами в камерной музыке стали члены скрипичного семейства,
фортепиано, флейта. Никогда не услышим в камерном составе трубу, тромбон или барабан.
По принятой классификации «камерная музыка» включаются соло, дуэты, трио, квартеты, квинтеты
Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов.
ПЕСНЯ—это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.
Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.
"Блоха" (Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха)
композитор М. П. Мусоргский, слова В. И. Гёте
Исполняет Федор Шаляпин.
Послушай произведение!
https://www.youtube.com/watch?v=lCcCEnXWO0E
Жил-был король, когда-то при нём блоха жила.
Блоха, блоха.
Милей родного брата она ему была.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Зовёт король портного: "Послушай ты, чурбан,
Для друга дорогого сшей бархатный кафтан".
Блохе, да да хе-хе-хе-хе-хе блохе.
Хе-хе-хе-хе-хе кафтан,
Ха-ха-ха-ха-ха-ха,
Ха-ха-ха блохе кафтан.
Чтоб жарко и парко блоха моя жила,
И полная свобода ей при дворе дана.
При дворе хе-хе-хе-хе-хе блохе ха-ха-ха,
Ха-ха-ха-ха-ха-ха блохе.
Король ей сан министра и с ним звезду даёт,
И с нею и другие пошли все блохи в ход а-ха.
И самой Королеве и фрейлинам ея
От блох не стало мочи, не стало и житья ха-ха.
И тронуть-то боятся не то чтобы их бить,
А мы, кто стал кусаться, тотчас давай душить.
Ха-ха-ха-ха-ха ха-ха-ха,
Ха-ха-ха-ха-ха ха-ха-ха-ха,
А а-ха-ха ха-ха.
ПОСЛУШАЙТЕ «ВОКАЛИЗ» в исполнении Эдуарда Хиляhttps://www.youtube.com/watch?v=AeTew6QfgvI
Автор вокализа – композитор Аркадий Островский. Датой его написания указывается 1966 год. Изначально предполагалась, что эта будет песня, и у неё должен был быть текст. Другом и частным соавтором Островского был поэт-песенник Лев Ошанин. Как и у всех творческих людей, в ходе совместной работы у них частенько возникали разногласия. Между поэтами и композиторами ведется известный спор о том, что для песни важнее – музыка или стихи. По версии, изложенной сыном композитора, «очередной раунд» спора на эту тему и стал «импульсом» для создания композиции. Ошанин доказывал соавтору, что «песня без слов – не песня», на что Островский ответил: «Обойдусь без своих стихов». Вокализ был написан на спор, чтобы доказать поэту свою правоту.
РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
ПОСЛУШАЙТЕ романс Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы
«ЭТА ЖЕНЩИНА В ОКНЕ»https://www.youtube.com/watch?v=61aOEDkKlIk
Сегодня написано много современных песен, вокализов и романсов. Эти жанры популярны и в наши дни, но исполняются не только дома, в маленьких залах, но и в больших концертных и филармонических залах и даже на стадионах.