Карта урока
для организации занятий
с использованием дистанционных технологий обучения
Учитель:Горлова Светлана Геннадиевна
Предмет: физика
Класс: 9 класс, «Физика 9» автор А.В, Перышкин
Дата проведения урока: 14 ноября 2023 года
Способ предоставления информации обучающимися:
Самостоятельно с пояснением учителя и выполнения домашнего задания: формат: дистанционное обучение;
способ предоставления: Сферум, ИСОУ «Виртуальная школа».
Тема урока: «Прямолинейное и криволинейное движение»
Цель урока:
Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности.
Ввести понятие центростремительного ускорения и центростремительной силы.
Продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении на окружности.
Воспитывать самостоятельность, учить детей сотрудничеству, воспитывать уважение к мнению других, пробуждать любознательность и наблюдательность.
Задание:
Изучить §19, выписать основные понятия, определение, формулы, рассмотреть примеры решения задач.
Просмотреть видео-урок по ссылке:
https://youtu.be/GLRl7WHefXE
https://youtu.be/Wk5Ff6LCgwg
3. Объяснение нового материала:
Действие на тело силы в одних случаях может привести к изменению только модуля вектора скорости этого тела, а в других — к изменению направления скорости. Покажем это на примерах.
На рисунке 34, (а) изображён шарик, лежащий на столе в точке А. Шарик привязан к одному из концов резинового шнура. Второй конец шнура прикреплён к столу в точке О. Если шарик переместить в точку В, то шнур растянется. При этом в нём возникнет сила упругости
, действующая на шарик и стремящаяся вернуть его в первоначальное положение. Если теперь отпустить шарик, то под действием силы
он будет ускоренно двигаться к точке А. В данном случае скорость шарика в любой точке траектории (например, в точке С) сонаправлена с силой упругости и ускорением, возникшим в результате действия этой силы. При этом меняется только модуль вектора скорости шарика, а направление вектора скорости остаётся неизменным, и шарик движется прямолинейно.
Теперь рассмотрим пример, в котором под действием силы упругости шарик движется криволинейно (т. е. траектория его движения представляет собой кривую линию). На рисунке 34, (б) изображён тот же шарик на резиновом шнуре, лежащий в точке А. Толкнём шарик к точке В, т. е. придадим ему начальную скорость, направленную перпендикулярно отрезку ОА. Если бы на шарик не действовали никакие силы, то он сохранял бы величину и направление полученной скорости (вспомните явление инерции). Но, двигаясь к точке В, шарик удаляется от точки О и чуть-чуть растягивает шнур. Поэтому в шнуре возникает сила упругости
, стремящаяся сократить его до первоначальной длины и одновременно приблизить шарик к точке О. В результате действия этой силы направление скорости шарика в каждый момент его движения немного меняется, поэтому он движется по криволинейной траектории АС. В любой точке траектории (например, в точке С) скорость шарика
и сила
направлены вдоль пересекающихся прямых: скорость — по касательной к траектории, а сила — к точке О.
Р
ассмотренные примеры показывают, что действие на тело силы может привести к разным результатам в зависимости от направления векторов скорости и силы.
Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно, а если они направлены вдоль пересекающихся прямых, то тело движется криволинейно.
Верно и обратное утверждение: если тело движется криволинейно, то это значит, что на него действует какая-то сила, меняющая направление скорости, причём в каждой точке сила и скорость направлены вдоль пересекающихся прямых. Существует бесчисленное множество различных криволинейных траекторий. Но часто кривые линии, например линия ABCDEF (рис. 35), могут быть представлены в виде совокупности дуг окружностей разных радиусов.
Поэтому во многих случаях изучение криволинейного движения тела сводится к изучению его движения по окружности.
Домашнее задание – Изучить §18, рассмотреть и записать задачи представленные в учебнике, упр.19
Упражнение 19
1
. Шарик катился по горизонтальной поверхности стола от точки А к точке В (рис. 36). В точке В на шарик подействовали силой
. В результате он стал двигаться к точке С. В каком из направлений, обозначенных стрелками 1,2, 3 и 4, могла действовать сила
?
Домашнее задание – Изучить §19, выполнить письменно упр.19 №1
Вопросы можно задавать на адрес эл. почты s_gorlova66@mail.ru