СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РАЗРАБОТАЛА: БУВАЛИНА С.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

 

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Просмотр содержимого документа
«КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РАЗРАБОТАЛА: БУВАЛИНА С.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецк»







«КАРТОТЕКА

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ



НА РАЗВИТИЕ



РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»



«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»





Цель:

- Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц.

Оборудование:

Мыльные пузыри.

Ход игры:

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«ВЕТЕРОК»





Цель:

- Развитие сильного плавного ротового выдоха активизация губных мышц.

Оборудование:

Бумажные султанчики.

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть с султанчиками. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Упражнения:

«ПОКАТАЙ КАРАНДАШ»

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдохнуть через рот, покатить по столу круглый карандаш.



«СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».





ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА»



  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик /диаметром 2-3 см/, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. /Это «футбольные ворота»/

  2. То же но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.

«БАБОЧКА ЛЕТИ»



Цель:

- Развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:

Яркие бумажные бабочки / 2-3 шт. /

Ход игры:

Перед началом занятия нужно привязать нитку длиной 20 – 40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки весели на уровне лица стоящего ребенка.

«ЛИСТОПАД»

Цель:

- Обучение плавному, свободному выдоху.

Оборудование:

Вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги: желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.


Ход игры:


Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!


Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.


- Все листики на земле…. Давайте соберем листочки в ведерко.

«КОРАБЛИК»

Цель:

- Развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.

Оборудование:

Кораблики, сделанные из бумаги.



Ход игры:

Педагог объясняет детям, для того, чтобы бумажный кораблик в тазу с водой двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Педагог сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:


Ветер, ветерок!

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги – реки.

«ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»



Цель:

- Развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование:

Чашка из цветного картона.



Ход игры:

Детям выдаются, картонные чашки и предлагается подуть, чтобы остудить чай.



«ТРИ МЕДВЕДЯ»



Цель:

- Развитие силы голоса.

Оборудование:

Игрушки три медведя.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович / низкий голос, Настасья Петровна / голос средней высоты /. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:



- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме?



«СНЕГОПАД»





Цель:

-Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование:

«Снежинки» сделанные из ваты.



Ход игры:

Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

«БЕГЕМОТИК»



Цель:

- Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Педагог произносит рифмовку:


Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается /вдох /.

То животик опускается /выдох /.


Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:


Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается /вдох /,

То животик опускается /выдох /.

«ВОЛШЕБНЫЙ ОДУВАНЧИК»

Цель:

-развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Оборудование:

Цветы одуванчики.

Ход игры:

Игру проводят на участке, где растут одуванчики. Педагог предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно, чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

«МЕДВЕЖОНОК И БАБОЧКА»



Цель:

- Развитие дыхания.

Оборудование:

Картинки с изображением медвежонка и бабочки, прикрепленной на ниточке.

Ход игры:

Педагог предлагает подуть на медвежонка и увидеть, как бабочка взлетает с его пальца.



«ВЕТРЯННАЯ МЕЛЬНИЦА»



Цель:

- Развивать сильную направленную воздушную струю.

Оборудование:

Игрушка – мельница из песочного набора или вертушка.

Ход игры:

Педагог предлагает подуть на вертушку, чтобы она закрутилась / подуть сильно как ветер /. Педагог сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:



Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!



«ВДОХ И ВЫДОХ»





Цель:

- Дифференциация ротового и носового дыхания.

Ход игры:

Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.


Носом вдох, а выдох ртом,

/Соответствующие движения./

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша,

Как? Покажем малышам.