СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека коррекционно-развивающих игр по теме: "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке представлены игры и упражнения по развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, игры по развитию лексико-грамматических категорий. 

Просмотр содержимого документа
«Картотека коррекционно-развивающих игр по теме: "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

1.Развитие речевого дыхания

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе. 

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе. 
2.Мимико-артикуляционная гимнастика

"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­ БОЧКИ».

"Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Сильный язычок» С силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).

«Болтушка» Широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад

«Качели» Открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
«Катушка за ВЕРХНИМИ зубами»

3.Пальчиковая гимнастика

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

4.Речь с движением

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

5.Развитие лексико-грамматических категорий

Дид игра «Один –много»

Ворона - (вороны) сорока – (сороки)

Голубь - (голуби) сова – (совы)

Снегирь - (снегири) клёст - (клесты)

Перо - (перья) крыло - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

Упражнение «Скажи наоборот».

У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное)

У вороны клюв большой, а у воробья - … .

У воробья хвост короткий, а у вороны - … .

У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.

Упражнение «Кто как голос подаёт?»

Ворона?

Кар - кар. Значит, она что делает? Каркает.

Синица?

Синь - синь - синь. Что она делает? Свистит.

Сорока?

Тр - тр -тр. Что она делает? Трещит, стрекочет.

Воробей?

Чик-чирик. Что он делает? Чирикает.

Голубь?

Гур- гур - гур. Что он делает? Воркует.

 Упражнение «Составь новое слово»

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Игра «Четвертый лишний»

  • Снегирь, ворона, аист, сова.

  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.

  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

  • Снегирь, воробей, грач, сорока

  • Соловей, лебедь, кукушка, ворона

  • Воробей, сорока, аист, синица