Картотека опытов и экспериментов
Составила: Терентьева
Наталья Александровна
ГО Краснотурьинск 2020 год
Цели экспериментальной деятельности:
1. развивать познавательную активность;
2.создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка;
3.развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
4.развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
Обучающие задачи:
1.расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2.развивать представления об основных физических явлениях развивать;
3.развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
Развивающие задачи:
1.расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
2.расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
3.знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
Воспитательные задачи:
1.формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
2.развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
УГАДАЙ ПО ЗАПАХУ РАСТВОРЕНИЕ ВЕЩЕСТВ |
ЗАГОДОЧНАЯ БУМАГА РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ |
ВОЛШЕБНЫЙ ВОЛЧОК ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ |
СВАЛКА И ДОЖДЬ ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК |
ДРУЖБА КРАСОК ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК
ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
ПТИЦЫ И НЕФТЬ НЕФТЕНАЯ РЕЧКА
ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ
"Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2.Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность
"отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
«Свалка и дождь»
1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке.
2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки.
3. Поливаем губки из лейки водой.
4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная
«Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
«Как получить белый цвет или волшебный волчок»
1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный) .
2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка.
3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно.
«Дружба красок» (смешивания красок)
1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)
2. Берем три стакана с водой.
3. В первом стакане смешиваем красный
и желтый цвета – получился оранжевый.
4. Во втором стакане смешиваем синий
и красный – получаем фиолетовый.
5. В третьем стакане смешиваем
желтый и синий – получаем зеленый. Почему?
"Загадочная бумага»
1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.
2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?
3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.
4. Складываем тот же лист гармошкой.
5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.
"Волшебный шарик"
1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.
2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?
3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?
«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?
«Волшебная пирамидка»
1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?
«Угадай по запаху»
1. Ребенку завязать глаза.
2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др.
3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху
" Круговорот воды в природе, или путешествие капельки"
(для взрослых)
1. Ставим банку с водой, и в нее помещаем кипятильник.
2. над банкой устанавливается бутылка со снегом внутри.
3. Под этой бутылкой устанавливаем обрезанный баллон с отверстием.
4. Включаем кипятильник, пар поднимается вверх, охлаждается, стекает в обрезанный баллон и из него обратно в банку.
"Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2.Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая) .
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность " отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
"Волшебный шарик"
1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.
2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?
3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?
«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
«Нефтяная речка»
1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)
3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Литература
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.