СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр на ориентировку в пространстве (младшая группа)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека подвижных игр на ориентировку в пространстве (младшая группа)

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр на ориентировку в пространстве (младшая группа)»

Карточка № 1 К 3.5.


«Найди свое место (домик)»


Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в беге.

Правила игры. Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая скамейка, круг, начерченный на земле или на полу, обруч и другое. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик)» они возвращаются на свои места.

Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Оборудование. Стулья, гимнастическая скамейка.


Карточка № 2 К 3.5.


«Угадай, кто кричит»


Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.


Карточка № 3 К 3.5.


«Что спрятано?»


Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания. Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотипные, изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. В игре можно закреплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета. Игру можно провести и так: когда воспитатель убирает предметы, отворачивается только один ребенок, потом он определяет, какой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать.

Оборудование. Кубики, флажки, погремушки, мячики.


Карточка № 4 К 3.5.


«Иди тихо»


Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Педагог стоит у выхода из зала с закрытыми глазами. Дети один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках, пройти мимо него. Если кто-то из малышей идет недостаточно тихо, воспитатель прикасается к нему рукой. Ребенок становится в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонне тихо говорит педагогу: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза.

Указания. Мимо воспитателя можно не только проходить, но и тихо пробегать.

Карточка № 5 К 3.5.


«Курочка – хохлатка»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, внимание, речь.

Правила игры. Воспитатель выполняет роль курицы. Один ребенок – «кошка», садиться у гимнастической скамейки и закрывает глаза, как будто спит. Остальные дети – «цыплята» ходят с воспитателем со словами:

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

(Дети имитируют цыплят)

Квохчет курочка: ко-ко,

Не ходите далеко.

Приближаясь к кошке, дети произносят:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка ловит цыплят, а курица защищает: уходи, не дам тебе цыплят. Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка № 6 К 3.5.


«Догоните мяч»

Цель: развивать у детей умение ловить мячи, ориентироваться в пространстве. Правила игры. Дети сидят или стоят в одном конце спортивного зала. Рядом с детьми стоит воспитатель и держит в руках корзину с мячами. Воспитатель высыпает мячи из корзины, дети бегут за ними и ловят. Пойманные мячи дети кладут обратно в корзину, которую держит воспитатель на уровне вытянутой руки ребенка.

Игра повторяется 2-3 раза.

Указания. Дети должны бегать не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование. Корзина, мячи.


Карточка № 7 К 3.5.



«Что спрятано?»



Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз.

Оборудование. Кубики, флажки, погремушки, мячики.

Карточка № 8 К 3.5.


«Угадай, кто кричит»


Цель: развивать у детей умение ориентиро-ваться в пространстве.

Правила игры. Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

Карточка № 9 К 3.5.



«Найди свое место (домик)»



Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в беге.

Правила игры. Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая скамейка, круг, начерченный на земле или на полу, обруч и другое. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик)» они возвращаются на свои места.

Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Оборудование. Стулья, гимнастическая скамейка.


Карточка № 10 К 3.5.



«Найди свой цвет»

Цель: упражнять детей в беге. Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флажком определенного цвета. По сигналу «идите гулять» малыши расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флажка соответствующего цвета. Педагог отмечает, какая группа раньше собралась. Затем игра повторяется (5-6 раз).

Указания. После нескольких повторений, когда малыши хорошо усвоят игру, педагог может предложить им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, а сам тем временем переставит флажки в углах комнаты.

Оборудование. Флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Карточка № 11 К 3.5.


«Скорее в круг»


Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; упражнять в беге, развивать быстроту, ловкость.

Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сигнала «Скорее в круг!»

На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит педагог. На сигнал «Скорее в круг!» дети стараются вбежать в маленький круг, педагог ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.


Карточка № 12 К 3.5.


«Не опаздывай»


Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание.

Педагог раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки.

Во время игры педагог следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.


Карточка № 13 К 3.5.


«Конники»


Цель: приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Группа детей становится у одного края площадки. Педагог дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга, и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.

Во время игры педагог может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.


Карточка № 14 К 3.5.


«Найди себе пару»


Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

В игре должно принимать нечетное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:

Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай.


Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется.


Карточка № 15 К 3.5.


«Цветные автомобили»


Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять действия; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: у воспитателя три флажка разного цвета. Он поднимает один или все флажки сразу. Дети, держащие такие же флажки, разбегаются по залу. Когда воспитатель опускает флажок, «автомобили» останавливаются и шагом возвращаются в "гараж".


Карточка № 16 К 3.5.


 «Найди Снегурочку»


Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: воспитатель прячет куклу - Снегурочку на участке так, чтобы из детей никто не знал об этом. Во время прогулки воспитатель детям о том, что сегодня к ним обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверно, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они её поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.


Карточка № 17 К 3.5.


«Кто скорее добежит по дорожке?»


Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Ход игры: воспитатель делит детей на две команды, строит их в две колонны друг за другом на одной стороне площадки. На другой стороне площадки стоят два флажка напротив каждой команды. По сигналу воспитателя по одному ребёнку из каждой команды должны побежать по дорожке, оббежать флажок и вернуться к своей команде. Так должны пробежать все дети из команды. Побеждает та команда, которая быстрее прибежит.


Карточка № 18 К 3.5.


«Ворона и воробьи»


Цель: продолжать учить ориентировке в пространстве; развивать умение не наталкиваться друг на друга; воспитывать дружеские отношения.

Ход игры: с помощью считалочки выбрать ребёнка на роль "Вороны", остальные дети -"воробьи". Дети -"воробьи" бегают, клюют зёрнышки, ищут червячков.

По сигналу воспитателя:

«Прилетела ворона» дети-"воробьи"

"разлетаются" по домикам,

ребёнок -"ворона" догоняет их.

Кого поймала "ворона", тот ребёнок становится "воробьём", игра продолжается.


Карточка № 19 К 3.5.


«Прятки»


Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Ход игры: все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.


Карточка № 20 К 3.5.


«Жмурки с колокольчиком»


Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.


Карточка № 21 К 3.5.


«Воробышки и автомобиль»


Цель: совершенствовать ходьбу в разных направлениях; развивать внимание, умение реагировать на сигнал.

Ход игры

Все дети изображают птичек.

Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе (участку), машут крыльями, клюют зёрна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.


Карточка № 22 К 3.5.


«Колокольчик»


Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям колокольчик, а затем бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая:

«Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». Добежав до противоположной стороны комнаты, воспитатель поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит:

«Все сюда ко мне бегите,

колокольчик мой найдите».

Ребёнок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его воспитателю.


Карточка № 23 К 3.5.


«Акула и рыбки»


Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).



Карточка № 24 К 3.5.


«Пастух и стадо»


Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.

Описание. Дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (прыгалку). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:

Рано – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,

(«Пастушок» играет на дудочке.)

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную

лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (прыгалкой), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.