Ур 83 (5-А 20.04, 5-В 19.04)
Тема урока - «Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка « Снежная королева».
Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
-познакомить со сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром, сказкой « Снежная королева», ее главными героями.
- развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас.
-прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба.
Задачи урока:
Знать понятие «литературная сказка».
Рассказать о датском сказочнике Х. К. Андерсене, его сказочном мире.
Определить сюжет сказки « Снежная королева».
Учить выделять черты характера героев.
Выявить мотивировку поступков героев.
Показать, как изображаются чувства и переживания главных героев.
Ход урока

Учитель называет сказки, дети автора
1. Оле-Лукойе
2. Принцесса на горошине
3. Русалочка
4. Стойкий оловянный солдатик
5. Новый наряд короля
6. Дюймовочка
7. Снежная королева
Запись темы урока.

Просмотр презентации и выполнение задания 1 на инд. Карточках.

Беседа
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» Х. К Андерсен
-Дома вы читали сказку « Снежная королева».Понравилась ли она вам? Чем? Как построена сказка?( Сказка в семи историях)
Что такое сказка?
На какие две группы можно разделить все сказки?
Народные (или как их еще называют?) это какие?
А что значит авторские сказки?
И так, «Снежная королева» какая сказка?
И значит обладает каким текстом?
А раз сказка обладает неизменяемым текстом, значит что при её пересказе нельзя менять местами события в сказке.
Давайте с вами вспомним композицию и сказки и укажем правильную последовательность событий.
Выполнение задания 2 в карточках
История _________1___,в которой говорится о зеркале и его осколках.
История _____2_____. Мальчик и девочка.
История _____4_____. Принц и принцесса.
История ______5_____.Маленькая разбойница.
История _______3_____.Цветник женщины, умевшей колдовать.
История ______7________. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
История _______6________.Лапландка и финка.
- Молодцы, хорошо знаете сказку. Продолжим.
Эстафета. Задание 3
1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?
-Старушка, умевшая колдовать.
2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.
-Жена придворного ворона.
3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире ее в плечах.
-Маленькая разбойница.
4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
-Снежная королева.
5.Из льдинок он складывал слова.
-Кай.
6.Бедная девочка осталась одна, без башмаков. без рукавиц.
-Герда.
Задание 4
Ребята, назовите главных героев сказки по цитате.
Снежная королева
-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
Хотели бы вы попасть в в чертоги Снежной королевы? Почему?
Кай
«совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда»
-Каким вы видите Кая в начале сказки?
-Добрым, ласковым, умеющим защитить своих родных.
Что случилось с ним потом?
-Он стал злым.
Виноват Кай в том, что с ним произошло?
-Нет. Виноват осколок зеркала, попавший Каю в сердце и превративший его в ледяное.
Кто помогает Каю стать опять обычным мальчиком?
Герда, которая пошла его спасать
Герда
«пока же она ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием»
Какой вы представляете себе Герду?
-Доброй, ласковой, храброй, любящей своего названого брата, готовой на самопожертвование ради Кая.
-Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).
-Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? ( Быть сильной, смелой,верной, преданной дружбе).
- Представьте себе, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же. как она?
-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее.Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).

5)Итог урока:
- Вернемся к эпиграфу урока: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.»
У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: Добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям , горячее участие в их заботах и проблемах. Горячее сердце-величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно дает человеку огромную силу, делает его непобедимым.
Герои сказки Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте, а не с помощью волшебных сил. В этом и состоит сказочный мир Андерсена.

6.Рефлексия. Заполнение листов самооценки.
7. Д/З
Стр. стр. 248 (вопр. 5-9).
Приложение
Число: ________________________________________________________________ Классная работа
Тема: «Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».
Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою
и доброго человеческого сердца над злом.
К. Г. Паустовский
Задание 1. Просматривая презентацию, заполни таблицу:
Факт | Как он связан с автором |
2 апреля 1805 г. | |
Дания, г. Оденс | |
Ханс Кристиан Андерсен (башмачник) | |
Прачка Анна Мари | |
Подмастерье на суконной фабрике | |
Королевский театр в Копенгагене | |
«Импровизатор» | |
4 августа 1875 год | |
Литературная премия им. Х. К. Андерсена | |
Задание 2. Вспомни композицию сказки и правильно укажи номера историй.
История _____,в которой говорится о зеркале и его осколках.
История _____. Мальчик и девочка.
История _____. Принц и принцесса.
История _____. Маленькая разбойница.
История _____Цветник женщины, умевшей колдовать.
История _____. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
История _____. Лапландка и финка.
Задание 3. Эстафета
1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?
2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.
3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире ее в плечах.
4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
5.Из льдинок он складывал слова.
6.Бедная девочка осталась одна, без башмаков. без рукавиц.
Задание 4. Угадай героя
«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». _______________________________
«совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда» _______________
«пока же она ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием» __________________
Вывод: Герои сказки Андерсена добиваются счастья благодаря ______________________, _____________________, ________________________, а не с помощью волшебных сил. В этом и состоит сказочный мир Андерсена.