МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Утверждено
педагогическим советом
МАУ-ДО «Детская музыкальная школа №3»
________________
(дата)
Директор
_______________ Жарова А.С.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
в подготовительной группе
дополнительная учебная программа
для детей в возрасте 5,5-6,5 лет, семилетнего курса
обучения детской музыкальной школы №3 г.Перми
Составитель:
преподаватель МАУ ДО ДМШ №3
г.Перми
Щербинина Ирина Борисовна
г.Пермь, 2015
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Настоящая образовательная программа предмета «Подготовительный
хор» составлена с учетом рекомендаций по разработке программ учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ в области искусства. Программа разработана для подготовительного отделения Детской музыкальной школы и входит в блок подготовительных дисциплин.
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования, в частности, в подготовительных группах школ искусств, является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.
Раннее приобщение детей к музыке создаёт необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, а также помогает выявлению музыкально одаренных детей.
Одна из доступных форм музыкального воспитания дошкольника – хоровое пение. Занятия хором способствуют развитию активного музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, а также проявлению эмоционально окрашенного исполнительского начала.
Предмет «Подготовительный хор» является начальным этапом академического пения. Он входит в блок подготовительных дисциплин дошкольного музыкального образования.
Настоящая программа создана на основе образовательной программы
дополнительного образования детей «Подготовительный хор» Громовой Р.В.
М., 2006г.
Срок реализации учебного предмета «Подготовительный хор»
Программные требования, указанные в этой работе, рассчитаны на занятия по предмету «Подготовительный хор» с детьми 5-ти и 6-ти лет, готовящихся затем к поступлению в 1 класс Детской музыкальной школы. Дети, поступившие на подготовительное отделение в 5,5 лет, занимаются один год. Занятия проводятся на внебюджетной основе.
Объем учебного времени
Занятия проходят раз в неделю, по 45 мин
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая ( до 15 чел) в группе.
Цель и задачи образовательной программы «Подготовительный
хор»
Цель образовательной программы – развитие творческих и музыкальных
способностей обучающихся посредством хорового пения.
Задачи образовательной программы:
подготовка обучающихся к поступлению в 1 класс школы. Осуществление этих задач основывается вначале на интуитивности
детского восприятия. Сознательным же восприятие ребёнка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании и пении.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Согласно рекомендациям по разработке программ учебных предметов
дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусства программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение учебного предмета;
формы и методы контроля, система оценок;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Большое значение в работе с группой имеет организация учебного процесса: занятия проводятся в просторном помещении (в зале или большом классе), музыкальный инструмент хорошо настроен, столы и стулья – соответствуют росту детей. Предусмотрены наглядные пособия и детские музыкальные инструменты. Также есть аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений. Дети приходят на занятие в лёгкой одежде и обуви. Помещение регулярно проветривается.
Дидактический материал подбирается преподавателем на основе существующих методических пособий, хоровых и музыкальных сборников, учебников, а также разрабатывается преподавателем самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Хор является обязательным предметом на протяжении всех лет обучения
школе. Он неразрывно связан со всеми музыкальными дисциплинами и выполняет важную функцию музыкального развития обучающегося. Он является помощником в овладении музыкальным искусством и важным звеном неразрывной цепи воспитания творческого человека.
Учебно-тематический план
| Наименование | Вид | Максимальная | Аудиторные | |
№ | учебного | учебная | Занятия (в часах) | |
раздела, темы | |
| занятия | Нагрузка (в часах) | | |
| | | |
1. | Прослушивание | урок | 0,5 | 0,5 | |
голосов | |
| | | | |
| | | | | |
2. | Гигиена певческого | урок | 0,5 | 0,5 | |
голоса | |
| | | | |
| | | | | |
3. | Дыхание | урок | 5 | 5 | |
| | | | | |
4. | Дирижерские | урок | 0,5 | 0,5 | |
жесты | |
| | | | |
| | | | | |
5. | Вокальная позиция | урок | 6 | 6 | |
| | | | | |
6. | Дикция, | урок | 6 | 6 | |
артикуляция | |
| | | | |
| | | | | |
7. | Унисон | урок | 3 | 3 | |
| | | | | |
8. | Звуковедение | урок | 3 | 3 | |
| | | | | |
9. | Развитие чувства | урок | 2 | 2 | |
ритма | |
| | | | |
| | | | | |
10. | Ручные знаки | урок | 1 | 1 | |
| | | | | |
| Развитие | | | | |
11. | музыкального | урок | 4 | 4 | |
| слуха и памяти | | | | |
12. | Текущий контроль | концерт | 1 | 1 | |
| | | | | |
13. | Промежуточный | Итоговый | 0,5 | 0,5 | |
контроль | концерт | |
| | | |
| | | | | |
| ИТОГО: | | 33 | 33 | |
| | | |
| | | | | |
| | | | | |
Распределение учебного материала
Прослушивание голосов. Знакомство с детьми, их родителями.
Прослушивания голосов. Первоначальное определение музыкальных данных. Прослушивание каждого ребенка с целью определения диапазона голоса, его силы, чистоты интонирования для выяснения возможностей развития каждого ребенка. Выявление «гудошников».
Рассказ о режиме работы хора, о правилах поведения, содержании занятий.
2. Гигиена певческого голоса. Беседа о том, как появляется звук, о правилах пения, певческой позиции. Беседа о том, что при пении недопустимо кричать и форсировать звук, о том, что необходимо беречь свой голос в любых обстоятельствах.
Дыхание. Значение дирижёрских жестов «внимание», «дыхание», «снятие звука». Объяснение правильного положения головы, корпуса при пении. Спокойный вдох по руке дирижёра, задержка и равномерное распределение дыхания на музыкальную фразу с выдохом. Навыки пения сидя и стоя. Дыхательные упражнения.
Дирижёрские жесты. Объяснение и показ одновременного вступления и снятия звука. Показ интенсивности вдоха и выдоха.
Формирование навыков одновременного вступления и снятия звука по руке дирижёра, знаков «внимание», «дыхание», «начало», «окончание».
Вокальная позиция. Объяснение понятий: певческая позиция (пение на легкой улыбке). Упражнения для выработки первоначальных навыков высокой певческой позиции, формирование лёгкого «головного» звучания.
Звуковедение. Выработка в песнях естественного, свободного звука без крика и напряжения. Вокальные упражнения для развития голоса и диапазона.
Дикция. Артикуляция. Гласные и согласные в пении. Объяснение
приёмов произнесения отдельных слогов и слов. Выработка чёткого произношения согласных в пении и правильного формирования гласных.
Развитие музыкального слуха, памяти. Понятия: мелодия,
направление мелодии, лад. Развитие музыкального слуха, памяти, чистоты интонирования на простых попевках. Определение направления движения мелодии, лада в песнях и попевках. Представление знакомой музыки по памяти. Упражнения для «гудошников».
Развитие чувства ритма. Понятия: ритм, ритмический рисунок,
ритмический диктант. Устные ритмические диктанты. Отстукивание ритма в изучаемых произведениях (в ладоши, ногами, с использованием детских ударных и шумовых инструментов). Игра на детских ударных инструментах.
Ручные знаки. Понятие ручного нотного стана-5 пальцев, 5-линеек.
Показ простейших попевок на «ручном нотном стане». Также показ руками движения мелодии, пальчиковые игры.
Унисон. Работа над чистотой интонации, стремление к единому хоровому звучанию по принципу – «как один».
Текущий контроль. Проходит в форме праздников-концертов.
Новогодний концерт и концерт посвященный празднику 8 марта.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР (попевки, упражнения, песни)
Андрей-воробей. Русская народная прибаутка
Петушок. Русская народная прибаутка
Уж как шла лиса. Русская народная прибаутка
Два кота. Польская народная песня
Андреева М. Музыкальное эхо
Тиличеева Е. Буду лётчиком
Зайка. Русская народная мелодия, обработка А.Александрова
Дон-дон. Русская народная прибаутка
Н.Метлов. Часы
Г.Курин. Дождь
Г.Эрнесакс. Паровоз
Литовко Ю. Уточка
Курин Г. Киска
Абрамов А. Ёлка
Г.Курин. Солдатик
Ю.Чичков. Котята
Зайчик. Украинская народная песня
А.Филиппенко. Цыплята
Л. Абелян. Песня про хомячка
Потанцуй со мной дружок. Немецкая народная песня
21.И. Конвенан. Котик
И. Конвенан. Белка
А. Филиппенко. Пастушок
III. требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы “Подготовительный хор» является овладение первоначальными навыками хорового пения:
умение хорошо открывать рот, произносить четко слова во время
пения;
IV. Формы и методы контроля
Аттестация: виды, форма.
Для усвоения детьми программного материала, поэтапного отслеживания положительной динамики обучения предполагаются следующие формы контроля знаний: текущий, промежуточный.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется регулярно преподавателем ведущим предмет в рамках учебного урока и предполагает различные системы оценок успеваемости: индивидуальный опрос, опрос по два, три человека, устная оценка работы на уроке, общая оценка прошедшего урока.
Также текущий контроль может проходить в рамках праздников и концертов.
Промежуточная аттестация осуществляется на итоговом занятии в конце года. Чаще всего это итоговый концерт или открытый урок для родителей.
результате такой работы педагог имеет возможность определить соответствующий уровень (высокий, средний, низкий) освоения программы.
Критерии оценки:
Высокий уровень – знания усвоены хорошо;
Средний уровень – знания усвоены недостаточно хорошо;
Низкий уровень – знания усвоены слабо.
Механизм оценки результативности обучения или реализации образовательной программы.
Для определения оценки результативности обучения были разработаны следующие критерии оценки уровней:
высокий
средний
недостаточное оперирование знаниями, полученными на занятиях,
невысокая степень активности, невысокая инициативность,
небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога,
низкий
На основе разработанных критериев осуществляется индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися, а также даются конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи в учебном процессе.
При поступлении ребёнка в 1 класс предполагается прослушивание (в присутствии хормейстеров, преподавателей) с целью выявления индивидуальных возрастных особенностей и музыкальных способностей ребёнка.
Методическое обеспечение программы
Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в занятие что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с лёгкими занятиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитательного порядка: необходимо приучать детей к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважения и чуткости к товарищам и старшим, воспитывать честность и доброту.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, музыкальных фантазиях и импровизациях.
В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей.
Проявление творческой инициативы детей должно находить у педагога поощрение и одобрение. В отдельных случаях педагог может осторожно и тактично указать на ошибки.
Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный климат на занятии. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и лёгкости усвоения, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая инициатива и изобретательность в выборе различных методических приёмов. Индивидуальный подход к детям, умение вовремя поощрить, терпение, доброжелательность и выдержка становятся главными качествами преподавателя.
Таким образом, наиболее эффективными методами работы с детьми являются:
Игровой метод и использование творческих заданий. Эти методы наиболее эффективны в занятиях с дошкольниками. Закрепление знаний и навыков в игровых формах повышает интерес к обучению, помогает сосредоточиться, благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и способствует раскрытию творческих способностей. Одна из главных задач методики детского творчества – помочь учащимся свободно использовать музыкальный опыт, который они получают на занятии. Наряду с другими видами деятельности, творчество должно гармонично вводиться в процесс обучения.
Метод оценки (друг друга) – когда происходит рефлексия (анализ действий сверстников и самого себя и сравнение своего поведения и образа мыслей с поведением и образом мыслей остальных) и метод самооценки.
Наглядный метод – при котором происходит показ иллюстраций, наглядных пособий.
Методические рекомендации
В работе над формированием певческих навыков следует учитывать,
что голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, хрупкий, нежный; гортань с голосовыми связками меньше, чем гортань взрослого; грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Диапазон ограничен до1 – до2, примарные звуки в пределах фа1-си1.
Задача педагога – раскрепостить ребёнка (дети часто боятся петь), привить основные певческие навыки: правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать.
Педагогу следует научить детей при пении сохранять правильное положение головы и корпуса. Важное значение в интонировании имеет правильное дыхание, оно у детей обычно короткое, прерывистое, неглубокое;
пении и чтении стихов они часто «проглатывают» отдельные слоги. Это связано с неумением владеть своим дыханием, т.к. правильное дыхание зависит не от количества набираемого воздуха, а от умения экономно расходовать его до конца фразы. Дыхание развивается на коротких распеваниях от разных звуков, в виде восходящих или нисходящих секвенций, тренирующих плавных звуковой выдох на протяжном звучании в замедленном темпе.
Работа над развитием вокальных навыков основывается на показе педагога. Педагог следит за правильным формированием гласных: ударные гласные при пении звучат так же, как в устной речи, безударные тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая произносится как «а». При произнесении гласных «о», «а», «у» рот открывается вертикально, а не в ширину, нижняя челюсть опускается. При произнесении гласной «и» рот открывается горизонтально, приобретая положение улыбки. Согласные звуки произносятся с активной артикуляцией и чёткой дикцией, с подчёркиванием их, особенно в конце слов и фраз. В процессе работы над песней педагог показывает детям приёмы произнесения отдельных слогов и слов.
Особое внимание следует уделять работе над интонацией. Неточная интонация не всегда является следствием слабо развитого слуха. Иногда она зависит от различных физиологических причин, связанных с дефектом голосового аппарата или неумением владеть своим дыханием, отчего затрудняется процесс голосообразования. Часто неверная интонация бывает связана со слабой памятью или является результатом недостаточного внимания.
Чистая интонация вырабатывается у детей в результате подражания исполнению педагога при неоднократном повторении. Она во многом зависит от качества показа.
Следует уделять особое внимание детям, не владеющим своим голосом (гудошникам). Им даются отдельные лёгкие упражнения в удобной для них тесситуре, например, интонирование знакомой попевки на согласную
«м» через сомкнутые губы. Это упражнение снимает лишнее напряжение, приближая звук к губам, предохраняя от крика. По мере развития голосового аппарата дети постепенно начинают петь в небольшом диапазоне.
В процессе развития слуховых навыков особое внимание уделяется воспитанию внутреннего слуха. Навык внутреннего слышания,
представление знакомой музыки по памяти (про себя), вне её реального звучания необходимо воспитывать с самого начала обучения, продолжая работу в этом направлении систематически в течение года.
Певческие навыки приобретаются детьми на элементарных упражнениях: это дыхательные упражнения, отдельные звуки, короткие попевки, выработка навыков артикуляции, непринуждённость, свобода в выражении эмоций. Используются стихи, соответствующие возрасту детей.
При выборе песенного материала необходимо учитывать диапазон детей, содержание, соответствующее возрасту, использовать как народные мелодии, так и песни, написанные композиторами.
Если песня интересна и воспринимается эмоционально, она запоминается детьми быстрей, ярче других закрепляется в памяти и легче узнаётся при прослушивании.
Некоторые песни могут исполняться с элементами игры. Например:
а) песни-диалоги между отдельными детьми или с участием хора («Здравствуй, утёнок», венгерская народная песня «Мой баран»);
б) хороводные песни с движением (русская народная песня «Каравай»); в) песни-инсценировки с движением под музыку (Е.Тиличеева. «Заинька
и волк»).
Большое значение имеют рисунки детей, которые они делают по понравившимся им песням. Рисунки обязательно демонстрируются с поощрительными комментариями педагога.
В хоровом классе подготовительного отделения используются отдельные упражнения системы В.В.Емельянова, очень полезные для выработки первоначальных навыков дыхания, артикуляции, для развития диапазона. Упражнения даются в игровой форме (например: «Баба-яга», «Лисичка», «Машина», «Динозавр», «Скрипучее дерево» и др.)
На занятиях должна царить атмосфера доброжелательности не только педагога, но и детей друг к другу. Очень важен контакт педагога с родителями. Родители должны знать, чему учат их детей и наблюдать их творческий рост. Это происходит на открытых занятиях, на концертах для родителей.
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
Бандина Н., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения для школьников младшего возраста. Вып.1, 3-е издание. – М., Сов. композитор, 1985.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. – М., Сов. композитор, 1985.
Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду. –
М., Музыка, 1985.
Е.Н. Вишняк. Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ. Москва – 1986.
Гусельки: Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста. – М., Сов. композитор, 1969 - 1988.
Королёва Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Учебное издание. Гуманитарный издательский центр «Владос».2000.
Пароходик: Песенник для малышей. Вып.5 – М., Музыка, 1970.
Попатенко Т. Пойте, малыши. – М., Сов. композитор, 1967.
Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М., Музыка, 1979.
Тиличеева Е. Маленькие песенки: Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. – М., Музыка, 1968.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.Музыка, 1979.
Андреева М. От примы до октавы. М. Советский Комп., 1982.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов. М. Сов. Комп., 1985.
Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота. М.Музыка, 1986.
Барабошкина А., Сольфеджио для 1 класса. М. Музыка, 1983
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике, М. Сов. Композитор, 1991.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1985.
Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота, 1 класс, М. Музгиз,
1971.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М. Музыка, 1986.
Котляревская-Крафт Н. Сольфеджио. М. Сов. Композитор, 1989.
Сиротина Т. Музыкальная азбука. М. Музыка. 2004.
2