Реферат на тему:
«Храм Василия Блаженного
(Покровский собор) в Москве»
Г. Дятьково
2024 год
Содержание
1. История создания Собора Василия Блаженного…………………….3-5
2. Архитектура собора …………………………………………………6-10
3. Легенды храма Василия Блаженного………………………………….11
История создания Собора Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555 – 1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
В XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа 1552 году. Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви, с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания войны построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на века.
О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.
XVI век. Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году.
Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением после пожарной Москвы О. И. Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.
Первый снимок храма Василия Блаженного, 1842 год
На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.
Храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В настоящее время собор существует в двух ипостасях. Это музей «Покровский собор», являющийся филиалом Государственного Исторического музея, и в то же время православный храм, в котором проводятся богослужения.
Архитектура собора.
Архитектура храма необычна и уникальна. Собор Василия Блаженного – это квадратная посадская церковь, перекрытая шатром. Храм возводили, учитывая стороны света: соорудили четыре церкви и построили столько же по диагонали. То есть Собор насчитывает девять церквей (престолов, которые посвящены праздникам, тесно связанным с покорением Казанского ханства).
Центральным стал Покров Богоматери (день взятия Казани), вокруг которого сгруппировали остальные восемь: четыре больших (от 20 до 30 м) и четыре малых придела (около 15 м). Возле них была колокольня и придел Василия Блаженного. Церкви выстроены на одном основании, объединены общей обходной галереей и соединены внутренними коридорами. В 1558 г. с северо-востока Собора пристроили десятый придел в честь святого Василия Блаженного, мощи которого хранились на месте постройки Собора. По названию этого придела храм получил второе, обиходное название.
План-схема храма Василия Блаженного
Несмотря на то, что наружный объём Собора Василия Блаженного является единым архитектурным комплексом, его архитектурная форма состоит из трёх взаимосвязанных друг с другом объёмов: платформы, столпов и центрального шатра. Платформа представляет собой соединение нескольких архитектурных элементов в одно целое: подклета, обходных галерей и церковок, квадратных в плане. Подклет тщательно выстроен. Платформа состоит из подклета и трёхчастного крыльца. Заметим, что в Собор есть вход с уровня земли, хотя парадный ход с крыльца (с западной стороны) шёл по высокой лестнице.
Подклет храма Василия Блаженного в Москве
Основная цель архитектуры храма отражает идею трудности пути в Царство Небесное. Церкви, построенные в соответствии с подобной идеей, появились на Руси ещё с XI в. (София Новгородская). Кроме того, в ритмическом построении пространства Собора проявились мотивы своеобразного паломничества, совершаемого человеком, который проходит по всем пределам Собора – мемориала Казанской победы и святых, помогавших её одержать. В этом смысле Собор-мемориал выполняет важную культурную функцию. Верующий человек становится как бы участником такого значимого похода и победы православия на Казанских территориях, т.е. посетитель может воспроизвести ход событий сражения на символическом уровне. Это позволяет чувствовать свою сопричастность событиям, обретать историческую память, преодолевать дистанцию между свершениями государственной важности и собственной частной жизнью. Световая организация храма опиралась на использование дневного света, который проникал внутрь из окон, и церковных светильников.
Освещение. Внутренний вид барабана центрального купола
Главную часть интерьера выкрасили под красный кирпич с белыми швами, которые расписаны для воспроизведения сходства с известковым раствором. Эту технику, известную, как имитация кирпича, импортировали из Италии и применили также и ко внешним стенам храма. Такая покраска защитила стены от влаги и улучшила цвет поверхности. Интерьеры приходов завершены закрученной спиралью под сводом купола (спираль – символ вечности).
«Кирпичная» спираль в куполе Собора
Стены внутри Собора расписали спустя сто лет после постройки. Поэтому в храме можно увидеть одновременно фрески XVI в., роспись XVII, масляную живопись XVIII в. Изменение внешнего облика постройки отчасти связано с частыми пожарами в деревянной Москве, которые сильно вредили Собору, а потому уже с конца XVI в. здесь проводили ремонтные работы. В течение четырёх веков истории храма его облик менялся в соответствии с эстетическими идеалами каждого столетия.
Росписи внутри собора
Для создания акустики внутри храма архитекторы вмонтировали в стены храма голосники (глиняные горшки), горловины которых направлены внутрь пространства здания. Этот метод нередко использовался при строительстве древнерусских церквей, поскольку он не только усиливал звучание, но и позволял облегчить давление на несущие части Собора.
Голосник собора Голосник в стене собора
В
храме отсутствуют памятники скульптурного искусства, зато присутствует лепнина, которая украшает иконостасы и стены храма. Окна Собора богато украшены витражами.
Фрагмент лепнины собора Витраж окна собора
О
формление интерьера храма произведениями живописи и декоративного искусства очень разноплановое, относится к разным хронологическим периодам. Древнерусская иконопись соседствует здесь с памятниками масляной живописи XIX в.
Иконостас Покровского предела Собора Иконостас Церкви Трёх патриархов
Художественное оформление интерьера. Рака с мощами святого Василия Блаженного
Легенды храма Василия Блаженного.
История строительства и существования храма обросла множеством легенд, подтвердить или опровергнуть которые не в силах даже историки. Например, существует легенда, что Иоанн Грозный повелел ослепить Постника и Барму, дабы не смогли они повторить собор подобной красоты. На деле же Постник принимал участие в строительстве кремля в Казани, которое происходило гораздо позже. Другая легенда повествует о том, что за длинный язык зодчий был отправлен в застенки. Будучи нетрезв, он хвастался, что построит храм еще лучше, чем собор на Красной площади.
Особая раскраска куполов – также загадка для исследователей исторической хроники. Есть версия, что таким буйством красок собор обязан Андрею Юродивому, увидевшему во сне Небесный Иерусалим со многими садами и цветущими деревьями. Андрей Юродивый был святым подвижников и праздник Покрова русская церковь тесно связывает с его именем.
Тема Иерусалима мелькает в описании храма не случайно, ведь другая легенда гласит, что митрополит Макарий еще в первой трети XVI в. задумал построить в Москве собор со множеством приделов на одном фундаменте, символизирующий Небесный Иерусалим.
Красивая легенда существует и о сборе средств на строительство. Деньги просил у людей Василий Блаженный. Собранные монеты юродивый приносил на площадь и бросал через правое плечо. Их не трогали даже нищие, и когда Василий Блаженный почувствовал скорую смерть, он передал деньги царю.
5