Занятие 2.
Тема: Классификация фонетический единиц русского языка. Звук речи и фонема. Соотношение буквы и звука ( 2часа).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепить умения учащихся производить фонетический разбор слова.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока. Запись в тетрадь.
3.Слово учителя.
Мы приступаем к данной теме, опираясь на полученные вами ранее знания. Традиционно, изучение и повторение русского языка начинается с фонетики.
-Что изучает фонетика?
4.Запись в тетради:
Фонетика- это раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка.
-Назовите наименьшую единицу языка, которой мы будем оперировать при работе над данной темой?
-Действительно, это ЗВУК.
5.Запись в тетради:
ЗВУК-это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.
6.Вопрос:
-При помощи какого графического знака звук обозначается на письме? Верно, БУКВА.
7.Сейчас мы с вами более подробно остановимся на звуках. Итак, звук- это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.
-Я предлагаю вам восстановить в памяти знания о звуках русского языка. А поможет вам в этом схема, которую я предлагаю вам занести в тетради и заполнить .
Звуки
Гласные Согласные
( 6 звуков)
А, О, У, И , Э, Ы
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, Они состоят главным образом из голоса при почти полном отсутствии шума. не встречая каких-либо преград.
лабиализованные(огубленные)-О.У
ГЛАСНЫЕ
Нелабилизованные
(А.Э.И.Ы)
При произнесении лабилизованных гласных губы вытягиваются вперед и принимают округлую форму.
8.Ударные и безударные.
-Подскажите, какими еще могут быть гласные с точки зрения ударения?(ударные и безударные)
9.Йотированные гласные
В русском языке есть так термин, как «Йотированные» гласные! Расскажите мне о них подробнее, пожалуйста?
1.Йотированных гласных 4: Е.Е,Ю,Я
2.Употребляясь после мягкого согласного, они передают звуки: Э,О,У.А (Черный, люк, ряд)
3.В начале слова, после разделительных Ъ и Ь знаков они передают 2 звука: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА.(ЕЖ,ЛИНИЯ)
-Кто -то звук Й обозначает J!
В русском алфавите нет отдельной буквы для обозначения мягких согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости согласных используется не только Ь, но и йотированные гласные Е,Е,Ю,Я ,а также И.
10.Разминка.
Я предлагаю вам устроить разминку после теоретического блока о гласных. Для этого выполним задание:
1)Те, кто сидят в ряду слева от меня – 1 вариант, справа-второй вариант.
Я предлагаю вам слова ,в которых есть йотированные гласные.1 В.-записывают только те, где эти йотированные обозначают 1 звук,
2 В-2 звука.
Петли,полет,скамья,язык,мясо,вьюга,ругаться,блистающий,воркование,весь,деньдлинная,вести,уходя,влево,опустился,любить,слушают,молодая,карусель,дубовые,ясный.
2)второе задание:графически обозначить йотированные гласные звуки в следующих словах по образцу: КОЛОДЭЗНЫЙ,ЙУРКИЙ
Янтарный, земной ,июньский, акварель, трехъярусный, фаянс, ярость, друзья.
11.Согласные звуки.
Согласными называют звуки, при образовании которых в органах речи воздух встречает какие-либо преграды. Они состоят или только из шума или из голоса и шума.
Возвращаясь к нашей схеме, мы с вами попробуем закончить ее , внеся в нее сведения о согласных звуках.
-Итак какие звуки называются согласными,мы записали.
СОГЛАСНЫЕ
37 звуков
СОНОРНЫЕ (из шума,или из шума и голоса) ШУМНЫЕ
(Л, Л, М,М,Н,Н,Р,Р)
ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
-Большинство из них образуют пары по звонкости-глухости:
Б-п,в-ф,д-т,з-с,ж-ш,г-к.
Всегда звонкие: Н,Л,М,Р,.
Всегда глухие-Х,Ц,Ч,
По твердости-мягкости согласные тоже образуют пары.
Всегда твердые-Ж,Ш,Ц.
Всегда мягкие_Щ,Ч,Й.
11.Буквы.
В русском языке ,как мы уже сказали,звуки передаются на письме буквами.Букв в русском алфавите 33,каждая из которых имеет свое название.Они могут быть как строчными (а),так и прописными(А).
12.РАЗМИНКА.
1)Выпишите слова,где все согласные звонкие(1 В),все согласные глухие-2В.
Отдал, отзвук ,взять, боязнь ,борода ,скоба, груз, друг, больной, нота.
МОЛОДЦЫ!
12.СЛОГ.
Говоря о согласных и гласных звуках,мы обязаны поговорить о слоге.
-Что же такое слог?
Слог-это один гласный звук либо сочетание гласного с одним или несколькими согласными,который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Открытый слог заканчивается гласным звуком.
Закрытый слог заканчивается согласным звуком.
Число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков.
13.Разминка.
Разделите предложенные слова на слоги и охарактеризуйте каждый слог по образцу: раз-мин-ка 1-З,2-З,3-О.
Безбрежный,громкий,война,дореволюционный,приоткрыть,парта,русский,шерстяной,южный,ягода.
14.Итог работы.
-Что такое звук?
-Графическое обозначение звука на письме?
-В зависимости от произношения согласные делятся на…?
-Назовите пары согласных по звонкости-глухости?
-Что такое слог?
-Чем отличаются открытый и закрытый слог друг от друга?.
15.Домашнее задание:
1.Запомнить теорию.
2.Выполнить транскрипцию: лестный,столб,солнце,поднявший.