СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Борьба с наркоманией." 6 кл.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для 6 класса. Борьба с наркоманией

Устный журнал 6 классе на тему «Оружием знания – против наркомании»

По данным парламентских слушаний, в России 3 млн наркозависимых людей. 80% из них - это дети и молодежь. Исследования последних лет показывают, что наркомания в России молодеет. Первичный прием наркотиков приходится на возрастной период от 12 до 16 лет, нижняя возрастная граница детей, поступающих в медучреждения с диагнозом «наркомания» или «токсикомания», снизилась до уровня 7-9 лет. В зоне повышенного риска наркотизации находится четверть детей, подростков и молодежи.

Специалисты отмечают, что в настоящее время происходит переориентация потребления с растительных на синтетические и токсические заменители, а также то, что курение табака, употребление алкоголя и наркопрепаратов наблюдаются у детей практически единовременно.

Говоря о профилактике наркомании среди подростков, ученые отмечают неэффективность запугивающей информации, так как эта информация может сыграть роль рекламы и вызвать парадоксальный интерес к наркотику, привести к усилению экспериментирования со своим здоровьем.

Современный подход к профилактике наркомании - это опора на социокультурную модель, которая включает в себя выработку таких навыков: самостоятельного разрешения своих проблем и принятия решения без обращения к наркотикам; распознавания наркотических форм агитации и умения сопротивляться им; умения отказываться от предложений попробовать наркотик, от кого бы они ни исходили; умения справляться с беспокойством и стрессом без наркотиков. При этом методы первичной профилактики, связанные с «устрашением» через информацию должны заменяться на конструктивные подходы, направленные на формирование таких социальных установок и такой смысловой ориентации личности, при которых алкоголь и наркотики утрачивают свой ценностный характер.

Предлагаемый сценарий составлен с учетом этих рекомендаций.

Цели: расширить представления детей о проблемах общества; познакомить с фактами распространения наркомании среди подростков; дать представление о наркотической зависимости и ее последствиях; формировать отрицательное отношение к курению, алкоголизму, наркомании; способствовать развитию самосознания; развивать навыки самостоятельного принятия правильного решения в критических ситуациях; развивать навыки противостояния давлению; развивать критическое мышление; способствовать повышению самооценки, воспитанию самоуважения; способствовать воспитанию здорового образа жизни и формированию трезвеннических установок у детей.

Подготовительная работа:

• прочитать заметки устного журнала (4 ученика);

• разыграть сценку «Не поддавайся давлению!» с участием трех учеников (Саша, Дима, автор).

Оформление:

• вывесить плакаты, фотографии на тему спорта (победы, вручение медалей, эпизоды баталий) и на тему «семейные ценности»;

• написать на доске тему, эпиграфы, а также слова:

Приемы давления: убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза, шантаж.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Внимание! Эпидемия наркомании!».

II. Устный журнал «Оружием знания - против наркомании».

1. Наркотический спрут.

2. Наркотический плен.

3. Жертвы наркотиков.

4. Наркотические иллюзии.

III. Психологическая самооборона «Не поддавайся давлению!».

IV. Проблемная ситуация «Старые сказки о главном».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Внимание! Эпидемия наркомании!»

Классный руководитель. Ребята, знаете ли вы, что такое эпидемия?

- По каким признакам врачи определяют эпидемию? (По резкому увеличению количества заболевших.)

- Что делают врачи в случае эпидемии? (Объявляют карантин, рассказывают всем, что делать, чтобы не заразиться.)

- Представим себе, что болезнь смертельно опасна. Что делают люди в таком случае? (Стараются не выходить из дому, не контактировать с больными, повышают иммунитет, выполняют рекомендации врачей.)

Болезнь, о которой мы будем сегодня говорить, неумолимо распространяется по России. Жертвами ее чаще всего становятся дети, подростки, молодые люди. Мужчины болеют в 10 раз чаще, чем женщины. Официально зарегистрированных больных сейчас более 2 870 000 человек. 80% из них - это дети и молодежь.

Ежегодно в России десятки тысяч молодых людей гибнут от этой болезни.

Врачи утверждают, что эта болезнь неизлечима: ее можно приостановить, но в любой момент она может вернуться.

Эта болезнь заразная, но от нее не спасут ни маски, ни противогазы. Единственной защитой могут стать только разум и воля человека.

- Знаете ли вы, что это за болезнь?

(Дети высказываются.)

Эта болезнь - наркомания. Любопытство, бесхарактерность, трусость, стадный инстинкт - вот с чего чаще всего начинается эта болезнь, при этом каждый думает, что он в любую минуту сможет бросить наркотики. Но факты неоспоримы - бросить удается единицам.

Что такое наркотики? Кто больше всего подвержен заражению наркоманией? Как действует наркотик? Как уберечь себя от наркомании? Почему наркотики распространяются по России? Кому это выгодно? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе классного часа.

Вначале специальный выпуск устного журнала «Оружием знания - против наркомании». Передаю слово корреспондентам журнала (имена, фамилии).

 

III. Психологическая самооборона «Не поддавайся давлению!»

Классный руководитель. Как не стать наркоманом? Кто-то где-то дал подростку наркотик. Бесплатно. Именно так почти всегда начинается первый акт трагедии под названием «наркомания».

- Почему же подросток берет наркотик?

(Дети высказываются.)

Психологи доказали, что подросток впервые пробует курить, употреблять алкоголь и наркотики, подчиняясь давлению группы. Это давление осуществляется с помощью таких приемов, как убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза, шантаж. Эти приемы записаны на доске.

Посмотрите типичную сценку, а потом мы разберем поведение участников.

(Учащиеся разыгрывают сценку.)

Автор. На перемене перед математикой Саша обратился к своему соседу по парте Диме.

Саша. Димон, дай списать домашку по математике!

Дима. Нет.

Саша. Ну дай, пожалуйста, а я тебе зажигалку новую подарю! (Соблазн.)

Дима. Нет.

Саша. Ну мы же с тобой друзья, а друзьям надо помогать! (Убеждение.)

Дима. Нет.

Саша. Ну все ж знают, что ты настоящий пацан, дай списать! (Лесть.)

Дима. Нет.

Саша. Дай списать, последний раз прошу, иначе получишь, ты моих дружков знаешь! (Угроза.)

Дима. Нет.

Саша. Если не дашь, скажу всем, что ты в Наташку влюблен! (Шантаж.)

Дима. Ну ладно, только в последний раз!

Классный руководитель. Кто в этой сценке применяет приемы давления? (Саша.) Попросим Сашу еще раз повторить свои реплики, а вы определите, какой из приемов давления он применяет в каждой из реплик.

(Сценка повторяется. После каждой реплики Саши дети определяют использованный прием давления.)

- А как Дима сопротивляется давлению? (Повторяет слово «нет».)

- Кто знает, как называется этот прием? («Испорченная пластинка».)

О том, какие еще приемы помогают сопротивляться давлению, мы поговорим позже, а сейчас творческое задание по группам: какие доводы могут использовать мнимые друзья, предлагая бесплатные сигареты, алкоголь, наркотики?

• 1-й ряд подберет слова для соблазна («Это кайф», «Это наслаждение», «Ты такого никогда не испытывал» и т. п.)

• 2-й ряд - слова для убеждения («Это делает продвинутая молодежь», «Все таланты и знаменитости употребляют наркотики», «Это безвредно», «Это допинг» и т. п.)

• 3-й ряд - для лести («Ты самый крутой, самый продвинутый», «Ты этого заслуживаешь», «Только ты это сможешь оценить», «Только тебе...», «Только для тебя...», «Специально для тебя...» и т. п.)

- А какие угрозы могут употребить против того, кто отказывается подчиниться, не хочет курить и пить, употреблять наркотики вместе со всеми? (Не попробуешь, тогда ты не с нами, тогда не приходи и т. п.)

- Как могут шантажировать тех, кто отказывается подчиняться? (Всем расскажем, что ты еще маленький, что мамочки боишься, за мамину юбку держишься и т. п.)

Мне кажется, полезно знать эти приемы, с помощью которых тебя могут заставить плясать под чужую дудку - курить, употреблять алкоголь или наркотики. Это может спасти тебя от преступления, а может быть, и от смерти.

IV. Проблемная ситуация «Старые сказки о главном»

Классный руководитель. Сегодня все чаще и чаще мы встречаем ребят, которые уже переступили эту черту - попробовали наркотики. Что это им дало? Прибавило ли им это счастья? Предлагаю вам проблемную ситуацию, которую я назвала «Старая сказка о главном». (Читает.)

В русских народных сказках часто встречается такой сюжет: Иван-царевич подъезжает к перекрестку, на котором стоит камень с надписью: «Направо пойдешь - богатство найдешь, налево пойдешь - жену найдешь, прямо пойдешь - смерть найдешь». И герой выбирает самый трудный путь и, преодолев испытания, находит и богатство, и жену, и счастье.

А современные Иванушки каждый день проходят мимо таких камней и решают вопрос: прямо идти - значит делать все как надо: учить уроки, соблюдать дисциплину, слушать старших, заниматься спортом... в общем, скукота, да еще и постоянная борьба со своей собственной ленью, которую победить гораздо труднее, чем дракона.

Или свернуть в сторону - там свобода, независимость, неповиновение, можно хотя бы на время почувствовать себя взрослым и крутым.

Идет раз наш Иванушка после уроков из школы, бац - и опять этот камень: налево пойдешь - свободу и улет найдешь. Любопытно стало Иванушке: что это за улет такой? Небось, уже все попробовали и все знают, один он такой тормоз остался. Пока думал, ноги сами и повернули. Шел долго ли, коротко ли, видит ворота, на которых написано: «Царство Скуки».

Вот, думает, попался, от скуки убежал и к ней же, родимой, опять пристал. Ну, делать нечего, зашел в ворота и что же там увидел? Самый обыкновенный двор, почти как возле его дома. Спортивная площадка, заросшая травой, покореженный баскетбольный щит, поломанные качели, пустые пивные бутылки, окурки, шприцы и ни одной живой души...

Прямо посреди площадки открытый канализационный люк. Заглянул туда Иванушка, а там и дна не видать. Отошел подальше: можно и свалиться ненароком! Огляделся вокруг - ни души, только ветер свищет. Набрал побольше воздуха и крикнул что есть сил: «Эй, люди, ау!»

Вдруг из люка показалась голова, белобрысая, взлохмаченная. Кинулся Иванушка к люку, помог парню вылезти. На мальчишке лица нет, весь какой-то помятый, взъерошенный, дрожащий. Сидит на краю люка, ноги свесил вниз, никак не отдышится.

Потом посмотрел на Иванушку, вздохнул и сказал:

- Ты новенький? Значит, знаешь дорогу обратно. Покажешь.

- Да зачем обратно? - удивился Иванушка. - А свобода, улет?

- Улет? - Мальчишка порылся в карманах и достал какой-то пакетик. - Вот тебе улет.

- Что, проглочу и улечу? - поинтересовался Иванушка.

- И улетишь...- мрачно буркнул парень.

- По-настоящему?

- Нет, по-настоящему пойди с 10-го этажа прыгни. Секунд 5 будешь лететь.

- Ага, дураков нет, - отрезал Иванушка,- я ж разобьюсь! Мне бы ощущение полета...

- А... ощущение - тогда держи,- протянул он пакетик, - правда, от этого тоже разобьешься, только не сразу, а года через два-три. Ты будешь разбиваться долго, медленно и оч-чень больно.

Мальчишка сидел, качаясь, на краю люка, казалось, он вот-вот туда опять упадет.

Иванушка подхватил его сзади под мышки и потянул, как раненого. Оттащив подальше от люка, положил на траву среди окурков и бутылок.

- А где... все? - поинтересовался Иванушка.

- Там, - мальчишка махнул рукой в сторону люка.

- А они выберутся? - спросил Иванушка.

- Они... уже улетели...- выдавил из себя мальчишка. Кажется, он потерял сознание, ладонь с пакетиком разжалась. Иванушка собрался уже взять этот пакет, но вдруг мальчишка встрепенулся, сжал ладонь в кулак и сказал:

- Нет, тебе нельзя, иначе мы отсюда не выберемся.

- Почему? - не понял Иванушка.

- А потому, что для тех, кто это попробовал, назад дороги нет.

-Да вот же она, дорога, вон ворота! - закричал Иванушка.

- Ничего не вижу, сплошной туман, - пробормотал мальчишка. Он поднялся, обнял Иванушку, и они побрели к воротам, как два бойца с поля битвы... Один раненый, другой невредимый.

...Иванушка открыл глаза - на часах уже было 15.00. Ну надо же, опять чуть не проспал тренировку!

Вот такой сон приснился современному Иванушке. Попробуем растолковать, что же сей сон значит.

- Что это за камень, который встречается на пути каждого школьника? (Это выбор, который приходится делать человеку, - выбор между добром и злом, между хорошим и плохим.)

- Что выбрать труднее - добро или зло? (Труднее выбрать добро, потому что за него нужно бороться, а выбирая плохое, идешь по пути наименьшего сопротивления.)

- Что значит, «нужно бороться с собой»? Почему трудно победить себя? (Трудно победить свою лень, бесхарактерность, безволие, слабость.)

- Во сне Иванушка выбрал легкий путь или трудный? (Выбрал легкий, пошел туда, где можно делать что хочешь, не заставлять себя.)

- А почему он выбрал этот путь? (Из любопытства, желания испытать то, что все испытали.)

- Почему же он попал в Царство Скуки? (Потому что все, кому нечего делать, очень быстро начинают скучать от безделья.)

- Там у них была и спортплощадка, могли бы отремонтировать баскетбольный щит, тренироваться. Почему же они этого не сделали? (Им это было неинтересно, они же обитали в Царстве Скуки.)

- Чем же занимались обитатели этого царства? (Наверное, курили, пили, кололись.)

- Куда же они все подевались? (Очевидно, погибли.)

- Что символизирует открытый люк? (Падение в бездонную пропасть, откуда нельзя выбраться.)

- Почему один из мальчишек смог выкарабкаться? (Он решил бросить и выбраться из этого царства, начать новую жизнь.)

- Как понять его слова о том, что, попробовав порошок, Иванушка будет разбиваться долго, медленно и очень больно? (Те, кто попробовал наркотик, попадают в зависимость, вынуждены увеличивать дозу, от чего организм истощается и человек погибает.)

- Почему мальчик так и не дал порошок Иванушке? (Наркомания почти не поддается лечению, очень трудно бросить

наркотики, говорят, что для наркоманов обратной дороги нет.)

- Историю с Иванушкой я использовала в качестве проблемной ситуации на классном часе.

- Как вы думаете, почему я назвала эту ситуацию «Старая сказка о главном»? О чем главном говорит эта сказка? (Добро побеждает зло.)

- А что здесь добро и что зло? (Добро - это человечность, взаимопомощь, воздержание, а зло - распущенность, лень, скука.)

Старые добрые сказки - они всегда о главном - о счастье. А счастье и наркотики несовместимы.

V. Подведение итогов (рефлексия)