На примере стихотворения перед учащимися ставится проблемный вопрос: существует ли связь между правами и обязанностями? Значит, для чего нам нужно получить ответ на вопрос есть ли связь между правами и обязанностями?
для поиска ответа на поставленный вопрос учащимся предлагаются: извлечение из документов Конвенция о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, закон об образовании в РФ;
-мнения известных людей о взаимосвязи прав и обязанностей;
-примеры из жизненных ситуаций
Предлагается выбрать более интересный пакет материалов и с их помощью найти ответ на поставленный вопрос. Результаты работы занесите в предложенные таблицы. (Каждый материал представлен на бумаге разного цвета)
затем работа продолжается в группах. Предлагается рассказ построить по следующему плану:
1.Что выбрали для изучения
2.Результат
3.К какому выводу пришли.
Заслушиваются выступления детей, их ответ на поставленный вопрос. На маркерной доске демонстрируются слайды1,2,3 (приложение 6), учащиеся фиксируют результаты своей работы.
В ходе работы учащиеся выясняют, что права и обязанности взаимосвязаны, едины.
Действительно об этом говорится в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности»
Рассматривая права, мы каждый раз сталкиваемся с соответствующими обязанностями.Одним словом: «Что ни право, то обязанность»
При подведении итога работе, предлагается перефразировать известную пословицу «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Любишь права, люби и обязанности. Значит, если мы хотим чтобы наши права соблюдались, мы должны соблюдать права других людей, а значит выполнять обязанности. Мы ответили на возникший у нас вопрос.