Усвоение новых знаний и способов деятельности | - Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»? А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? - Вот какое определение слову «дружба» предлагает С.И.Ожегов в Толковом словаре русского языка. ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка) -Расскажите о своем друге. Как его зовут? Сколько ему лет? -Какие качества характера привлекают вас в нем? Сейчас мы с вами узнаем, какие вы друзья. Для этого мы проведем с вами небольшой тест. Для этого у вас на партах лежат маленькие листочки, на них вы пишите только ответы. Итак, начнем. (приложение 4). Подведем итог Ребята, я хочу вам прочитать рассказ, а ваша задача внимательно слушать. (приложение 5) Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто ненастоящий? Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?» Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот...» Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах. Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц – слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица, (на слайде в презентации) Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц? Ребята, а Вы помните сказку «Репка»? Помните, как дружно ее все выдергивали? И сейчас я предлагаю вам побыть на месте этих героев. Мне нужно 7 добровольцев. (Учитель распределяет между ними героев сказки) Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают). (приложение 1) - Ребята, а давайте немного отдохнём. Физминутка (приложение 2) - Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях -Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т.е. дружно вытянули репку. Но есть ведь и другие сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться, если найдете пару каждому герою, которых вы видите на доске слева. Их друзья справа, но они разбежались и построились в неправильном порядке. Помогите им найти своих друзей. Мертвая царевна и … Белоснежка и … Вини-Пух и … Малыш и … Буратино и … Крокодил Гена и … Котенок Гав и … Сказочных героев вы знаете хорошо. Сказочных героев вы знаете хорошо, а теперь проверим вашу сообразительность: кто знает слова с частичкой –друж- ? Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.) А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете... (товарищ).О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг). Видеоразминка Я предлагаю вам найти у себя на столе ситуацию и ответить, как бы ты поступил? (приложение 6) Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить? - Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит…«Нет лучше дружка, чем родная матушка». Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица? А теперь посмотрите у каждого на парте лежат слова, из которых вы должны со своим соседом по парте составить пословицу. (приложение 3). - Правильно. Ребята, а как вы думаете, важно ли иметь друзей? | Ответы учеников. - Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет. - Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра. - Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек. - Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние. - Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки. Соотносят части пословицы. Объясняют значение пословиц. - Да! - Да! Дети выходят для инсценировки. Учащиеся инсценируют сказку. - Благодаря дружбы 7 богатырей 7 гномов Пяточок Карлсон Мальвина Чебурашка Щенок Шарик - Дружелюбный, дружественный, дружба, дружный. - Друг с другом, с учителями, родителями, животными. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят). - О том, что семья – лучший друг. | понимание ответственности за свои поступки перед другом | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: владеть диалогической речью. | |
Закрепление новых знаний и способов деятельности | Какими качествами должен обладать настоящий друг? Я предлагаю вам составить цветок «Дружбы» из качеств настоящего друга. Каждому индивидуально раздается шаблон цветка (приложение 4), где ученик должен написать 7 качеств присущие настоящему другу. А теперь каждый должен сказать по качеству, не повторяясь. (по цепочке) Сейчас мы с вами составим правила дружбы, для этого вы должны выбрать из списка какие настоящие правила, а какие ложные. (на слайде) - Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие? Правильно, это когда два человека пожимают друг другу руки. Рукопожатие – знак дружбы, и я предлагаю вам сейчас обменяться рукопожатием, чтобы закрепить вашу дружбу. | Ответы детей Это когда два человека пожимают друг другу руки. | Находить и объяснять понятия дружба, настоящий друг | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: владеть диалогической речью | нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе, проявляют этические чувства |