КЛАССНЫЙ ЧАС
по теме: «Мир бактерий вокруг нас».
Цель: 1. Познакомить с понятием - бактерия.
2. Выяснить значение бактерий в природе и для человека.
3. Повторить правила гигиены.
4. Прививать навыки здорового образа жизни.
5. Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым,
уважать мнение товарища.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, видеозаписи мультфильма «королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Петя Микробус», письмо от Мойдодыра, п, « Правила гигиены», плакат со словами: Запомнить нужно навсегда - Залог здоровья – чистота!.
Ход занятия.
- Давайте улыбнёмся, друг другу, гостям и начнём наше занятие.
- Покажите с каким настроением вы пришли на занятие (дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим на тему: «Мир бактерий вокруг нас».
- Что такое бактерии? (дети высказывают свои предположения)
- Послушайте выступление ребят.
Рассказ о бактериях.
1 ученик: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.
2 ученик: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.
3 ученик: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
- Просмотр презентации «Бактерии».
- Послушайте сказку про бактерии.
Мама принесла из сада корзину яблок. Одно из яблок выпало из корзины и покатилось по столу.
-Революция! Свобода! Независимость! - тут же закричали бактерии и вирусы и принялись прыгать и скакать от радости.
-Глупые, чему вы радуетесь! - попыталась урезонить их бактерия Спирохета. Ей было уже пять миллиардов лет и она не любила новшеств - все равно ни к чему хорошему они не приводят. - Жили мы себе поживали на яблоне, солнышко нас пригревало, дождик мыл, никто не жаловался. А что теперь будет - неизвестно!
-Ну, ну, пусть молодежь развлечется, - снисходительно сказала подруга Спирохеты, бактерия Палочка. - Мы-то знаем, нет ничего нового под Луной.
-Наше яблоко теперь заживет по-новому. Долой старый строй! - вещал тем временем вирус Гепатит. - Чтобы наше яблоко не поверглось в хаос, предлагаю выбрать новую власть.
-Да, давайте устроим выборы! Выберем президента! - воодушевились бактерии и вирусы.
-А что такое президент? - пискнула маленькая бактерия Хламидия, но она была такой маленькой, что никто ее не услышал.
-Что тут выбирать? - важно сказала Оспа. - Наше яблоко должен возглавить самый сильный, тот, кто способен объединить вокруг себя общество.
-Это ты на себя, что ли, намекаешь? - возмутилась бактерия Дифтерия. - Да тебя вообще медицина уже победила!
Оспа так разозлилась, что почернела от ярости.
-Ну а тебя, - закричала она Дифтерии, - Лечат с помощью обычных антибиотиков! Раз, и нет тебя! А меня так просто не возьмешь!
-Да, да! - поддержал Столбняк. - Нужны честные выборы!
-Ах, так! - закричала Дифтерия. Она поднатужилась и размножилась в сорок раз.
-Ну-ка, посмотрим, что вы на это скажете! - хором пропищали сорок бактерий Дифтерий.
Столбняк и Оспа возмутились и тоже стали было в позу, чтобы размножиться, как вдруг в кухню вошел мальчик Вова. Он был невоспитанным мальчиком и не знал, что перед едой яблоки нужно мыть. Поэтому он схватил яблоко со стола и потащил в рот.
-Караул! Погибаем! Конец света! - в ужасе закричали бактерии. - Прощайте, друзья!
И только одна старая Спирохета, которая многое повидала и знала, что жизнь на этом не кончается, не испугалась.
-Увидимся на том свете! - крикнула она, улетая в желудок.
Ответьте на вопрос: « Где поселяются микробы?»
- Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.
- Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывает рот и нос – микробы разлетаются на 10 метров; не моет руки перед едой; пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
- Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (они закаляются)
- Как они это делают? Какой доктор помогает? (доктор Вода)
ФИЗМИНУТКА (Дети под музыку за учителем выполняют движения (на внимание).
- Ребята послушайте сказку «Как Петька спас родную каплю».
В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры... целая куча родственников. И все тоже микробы.
Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона.
А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.
И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал: " Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такaя прохладная на вид ".
Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику.
Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью:
- Эй, муравей, разве твоя мама не говорила -тебе, что сырую воду пить нельзя?!
Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил:
- Кто это со мной разговаривает?
- Это я - Петька-микроб, - сказал Петька. - Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в. капле живём мы - микробы!
- Спасибо, что предупредил! - сказал муравей. - Ты настоящий друг.
И побежал своей дорогой.
- А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели.
- Чему учит вас эта сказка?
( Появляется ученица, которая играет роль Гигиены).
Гигиена. Добрый день! Я – Чистота!
С вами быть хочу всегда:
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Показ презентации «Правила личной гигиены».
- (Просмотр мультфильма «Мойдодыр»).
- Ребята, почему от мальчика сбежали вещи?
- А вы догадались, как можно назвать такого мальчика? (Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
- Мыть руки, умываться, чистить и стирать одежду, расчёсываться, следить за чистотой своей комнаты…
- Молодцы, именно о правилах личной гигиены мы будем говорить с вами во второй части занятия.
- Как вы думаете, что такое личная гигиена?
- Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
- В конце занятия мы составим с вами правила личной гигиены.
- Просмотр отрывка из мультфильма «Королева зубная щётка».
- Дети показывают сценку про грязнулю.
- Ах, ты девочка чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки
- Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.
- Ах, ты девочка чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый
- Я на солнышке лежала
Носик к верху держала
Вот он и загорел.
- Девочка, нужно тебе руки помыть
_ Саша мочалку возьмёт
И ладошки ей потрёт.
- Катя ватку возьмёт
И носик ей потрёт
- Не трогайте ладошки
Они не будут белые
Они же загорелые
- Давайте посмотрим на её руки.
- А ладошки- то отмылись.
- Да!
- Значит, это была грязь.
- Давайте научим девочку правильно умываться и мыть руки.
Посмотрите на свои руки.
Мыло бывает разным- при разным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной-пречёрной бывает вода?
- Попробуйте ответить на вопрос стихотворения. (Ответы детей.)
(Слайд)
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Все понимают, что руки надо мыть. Только не все дети знают, когда, а главное – как нужно мыть руки. Давайте выучим нехитрое стихотворение-правило, когда нужно обязательно мыть руки:
Руки мой после игры
И после туалета.
С улицы пришёл – опять
Не забудь про это.
И ещё закон такой:
Руки мой перед едой!
- Сейчас Гигиена научит вас правильно мыть руки.
Гигиена. – Перед тем, как мыть руки, закатайте рукава.
- Включите воду и, намочив руки, хорошенько намыльте их.
- Потрите как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудьте про запястья.
- Смойте пену.
- Посмотрите внимательно, не осталось ли грязи.
- Теперь чистыми руками моем лицо, уши, шею.
- Ребята, а сколько раз нужно мыть руки?
Чтобы быть здоровым сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
(Дети танцуют «Танец маленьких утят»).
Фрагмент мультфильма Витя и Микробус.
- Посмотрите, что может случиться, если не умываться и не мыть руки.
- Чем покрыто наше тело?
- Наше тело покрыто кожей. Рассмотрите кожу на своих руках.
- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестаёт защищать ваше тело от микробов.
- Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть и ухаживать за ней.
- (Стук в дверь) Ребята, нам принесли письмо.
Дорогие ребята!
Я посылаю вам письмо . В нем находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь отгадать. Желаю удачи! До свидания. Мойдодыр.
- Все эти предметы личной гигиены.
- Каким из этих предметов должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья?
- Ребята, у вас у всех есть носовой платок? Зачем он нужен?
- Когда вы кашляете или чихаете, изо рта вылетают микробы. необходимо платком закрыть рот и преградить им путь.
- Покажите мне ваши носовые платки. Они должны быть чистыми, аккуратно сложенными, иначе пользоваться ими нельзя!
- Поиграем в игру «Что с чем дружит?».
(Показ слайда с чем дружит нос… , туфли…, ногти…, волосы…, зубы…?
- А вы дружите с зубной щёткой?
- Почему нужно чистить зубы?
- Как нужно правильно чистить зубы
- Послушайте сказку.
Жили – были две бактерии, два друга-Кариус и Миктробиус. Они забирались в зубы к девочкам и мальчикам, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи оставались между зубов, Кариес и Микробиус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились все больше и больше, и когда им стало неудобно сидеть в маленьких естественных впадинках зуба, они начали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.
Но не у каждого ребенка в зубах уживались эти разбойники. Были и такие девочки и мальчики, которые следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, числи зубки утром и вечером. Из-за этого несчастные Кариус и Микробиус худели день ото дня, и им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.
Но как они веселились, когда находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках и тем самым доставляли массу хлопот обладателю зубов. У детей начинали болеть зубки, а потом голова, они не могли спокойно спать и им снились страшные сны.
Тогда родителям приходилось вести к врачу-Стоматологу. Ведь только он мог спасти ребят от злобных друзей микробов.
Освободившись от Кариуса и Микробиуса, ребята больше никогда не забывали чисть зубы. А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище....
- Чему учит сказка?
- Ребята, познакомьтесь – это Зубов Иван Иванович. Он врач-стоматолог. Он лечит людям зубы. Послушайте советы Ивана Ивановича. (Ученик в белом халате исполняет роль доктора.)
Ученик-доктор. Если увидишь маленькую дырочку на зубе, сразу иди к стоматологу. Когда зуб начинают лечить своевременно, боли никакой нет.
А ещё лучше, если ты два раза в год будешь показываться врачу, даже когда зубы не болят.
Гигиена. Молодцы, зубы почистили, а про щётку забыли! Помните, когда почистите зубы, щёточку надо помыть, а потом намылить мылом и поставить в стаканчик прямо, как санитар на посту.
- Составим правила личной гигиены.
- Показ слайда.
- Подведём итог по теме : «Мир бактерий вокруг нас»
- Запомнить нужно навсегда (дети хором читают с плаката).
Залог здоровья – чистота!
- Ребята, вам понравилась тема нашего занятия?
- Какое настроение у вас в конце нашего занятия?
- Звучит песня (показ видеосюжета с песней).