СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Мир бактерий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме : "Мир бактерий".

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Мир бактерий"»

КЛАССНЫЙ ЧАС

по теме: «Мир бактерий вокруг нас».

Цель: 1. Познакомить с понятием - бактерия.

2. Выяснить значение бактерий в природе и для человека.

3. Повторить правила гигиены.

4. Прививать навыки здорового образа жизни.

5. Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым,

уважать мнение товарища.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, видеозаписи мультфильма «королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Петя Микробус», письмо от Мойдодыра, п, « Правила гигиены», плакат со словами: Запомнить нужно навсегда - Залог здоровья – чистота!.

Ход занятия.

- Давайте улыбнёмся, друг другу, гостям и начнём наше занятие.

- Покажите с каким настроением вы пришли на занятие (дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).

- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим на тему: «Мир бактерий вокруг нас».

- Что такое бактерии? (дети высказывают свои предположения)

- Послушайте выступление ребят.

Рассказ о бактериях.


1 ученик: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.


2 ученик: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.


3 ученик: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

- Просмотр презентации «Бактерии».

- Послушайте сказку про бактерии.

Мама принесла из сада корзину яблок. Одно из яблок выпало из корзины и покатилось по столу.

-Революция! Свобода! Независимость! - тут же закричали бактерии и вирусы и принялись прыгать и скакать от радости.

-Глупые, чему вы радуетесь! - попыталась урезонить их бактерия Спирохета. Ей было уже пять миллиардов лет и она не любила новшеств - все равно ни к чему хорошему они не приводят. - Жили мы себе поживали на яблоне, солнышко нас пригревало, дождик мыл, никто не жаловался. А что теперь будет - неизвестно!

-Ну, ну, пусть молодежь развлечется, - снисходительно сказала подруга Спирохеты, бактерия Палочка. - Мы-то знаем, нет ничего нового под Луной.

-Наше яблоко теперь заживет по-новому. Долой старый строй! - вещал тем временем вирус Гепатит. - Чтобы наше яблоко не поверглось в хаос, предлагаю выбрать новую власть.

-Да, давайте устроим выборы! Выберем президента! - воодушевились бактерии и вирусы.

-А что такое президент? - пискнула маленькая бактерия Хламидия, но она была такой маленькой, что никто ее не услышал.

-Что тут выбирать? - важно сказала Оспа. - Наше яблоко должен возглавить самый сильный, тот, кто способен объединить вокруг себя общество.

-Это ты на себя, что ли, намекаешь? - возмутилась бактерия Дифтерия. - Да тебя вообще медицина уже победила!

Оспа так разозлилась, что почернела от ярости.

-Ну а тебя, - закричала она Дифтерии, - Лечат с помощью обычных антибиотиков! Раз, и нет тебя! А меня так просто не возьмешь!

-Да, да! - поддержал Столбняк. - Нужны честные выборы!

-Ах, так! - закричала Дифтерия. Она поднатужилась и размножилась в сорок раз.

-Ну-ка, посмотрим, что вы на это скажете! - хором пропищали сорок бактерий Дифтерий.

Столбняк и Оспа возмутились и тоже стали было в позу, чтобы размножиться, как вдруг в кухню вошел мальчик Вова. Он был невоспитанным мальчиком и не знал, что перед едой яблоки нужно мыть. Поэтому он схватил яблоко со стола и потащил в рот.

-Караул! Погибаем! Конец света! - в ужасе закричали бактерии. - Прощайте, друзья!

И только одна старая Спирохета, которая многое повидала и знала, что жизнь на этом не кончается, не испугалась.

-Увидимся на том свете! - крикнула она, улетая в желудок.



Ответьте на вопрос: « Где поселяются микробы?»


- Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.


- Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывает рот и нос – микробы разлетаются на 10 метров; не моет руки перед едой; пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)


- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?


- Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (они закаляются)


- Как они это делают? Какой доктор помогает? (доктор Вода)


ФИЗМИНУТКА (Дети под музыку за учителем выполняют движения (на внимание).


- Ребята послушайте сказку «Как Петька спас родную каплю».


В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры... целая куча родственников. И все тоже микробы.


Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона.


А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.


И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал: " Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такaя прохладная на вид ".


Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику.


Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью:


- Эй, муравей, разве твоя мама не говорила -тебе, что сырую воду пить нельзя?!


Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил:


- Кто это со мной разговаривает?


- Это я - Петька-микроб, - сказал Петька. - Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в. капле живём мы - микробы!


- Спасибо, что предупредил! - сказал муравей. - Ты настоящий друг.

И побежал своей дорогой.

- А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели.

- Чему учит вас эта сказка?

( Появляется ученица, которая играет роль Гигиены).



Гигиена. Добрый день! Я – Чистота!

С вами быть хочу всегда:

Я пришла вас научить,

Как здоровье сохранить.


Показ презентации «Правила личной гигиены».

- (Просмотр мультфильма «Мойдодыр»).

- Ребята, почему от мальчика сбежали вещи?

- А вы догадались, как можно назвать такого мальчика? (Неряха, грязнуля.)

- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

- Мыть руки, умываться, чистить и стирать одежду, расчёсываться, следить за чистотой своей комнаты…

- Молодцы, именно о правилах личной гигиены мы будем говорить с вами во второй части занятия.

- Как вы думаете, что такое личная гигиена?

- Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

- В конце занятия мы составим с вами правила личной гигиены.

- Просмотр отрывка из мультфильма «Королева зубная щётка».

- Дети показывают сценку про грязнулю.

- Ах, ты девочка чумазая

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки, на руках дорожки


- Я на солнышке лежала

Руки кверху всё держала

Вот они и загорели.


- Ах, ты девочка чумазая

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный

Будто закопчённый


- Я на солнышке лежала

Носик к верху держала

Вот он и загорел.


- Девочка, нужно тебе руки помыть

_ Саша мочалку возьмёт

И ладошки ей потрёт.

- Катя ватку возьмёт

И носик ей потрёт


- Не трогайте ладошки

Они не будут белые

Они же загорелые


- Давайте посмотрим на её руки.

- А ладошки- то отмылись.

- Да!

- Значит, это была грязь.


- Давайте научим девочку правильно умываться и мыть руки.

Посмотрите на свои руки.

Мыло бывает разным- при разным:

Синим, зелёным, оранжевым, красным…

Но не пойму, отчего же всегда

Чёрной-пречёрной бывает вода?

- Попробуйте ответить на вопрос стихотворения. (Ответы детей.)

(Слайд)

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Все понимают, что руки надо мыть. Только не все дети знают, когда, а главное – как нужно мыть руки. Давайте выучим нехитрое стихотворение-правило, когда нужно обязательно мыть руки:

Руки мой после игры

И после туалета.

С улицы пришёл – опять

Не забудь про это.

И ещё закон такой:

Руки мой перед едой!

- Сейчас Гигиена научит вас правильно мыть руки.

Гигиена. – Перед тем, как мыть руки, закатайте рукава.

- Включите воду и, намочив руки, хорошенько намыльте их.

- Потрите как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудьте про запястья.

- Смойте пену.

- Посмотрите внимательно, не осталось ли грязи.

- Теперь чистыми руками моем лицо, уши, шею.

- Ребята, а сколько раз нужно мыть руки?


Чтобы быть здоровым сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

(Дети танцуют «Танец маленьких утят»).

Фрагмент мультфильма Витя и Микробус.

- Посмотрите, что может случиться, если не умываться и не мыть руки.

- Чем покрыто наше тело?

- Наше тело покрыто кожей. Рассмотрите кожу на своих руках.

- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестаёт защищать ваше тело от микробов.

- Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть и ухаживать за ней.

- (Стук в дверь) Ребята, нам принесли письмо.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам письмо . В нем находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь отгадать. Желаю удачи! До свидания. Мойдодыр.

- Все эти предметы личной гигиены.

- Каким из этих предметов должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья?

- Ребята, у вас у всех есть носовой платок? Зачем он нужен?

- Когда вы кашляете или чихаете, изо рта вылетают микробы. необходимо платком закрыть рот и преградить им путь.

- Покажите мне ваши носовые платки. Они должны быть чистыми, аккуратно сложенными, иначе пользоваться ими нельзя!

- Поиграем в игру «Что с чем дружит?».

(Показ слайда с чем дружит нос… , туфли…, ногти…, волосы…, зубы…?

- А вы дружите с зубной щёткой?

- Почему нужно чистить зубы?

- Как нужно правильно чистить зубы

- Послушайте сказку.


Жили – были две бактерии, два друга-Кариус и Миктробиус. Они забирались в зубы к девочкам и мальчикам, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи оставались между зубов, Кариес и Микробиус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились все больше и больше, и когда им стало неудобно сидеть в маленьких естественных впадинках зуба, они начали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.

Но не у каждого ребенка в зубах уживались эти разбойники. Были и такие девочки и мальчики, которые следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, числи зубки утром и вечером. Из-за этого несчастные Кариус и Микробиус худели день ото дня, и им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.

Но как они веселились, когда находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках и тем самым доставляли массу хлопот обладателю зубов. У детей начинали болеть зубки, а потом голова, они не могли спокойно спать и им снились страшные сны.

Тогда родителям приходилось вести к врачу-Стоматологу. Ведь только он мог спасти ребят от злобных друзей микробов.

Освободившись от Кариуса и Микробиуса, ребята больше никогда не забывали чисть зубы. А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище....

- Чему учит сказка?

- Ребята, познакомьтесь – это Зубов Иван Иванович. Он врач-стоматолог. Он лечит людям зубы. Послушайте советы Ивана Ивановича. (Ученик в белом халате исполняет роль доктора.)

Ученик-доктор. Если увидишь маленькую дырочку на зубе, сразу иди к стоматологу. Когда зуб начинают лечить своевременно, боли никакой нет.

А ещё лучше, если ты два раза в год будешь показываться врачу, даже когда зубы не болят.

Гигиена. Молодцы, зубы почистили, а про щётку забыли! Помните, когда почистите зубы, щёточку надо помыть, а потом намылить мылом и поставить в стаканчик прямо, как санитар на посту.

- Составим правила личной гигиены.

- Показ слайда.

- Подведём итог по теме : «Мир бактерий вокруг нас»

- Запомнить нужно навсегда (дети хором читают с плаката).

Залог здоровья – чистота!

- Ребята, вам понравилась тема нашего занятия?

- Какое настроение у вас в конце нашего занятия?

- Звучит песня (показ видеосюжета с песней).