Классный час Тема: «Семья – это то, что с тобою всегда» Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Цель: Способствовать формированию идеала семейных отношений и уважительного отношения к родителям. Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова Л.Н.Толстого : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ход классного часа: Добрый день, честной народ! Приглашаем в хоровод, Хоровод – то не простой: Мама, папа, я с сестрой. Старший брат, любимый дед, Охраняющий от бед, Бабушка – всему душа, В общем – вся моя семья! В этом дружном хороводе Разговор мы поведем О родном для нас народе: О семье, и как живем. Ну а сейчас, чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение, которое называется «Дерево чувств». С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: Красный – восторженное, радостное, теплое; Желтый – светлое, приятное; Зеленый – спокойное; Синий – грустное. (Обучающиеся прикрепляют лепестки на доску) Домашним заданием было подобрать высказывания великих людей о семье, о доме, о родителях: 1. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». Себастьян Брандт 2. «Мысль о том, что я сын хорошего отца, остановила меня от дурных поступков». А.Нащокин (из письма А.С.Пушкину) 3 «Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей!» А.Шопенгауэр 4 «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе». Сократ 5 «Сердце родителей – это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает сокровеннейшее средоточие ваших стремлений» К.Маркс А сейчас поработаем в группе. Ваша группа условно – семья. Выберите, пожалуйста, главу семьи. Задание № 1 Л.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Вам дается три минуты времени на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать или отвечает сам. Задание № 2 Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворятся, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье? Каждому в группе раздаются листы бумаги с заданиями:
Мама: Папа: Дети: 1. 1. 1. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 4. 4. 4. 5. 5. 5. Вам предлагается посмотреть, можете ли вы взять на себя часть обязанностей мамы, папы или кого-то из взрослых. Есть такая пословица: «Счастье не птица само не прилетит». Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание. В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так - то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Задание № 3 Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье: 1.В гостях хорошо, а дома лучше. 2.Один за всех, все за одного. 3.Дома и стены помогают. 4.Сядем рядком, да и поговорим ладком. 5.Чем богаты, тем и рады. 6.Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. 7.Яблоко от яблони недалеко падает. 8.Яйцо курицу не учит. 9.Вся семья вместе, так и душа на месте. 10.В семье и каша гуще. 11.Дом вести не лапти – плести. 12.Без хозяина дом сирота. 13.Горе тому, кто непорядком живет в дому. 14.Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится. 15.Когда имеешь ребенка, понимаешь доброту родителей. 16.Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
Задание № 4 А мы переходим к следующему заданию, которое называется «Словарь родства». Каждому в группе будут выданы по 4 слова, вы должны написать, что они означают. 1.Свекр – отец мужа. 2.Тесть – отец жены. 3.Сват – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга. 4.Зять – муж дочери, муж сестры. 5.Деверь – брат мужа. 6.Шурин – брат жены. 7.Кузен – двоюродный брат. 8.Внучатый племянник – внук брата или сестры. 9.Дядя – брат отца или матери. 10.Дед – отец матери или отца. 11.Свекровь – мать мужа. 12.Теща – мать жены. 13.Невестка (сноха) – замужняя женщина по отношению к родным ее мужа. 14.Свояченица – сестра жены. 15.Кузина – двоюродная сестра. 16.Единокровные (брат, сестра) – имеющие общего отца, но разных матерей. 17.Сводные (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе. 18.Внук – сын дочери или сына по отношению к деду или бабушке. 19.Отчим – муж матери, неродной отец. 20.Племянник – сын брата или сестры.
А в следующем задании я прошу вас поразмышлять над тем, что такое конфликт? Подумайте, из-за чего чаще всего возникает конфликты в семье? (Обучающиеся обсуждают проблему в течение трех минут, затем глава семьи высказывает мнения всей группы). Легенда (читает классный руководитель после обсуждения). В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? Обучающимся предлагается отгадать это слово (терпение). Следующие три задания будут творческими. Сейчас выдаются ситуационные задания, на которые вы должны будете найти решение. 5 мин. на подготовку. Одну из этих ситуаций вы можете обыграть. Ситуация № 1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное…» Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова». Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы? Ситуация № 2. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы скажете ей? Ситуация № 3. Вы попросили сына сходить в магазин за покупками. Он отказывается, так как в это время слушает музыку. Как вы поступите? Ситуация № 4. Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой. Как вы ее встретите? Ситуация № 5. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей? Ситуация № 6. Дочь хочет пригласить подружек на день рождения, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу. Что делать? А мы переходим к заключительному заданию нашего классного часа. Вам предлагается нарисовать эмблему своей семьи. И ответить на вопрос моя семья будет… (5 минут) Задание № 8 В качестве подведения итогов нашего классного часа предлагаю вам составить пятистишие к слову семья, по следующей схеме: 1.Слово 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Фраза из четырех слов. 5.Ассоциация. Заключительное слово классного руководителя; Рефлексия настроения: Вернемся к нашим лепесткам, с помощью которых сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Обучающиеся на доске перевешивают свои лепестки) Я хочу закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми! Я приготовила книжную выставку, здесь находятся книги о семье, журналы со статьями, буклеты. Мне бы очень хотелось, чтобы вы больше интересовались книгами, узнавали новых авторов, которые пишут о семье, верности, преданности. Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчаться секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем. Наш разговор на эту тему не заканчивается, мы будем продолжать беседовать о семье, отношениях, о любви, взаимопонимании в семье. Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. До свидания! |