Родительское собрание.
Гражданин воспитывается с детства.
Цель:
воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своего народа; формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; социализация и воспитание творческой личности обучающихся.
Задачи:
продолжить создание системы патриотического воспитания.
активизировать работу родителей в направлении героико-патриотического воспитания обучающихся.
проводить пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
Изготовление памяток на тему собрания.
Фотовыставка «Мы и история».
Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания школьников.
Ход собрания
Выступление классного руководителя:
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными о родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм выступает в органическом единстве и определяется как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
Понятие патриотизма включает в себя:
Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
Уважительное отношение к языку своего народа;
Заботу об интересах Родины;
Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, например, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое. По каждому из названных направлений проводится работа с классом в соответствии с общешкольным и классным планом по воспитательной работе. Сегодня мы обращаем внимание на героико-патриотическое направление.
Героико-патриотическое направление – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиций.
Какая работа проводится с классом?
В этом учебном году мы отмечаем 70 лет победы в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.
С этой целью мы вновь посещаем священные для нас места: Мамаев курган и музей-панораму «Сталинградская битва». После проведения экскурсий проводим уроки мужества, ребята узнают вновь и вновь о подвигах героев, делятся впечатлениями, рассказывают о семейных историях своих родственников, которые участвовали в этой страшной войне.
Большой интерес вызвала у обучающихся творческо-поисковая работа «След войны в моем доме». Фотографии , записанные истории со слов участников войны, детей Сталинграда –это огромное духовное богатство, которое формирует личность.
Классный час, проведенный в парке им. Саши Филиппова, вахта Памяти у корабля «Гаситель», возложение цветов к памятникам З.Космодемьянской, Павших борцов и другим памятным местам, посещение Исторического Краеведческого музея –все это и многое другое ориентировано на формирование и воспитание героико-патриотических чувств обучающихся.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Огромную роль в этом играет совместная деятельность педагогов и родителей.
Выступление родителей: обмен опытом о патриотическом воспитании в семье.
Памятка для родителей
"Известные люди о воспитании любви к Родине"
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания.
Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
1. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края?
2. Беседуете ли Вы о родном городе?
3. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
4. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?
5. Читаете ли Вы совместно с детьми книги о Великой Отечественной войне?
6. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
7. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще по вопросам патриотического воспитания?