Методическая разработка классного часа духовно-нравственной направленности
для учащихся 2-го класса
Тема: Досточтимые имена «О святых Кирилле и Мефодии и славянской азбуке»
Разработчик:
Фёдорова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ лицей №9 им. Неверова
Волгоград 2018 г.
Сценарный план

Цель: познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с бесценным трудом святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – первых учителей словенских.
Дидактические материалы
• Поместить на доске икону святых братьев Кирилла и Мефодия.
• Подготовить для каждого ученика ксерокопию церковнославянского алфавита, где были бы указаны написание, название и произношение всех букв.
• Подготовить ксерокопии Азбучной молитвы в «переложении» В.Я.Дерягина.(отрывок)
• Буквы русского алфавита и буквы славянской азбуки, изготовленные из картона.
Вопрос №1 Виртуальная экскурсия к памятнику Святым Кириллу и Мефодию в различных городах России.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по городам нашей страны. Ваша задача узнать к какому памятнику мы совершаем экскурсию? Ответить на вопросы:
-Кто эти люди?
-Почему во многих городах нашей страны поставлены им памятники?
Город Москва Славянская площадь
Мурманск 
Севастополь Коломна
Владивосток
Коломна 
Челябинск
Самара
Ваши предположения? (Ответы детей: священники потому, что с крестом..)
Вывод: это святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они были монахами, первыми учителями славян, потому что создали славянский алфавит.
-Почему такое почитание этим людям, столько памятников воздвигнуто в нашей стране?
Мы к концу нашей беседы попробуем ответить на этот вопрос.
Вопрос №2 История создания и первое знакомство со славянской азбукой.
Задачи: Выявить и пополнить знания детей об истории русского языка.
Показать сходство и особенности церковнославянского и русского языков.
Люди отличаются от всех живых существ тем, что могут говорить. У всего на свете есть название: у тучки, у реки, у гвоздики, у березы, у ветра и молнии. Все признаки предметов и явлений: красные, быстрые, теплые, холодные, - все названо. В разговоре мы так и говорим: "Бабушка, я по тебе соскучилась". Но это хорошо сказать, когда бабушка рядом. А если она в деревне, в другом городе? Надо же как-то сказать ей, что ты скучаешь, ждешь ее в гости. Можно позвонить? А если у бабушки сломался телефон? Написать! Написать письмо. Письмо дороже любого звонка, письмо можно перечитать, показать соседям: "Смотрите, мне пишет внучка, зовет в гости".
-Все мы с вами читаем, пишем и разговариваем на русском языке. А что такое вообще язык?
(Ответы детей ...)
- Вот мы с вами выяснили, что язык – это средство общения. С древних времен общение было необходимо человеку. Сейчас мы можем общаться посредством устной речи и письменной. Устная речь и письменная – это обычное дело для нас с вами.
-Но всегда ли люди могли общаться при помощи письменной речи? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята, я предлагаю вам снова отправиться в путешествие, но на этот раз в прошлое. Закройте глаза и представьте, что вы живете не в 21 , а в 8 веке.
Ответы детей: в древности общались при помощи рисунков, знаков – и это было не удобно, возникала путаница, по-разному могли трактовать один и тот же рисунок.
Но чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова составлены из букв. Буквы соединены азбукой. Но в это время, у славян не было своей азбуки.
Я вам расскажу как она появилась.
… Было это более тысячи лет назад. В дружной и счастливой семье знатного военачальника Льва, жившего в греческом городе Салоники, было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме родного греческого языка прекрасно говорили по-славянски, общаясь со своими сверстниками-славянами. В то время в Салониках жило много славян, бывших пленных и рабов, захваченных греками в постоянных войнах.
Когда самый младший из детей Льва Константин только научился читать, старший – Мефодий, уже покинул отчий дом, отправившись на государственную службу. Он был назначен императором воеводой в Македонию, благодаря своему знанию славянского языка.
Младшего Константина отличало от других детей как слабое здоровье, так и незаурядные умственные способности. Уже к пятнадцати годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языке. Способный мальчик был взят ко двору. Вместе с детьми императора он стал учиться в высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, еврейский и арабский языки, музыку и другие науки. Его наставниками были лучшие учителя империи, в числе которых знаменитый Фотий, будущий Константинопольский патриарх. За свою любовь к философии Константин получил прозвище «философ», которое осталось за ним на всю жизнь.
Старший брат Константина Мефодий, прослужив в должности воеводы около десяти лет, оставляет службу и уходит в монастырь. Вскоре к нему приходит и младший брат. Зная образованность братьев, их преданность Церкви и Отечеству, император Михаил посылает их в Хазарию для налаживания дипломатических связей с соседним государством. Оно включало в себя много народностей, в том числе и славян.
В это время славянские племена из тьмы язычества обратились к свету христианского учения. Но ни Слова Божия, ни богослужения обращенные христиане не понимали, так как богослужение проводилось на чужом латинском языке. В 862 году братья прибыли к славянскому князю Ростиславу. Он просил их разъяснить Священное писание и вести богослужение на славянском языке.
Чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, Кирилл и Мефодий должны были перевести Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык. Но у славян не было азбуки. Славяне не умели ни читать, ни писать. Задача оказалась более сложной, чем показалась на первый взгляд: сначала надо было создать славянскую азбуку, затем перевести книги да еще научить славян письму и чтению. Ведь нельзя все передать устно. Такое учение и недостаточно, и ненадежно.
-Как вы считаете, какими качествами нужно было обладать братьям, чтобы совершить такую работу? Ответы детей( огромным трудолюбием, целеустремленностью)
-За основу славянской азбуки была взята греческая азбука. Первым делом надо было составить алфавит. Ребята, а что такое алфавит?
Ответы детей.(Это определенная последовательность букв. Алфавит передает все те звуки, которые присутствуют в речи.)
В 863 году азбука была готова, больше года трудились св. Кирилл и Мефодий над ней. Азбука стала называться кириллицей в честь своего создателя. Святые братья создали не разговорный язык, не язык повседневный, обыденный, а священный богослужебный язык. Язык, на котором обращаются к Богу в храме Божьем – церкви. Он так и называется – церковнославянский язык. Теперь вы знаете, что церковнославянский язык – язык богообщения. Очень важно было христианам получить необходимые знания по церковнославянскому языку, чтобы иметь возможность участвовать в богослужениях, понимать их смысл. Без этого невозможна жизнь христианина. .
Славяне это понимали, поэтому и взялись за нелегкое дело учения.
-Сегодня и мы давайте попробуем , выучить церковнославянскую грамоту.
Посмотрите на алфавит! (Дети берут распечатку с алфавитом.)
-Многие из букв вам уже знакомы. Как вам кажется, в какой азбуке больше букв, в русской или в славянской?
Ответы детей.(В славянской)
- Правильно. Со временем, в ходе развития языка, некоторые буквы утратились, а вот новые не прибавились. Таким образом, алфавит преобразовался в современный русский.
Аз, буки, веди... Именно с этих букв мы начнем наше первое знакомство с церковнославянской азбукой. Каждая буква церковнославянского языка не только передает соответствующий ей звук, но и имеет свое особое имя.
Посмотрите на карточки с буквами:
Букву А зовут Аз, что значит по-русски «Я». Так в священно книге Библии называет Себя Бог – Аз.
Букву Б зовут Буки, то есть «буква».
Имя буквы В – Веди, в переводе – «знай».
У буквы Г имя Глаголь, то есть «говори».
Букву Д называют Добро, по-русски это означает «хорошо».
Произнесите эти первые церковнославянские буквы по их именам.
Дети хором читают: Аз, буки, веди, глаголь, добро.
- Знаете, что у нас получилось? Азбуку знай и говори хорошо.
Вот такое пожелание высказывает сама азбука всем, кто берется ее изучить. Кроме того, святой Кирилл написал азбучную молитву. Каждой букве алфавита соответствует новая строчка молитвы, начинающаяся с этой буквы. Послушайте отрывок из этой молитвы и вы поймете, как много несет в себе смысла каждая буква церковнославянского языка.
Азбучная молитва
А Аз – этим словом молюсь Богу:
Б Боже, всех тварей Создателю
В Видимых и невидимых!
Г Господа, Духа впредь живущего,
Д Да вдохнет мне в сердце Слово!
Е Его же Слово будет спасением всем,
Ж Живущим в заповедях Твоих.
S Засветил светильник жизни,
3 Закон Твой – свет пути моего.
И И уж ищет евангельского слова
I И просит дары Тебя принять славянское племя.
К К крещению ведь обратились мы все,
Л Людьми Твоими называться хотим,
М Милости Твоей желаем, Боже!....
Вопрос №3 Кирилл и Мефодий – великие просветители, первоучителя славян.
Задачи: (Сформировать понятие «священный язык». Развить чувство любви и уважения к родному языку и русской культуре.)
За такой просветительский труд святых братьев Кирилла и Мефодия стали называть равноапостольными. Ведь они, подобно апостолам, просвещали славянские народы, неся им Слово Божие.
В древности церковнославянскую грамоту изучали с благоговением. Заучивали наизусть правила, тексты молитв, упражнялись в чистописании.
Чистописанию придавалось особое значение. Кое-как писать не позволялось, это считалось выражением непочтительного отношения к священному языку, на котором мы обращаемся к Богу.
В древних книгах и без того красивые заглавные буквы церковнославянского языка часто украшали замысловатым орнаментом или рисунком.
-Посмотрите на иллюстрации древних книг.(Иллюстрации)
-Все книги были рукописные, а писать было раньше нелегко. Поэтому профессия писца была в почете, грамотного человека называли ученым.
-К книгам относились очень трепетно. На них надевали кожаные обложки, украшали драгоценными камнями... Их очень ценили, и не только потому, что они дорого стоили, а еще потому, что большинство из них использовали в богослужениях: Священное Писание, Евангелие, Псалтирь. Кстати, знаете ли вы, что основным учебником тогда была Псалтирь? Да-да, именно эта богослужебная книга! Уже позже был составлена и издана Азбука.
В церкви такое отношение к книгам сохранилось и сегодня. Вы, возможно, видели в церкви Евангелие – какое оно красивое! Как торжественно выносит его священник и читает!
Подведение итогов
- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового и интересного?
-Кем и когда была создана церковнославянская азбука?
Ответы детей. (В девятом веке свв. Кириллом и Мефодием.)
-Какая азбука была взята за основу славянской азбуки?
Ответы детей (За основу была взята греческая азбука.)
-Чем отличаются буквы церковнославянского языка от букв русского языка?
Ответы детей (У букв славянского языка есть имена.)
"Аз буки веди" в переводе: я ведаю (знаю) буквы.
"Глаголь, добро, есть, живете" в переводе: хорошо жить по-доброму.
"Како, люди, мыслете" - это и переводить не надо.
"рцы, слово, твердо"- говори слово уверенно, твердо.
Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу азбуку. Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: "Азбуку учат, во всю избу кричат".)
- Почему возникла необходимость ее создания?
Ответы обучающихся.(Потому что необходимо было перевести богослужебные книги на славянский, понятный людям язык. )
-Как мы ответим на главный вопрос нашего занятия: Почему же так почитают Святых Кирилла и Мефодия?
Ответы детей (Они были очень трудолюбивыми, это создатели славянского алфавита, перевели с греческого на славянский священную книгу Библию и ещё много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. )
Заключительное слово:
Но не всё было так гладко для братьев в этом служении. Они претерпели за это много гонений от римских католиков: те не хотели, чтобы у славян была своя письменность. На это братья отвечали: "Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины, и на том языке, на котором говорит человек?"За преданность своему делу русская православная церковь их канонизировала – возвела в лик святых.
Наше путешествие в прошлое подходит к концу. День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день - праздник славянской письменности и культуры.
Давайте постараемся достойно относиться к своему великому и священному русскому языку. В память о первоучителях Кирилле и Мефодии я предлагаю вам, ребята, нарисовать любую понравившуюся старославянскую букву, украсив ее красивым орнаментом.
Список литературы
1) Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М.,1988.
2) Ремнева М.Л. Аз Буки Веди, М., 1980.
3)Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий
Приложение
№1Старославянская азбука

№2 Азбучная молитва
А Аз – этим словом молюсь Богу:
Б Боже, всех тварей Создателю
В Видимых и невидимых!
Г Господа, Духа впредь живущего,
Д Да вдохнет мне в сердце Слово!
Е Его же Слово будет спасением всем,
Ж Живущим в заповедях Твоих.
S Засветил светильник жизни,
3 Закон Твой – свет пути моего.
И И уж ищет евангельского слова
I И просит дары Тебя принять славянское племя.
К К крещению ведь обратились мы все,
Л Людьми Твоими называться хотим,
М Милости Твоей желаем, Боже!....
№3Древнерусская книга

№4 Презентация «Кирилл и Мефодий – первоучители словенские»