Классный час «Дети войны»
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приближается великий праздник - День Победы! 9 мая весь мир встретит его в 80 раз! Много мероприятий в этом году было посвящено этой дате. Вот и сегодня у нас совсем невесёлый, очень серьёзный и очень взрослый классный час. Я очень хочу, чтобы вы внимательно и терпеливо выслушали всё, о чём мы будем говорить. Уже 80 лет над нами синее, безоблачное небо, но так было не всегда.
2. Ввод в тему
Учитель. 22 июня 1941 года началась самая страшная и самая кровавая война за всю историю человечества. Вы будете взрослеть и узнавать всё больше подробностей об ужасах военного времени, а сегодня мы попробуем посмотреть на войну глазами самых маленьких её участников-детей.
3. Объявление темы
Учитель. Наш классный час так и называется «Дети войны». (Открываю название на доске.)
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время. Вы видите у себя на столах такие книги. (слайд 1-4)
Перелистывая страницы и слушая рассказы, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
1 страница « ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…» |
Видео «Воспоминание иркутян о начале войны»
Учитель. Итак, начнем с предыстории…
Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. С утра шли трамвайные вагоны, переполненные празднично одетыми пассажирами. Ехали с семьями, ребятишками. Всем хотелось провести выходной день на природе . И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном вторжении фашистской Германии…
А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие… |
Учитель.
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
Звучит песня «Вставай страна огромная…»
И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.
Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют.
Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.
2 страница « ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА» |
Учитель: Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.
Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.
Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".
Учитель.
Как много пришлось им испытать в те годы!
На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.
Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе со взрослыми.
«Сын Полка» (Александр Колесников)
В марте 1943 года Саша с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Им удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном. Но на одной из станций их обнаружили и отправили обратно в Москву. На обратном пути Саша снова удрал на фронт - к отцу, служившему заместителем командира механизированного корпуса. Где Саша только не был, сколько дорог пришлось пройти пешком, проехать на попутных машинах... Недолго думая, он пристроился к танкистам, которые направлялись на переформирование в тыл. Рассказал им, что отец у него тоже танкист, что маму потерял во время эвакуации, что остался совсем один... Ему поверили, приняли в часть сыном полка - в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет Саша Колесников стал солдатом.
Дважды он ходил на разведку во вражеский тыл, причем оба раза с заданием справился. После чего Сашу с уважением называли не иначе, как Сан Санычем.
Однажды подошел необычный эшелон, в котором везли боеприпасы! Состав остановился, пропуская встречный санитарный поезд. И тут его осенило: он решил взорвать его! Но когда до взрыва остались считанные минуты, Саша понял, что его сейчас разорвет на куски! И он сразу же бросился в воду, проскочив между часовыми.. Как Саша ни старался отплыть подальше, его настиг и подобрал катер фашистской охраны. Мальчик потерял сознание от побоев, и к тому же озверевшие гитлеровцы распяли Сашу у входа в лесную сторожку: прибили руки и ноги гвоздями к стене. Но, к счастью его спасли наши разведчики. Внезапно атаковав сторожку, красноармейцы отбили маленького солдата у немцев. Очнулся Саша под печкой сожженного белорусского села. Сколько времени он там пробыл, не знает…Саша кричал, звал на помощь, но его никто не слышал.. Он вновь терял сознание.. И в скором времени его нашли и отправили в медсанбат.
К 29 апреля Саша снова был на фронте, уже был в пятом по счету танке. Из его экипажа спасли лишь только его одного. Механик успел выбросить его через передний люк, а сам выбраться не успел, потому что начали рваться снаряды. Очнулся в госпитале 8 мая. Этот Госпиталь находился напротив здания, где подписывали Акт о капитуляции Германии. Уложив Сашу на простыню, его подтащили к окну, чтобы показать, как после подписания капитуляции выходит маршал Жуков.
Этот день не забыть никому! Раненые не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер, ни на собственные раны — прыгали, плясали, обнимали друг друга. В Москву Саша вернулся летом 1945 года…
Через много лет побывал на том месте, где был взорван мост, разыскал сторожку на берегу. Она вся разрушена - одни развалины. Ничто не напоминало о страшной трагедии, разыгравшейся здесь в годы войны.
А теперь я предлагаю вам выполнить первое «боевое задание»:
Соедините части, чтобы получились целые пословицы.
(детям раздаются карточки с пословицами)
Войну хорошо слышать, | а война разрушает. |
Хочешь победить на войне- | тот врагов одолеет. |
Мир строит, | друзья солдата. |
Дружно за мир стоять- | а пришлось горевать. |
Кто оружием умело владеет, | работай вдвойне. |
Автомат да лопата - | а приятель дружеством |
Бой красен мужеством,. | а от Москвы на санках. |
Враг хотел пировать, | войне не бывать. |
До Москвы на танках, | да тяжело видеть. |
3 страница « ДЕТИ В ТЫЛУ» |
Учитель.
Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.
Отцы на фронт – дети на завод.
Учитель.
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. (Слайды 14-22)
Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.
Не только на заводах ребята помогали старшим.
Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.
Учитель.
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?
(ответы детей)
4 страница «Дети в блокаде» |
Учитель.
Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада.
Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.
Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.
За этот период было изготовлено:
95 тыс. корпусов снарядов и мин;
380 тыс. гранат;
435 тыс. взрывателей.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...
В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
В Ленинграде начался голод.
В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
- Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой (фото на слайде).
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Из дневника Тани Савичевой».
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942 Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 Савичевы умерли. Умерли все". |
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Учитель.
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?
-Подумайте, а всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?
-Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?
-О ЧЕМ ЗАСТАВИЛА ВАС ЗАДУМАТЬСЯ ЭТА ФРАЗА «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?
(ответы детей)
5 страница
«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»
Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Пятьдесят четыре тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Звучит фонограмма песни «Бухенвалъдский набат» (муз. В. Мурадели, ел. А. Соболева).
На экране кадр: детский барак в концлагере.
Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.
Учитель
Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.
Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
5