СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Покрмите птиц зимой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного чсаса для начальной школы пна тему Покормите птиц зимой

Просмотр содержимого документа
«Классный час Покрмите птиц зимой»

Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"


Цели:

1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить

проявлять заботу к ним.

2. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте,

милосердии.

3. обобщить и расширить представления детей о зимующих в Брянском крае птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные

этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование:

1. Фонограмма с голосами птиц.

2. ,Кормушки.изготовленные детьми

3. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.

4. Раздаточный материал для групп:

- памятки "Как устроить кормушку",

- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока,

скотч.

- карточки с названиями "угощений" для птиц.

5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овес, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений, калина и др.


7 Листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к плакатам

(Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму,

люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага - для

изготовления плакатов.

Ход занятия:


Организационный момент (вступление в тему)

(Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц).

Учитель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты). Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы.

Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" К Мухаммаде (читают ученики)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Ведущий: Но кто же им дает приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго


Учитель: Наш классный час сегодня будет

посвящен птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.

Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода.В конце зимы,когда весь корм съеден .,особенно тяжко синицам Из 10 синиц зиму переживает только одна.Как называют птиц,которые остаются у нас,не улетают на юг.


Ведущий: А вот какие птицы остались зимовать у нас, мы узнаем, отгадав загадки.


1. Загадка: Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет ,

Крохи собирает (Воробей)

Зимой воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека, потому что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.

По воробьям узнают температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. , Ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг

тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

Они едят любую пищу,но могут навредить и посевам,выклёвывая зёрнышки.

«Вора бей!»- кричали в старину крестьяне,завидев на своих полях стайку маленьких птичек.Отсюда и пошло название воробья.



2. Загадка: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на головке чёрная полоса – галстучек. Крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица).

12 декабря на Руси отмечали Синицын день.В этот день встречали синиц,что из леса в деревню прилетали.Синичку считали хранительницей вещего слова,и потому угощали кто чем мог:семечками от подсолнухов,кусочками сала.На деревьях в Синицын день развешивали кормушки для птиц.А 27 февраля крестьяне слушали,какую песню поёт синица.Если приговаривает:»Скинь кафтан!Скинь кафтан!»,значит, весна в этом году будет ранняя.

Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удаётся подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Ученик

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.


3. Загадка: Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На берёзе

Яблоки поспели.

- Что это за яблоки? (Снегири)


С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья чёрные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а тёмно-серая. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля.

Ученик:

Мы зовёмся «снегири»!

Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть полынь, рябина, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим.

4. Ведущий: Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а

крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)

Ученик: Клѐст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик, И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете,

что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит

это от пищи. Достают семена из-под твердых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают

только часть семян, остальные – белка.

5). Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и

воровка! И за что? (ворона)

Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – черный, а ворона – серая.

6). Учитель: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и

окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи.

(Галка)

(показывает рисунки с изображением грача и галки)

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, поселках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.

Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих

друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса. Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу.

Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать

и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками.

Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они

будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

7). Ведущий:

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Ученик:

Дятел

В яркой шапке пестрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мерзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой !Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Чаще всего в наших лесах встречается большой пестрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть еще такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в свое гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своем гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел

долбит шишку, добывая семена.)

Сейчас мы немножко отдохнем и проведем игру "Не ошибись".

Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть,

если эта птица зимует у нас в Брянском крае, и замахать руками, как крыльями, если птица

улетает на юг(Соловей, дятел, клест, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка,

скворец, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, галка)

1Задание: Изготовление кормушек


Учитель: Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено!

Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы

должны будете защитить свое изделие.

(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой ) Эти кормушки после

классного часа пусть ребята повесят около школы

Ученик

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли

Воробей,снегирь –сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник ,посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду,

А в четверг со всёх краёв

Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

.Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.



2 Задание: Угощение для птиц


Учитель: Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло её под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите.


Сценка «Дятел и клёст»


Д: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?

К: Да нет, дятел, это я радуюсь!

Д: Нашёл время радоваться…

К: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

К: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.


Учитель: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?

(потому что им есть что кушать)

Учитель: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть.

И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны? (подкармливать птиц)


- Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим. (Таблица: семена для птиц)


- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте посмотрим.


Сценка:

Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?


Учитель: . Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Показ кормушек, сделанных ребятами).

Кормушки могут быть в виде домиков с крышками и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку

без вреда для их здоровья.

1. Рябина.

2. Макароны

3. Семечки.

4. Ягоды шиповника

5. Ржаной хлеб.

6. Белый хлеб

7. Шоколадные конфеты

8. Яблоко

9. Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое

12. Кусочки сырого мяса и др.

13 Сало несолёное.

14 Калина


Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные

продукты.

Чего нельзя давать птицам?

Жареные и солёные семечки,солёное сало,пшено,чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.

Птиц нельзя кормить солёными орешками,чипсами.кусочками жира.В природе такой пищи нет.

Учитель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть

своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в

ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось

заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым

урожаем, спасенным птицами, от вредителей вашего огорода.

Ученик:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

3Задание.Сложи пословицу.

(пословицы разрезаны на две половинки)

1 Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

2 Птице даны крылья ,а человеку –разум.

3 Всякая пташка хлопочет –своего гнезда хочет.

4 Птицы сильны крыльями,а люди дружбой.

5 Как сорока хвостом.так болтун языком.


4 Задание: Рисуем плакат

Подписать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой!

Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске. Исполняется песня:

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Все живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

А- а! И зеленый попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зеленой роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Припев:


Подведение итогов:


Учитель: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас

взволновало?

-Ребята! Будьте друзьями птиц !Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки! Пусть птицы своим пением украшают наши поля, леса! Ведь не зря именно птица является символом счастливой прекрасной мирной жизни!

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки.

Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни.

Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени

птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.


- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить то интересней,

До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой.