Областное муниципальное образовательное учреждение «Лицей – интернат №1» г. Курска
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Путешествие по островам толерантности»
Форма проведения: Классный час
Цели классного часа:
Развивать умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Сформировать представление о толерантном отношении между людьми.
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и принципами толерантности.
Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать тех, кто тебя окружает.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, творческие способности.
Развивать умения решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей.
Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение ко всем людям, независимо от национальности, религии.
Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование:
Ноутбук. Презентация: «Путешествие по островам толерантности».
Видео «Сказка про толерантность», «Азбука толерантности».
Макет дерева толерантности. Раздаточный материал (карточки с заданиями).
Разработала
Воспитатель Полябина А.Н.
г. Курск 2016 год
Здравствуйте, ребята и дорогие гости!
Вот еще один замечательный международный праздник подошел.
1 слайд
16 ноября отмечается День толерантности. А появилась эта дата в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО, в результате принятия Декларации принципов терпимости.
Речь идет, прежде всего, о взаимоуважении различных мировых культур, религий и традиций, а также о терпимости к каждому отдельному человеку.
Если уважать особенности своего народа и терпимо относится к обрядам и самобытности всего человечества — к этому призывает ООН, тогда большинство разногласий и войн на планете уйдут в небытие.
Отмечая День терпимости, россияне присоединяются к миролюбивому сообществу землян.
2 слайд Название классного часа
Сегодня мы отправимся в путешествие по «Островам толерантности»
3 слайд Корабль
Путешествовать мы с вами будем на большом корабле, где хватит места для всех.
3 слайд Эпиграф
Эпиграфом к кл. часу я взяла слова английского драматурга и романиста Б.Шоу
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди»
На нашем пути будут встречаться острова, на которых мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с таким понятием, как «толерантность», выполним интересные задания, создадите дерево толерантности.
4 слайд Карта
Путь вам предстоит трудный и далекий. Но не беда. Чтобы не сбиться с пути, мы возьмем с собой карту путешествия.
Прежде чем ступить на борт корабля вам нужно, придумать название команды.
(Дети придумывают название командам)
Прошу команды вступить на борт корабля и представиться.
Отлично!
6 слайд Правила на корабле
На нашем корабле существуют правила, которые вы должны соблюдать:
Принимать активное участие в играх.
Не перебивать друг друга.
При ответе поднимать руку.
Не критиковать мнение других.
7 слайд «Остров Знаний»
Теперь можно отправляться в путь.
- Первая остановка на нашем пути «Остров Знаний»
На этом острове вы сможете лучше понять, что такое толерантность.
Обратите внимание, на сундук, давайте его откроем и посмотрим что внутри?
Прочитайте слова, которые спрятаны в нем.
Дети открывают сундук и читают слова, которые спрятаны в нем.
- Терпимость
- Уважение к чужому мнению…
Как вы думаете, можно ли, одним словом объединить все эти понятия?
(Ответы детей: Объединяет все эти слова, такое понятие, как – Толерантность…)
Не всем, может быть знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
5 слайд Фразы к определению слова толерантность
-На столах у вас лежат листочки, на которых представлены различные фразы, слова. Выпишите те, которые вы считаете самыми подходящими для понятия – толерантность.
(Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание, чуткость…)
Дети выписывают фразы, слова и зачитывают
Видео «Сказка про толерантность»
6 слайд «Остров сокровищ»
Плывем дальше. Вот мы с вами и очутились на «Острове сокровищ».
Каждый мореплаватель, который посещает этот остров, оставляет ему какое-либо сокровище. Предлагаю вам в качестве такого сокровища придумать и нарисовать эмблему толерантности. На выполнение задания вам дается 5 минут.
Команды придумывают и зарисовывают свои эмблемы на листках.
Итак, время вышло. Прошу по одному представителю от команды пройти к доске разместить свою эмблему и рассказать о ней.
(Дети защищают свою эмблему…)
10 слайд «Пролив Уважения»
Отлично! Плывем дальше. Паруса надуваются попутным ветром.
И вот мы уже с вами в «Проливе Уважения»
Ну а теперь давайте проверим как вы разбираетесь, какая ситуация конфликтная, а какая нет и знаете ли вы пути избежать их?
(Учащимся раздаются карточки с различными ситуациями. Определяют конфликтная или нет ситуация и предлагают способы ее решения.
1команда
.Переполненный пассажирами автобус. Мужчина нечаянно толкнул девочку и не извинился. Девочка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.
Эта ситуация является конфликтом?
(Ответ:..)
2 команда
Девочка попросила подругу одолжить костюм для выступления. Она не выполнила ее просьбу. Девочка разозлилась и обиделась на свою подругу.
Эта ситуация является конфликтом?
(Ответ…)
3 команда
Одноклассники попросили Олю помочь нарисовать плакат. Оля стала искать отговорки. После разумных доводов ребят о пользе дела, девочка согласилась и помогла ребятам.
Эта ситуация является конфликтом?
(Ответ...)
Как следует разрешать конфликты?
(Ответы детей: не ругаться, не кричать, стараться не разжечь конфликт…)
11 слайд «Сказочный остров»
Пролив Уважения, мы с вами одолели.
Впереди «Сказочный остров».
Сказочным он назван не случайно. Здесь вам предстоит немного поимпровизировать. При помощи мимики и жестов изобразить душевное состояние человека, которое написано на предложенных вам карточках:
1 команда
- человека, у которого веселое, радостное настроение
2 команда
- человека, у которого произошла какая-то неприятность
3команда
- человека, который готов вас простить
(Дети показывают мимикой, те состояния души, которые у них в карточках)
Теперь по взгляду на человека вы сможете определить его душевное состояние, и это поможет вам в общении с ним.
7 слайд «Океан Дружбы»
По курсу у нас «Океан Дружбы».
В дружбе толерантность находит наиболее полное и яркое свое воплощение. Дружба невозможна без терпимости, умения понять и простить другого. Но порой мы сталкиваемся со сложным выбором: Как поступить в той или иной ситуации?
- Сейчас я каждой команде раздам пример какой-либо ситуации и варианты ее решения, а вы должны выбрать подходящий вариант и обосновать свой ответ.
1 команде: «Клички».
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил его так не называть. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: "Какой он Саша, он - Толстый!"
Вы:
- Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
- Будете называть его по имени, пренебрегая мнением окружающих.
- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – не хорошо.
2 команде: «Предрассудки».
В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения.
Вы:
- Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
- Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
- Пойдете и приведете с собой сестру.
Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
3команде: «Бойкот».
Кира - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу плакатов. Кира пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу.
Ваши действия:
Несмотря на протесты друзей разрешить Кире стать вашим художником.
- Разрешить Кире участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
- Найти предлог, чтобы не разрешить Кире участвовать.
Молодцы! Мы с вами уже приближаемся к концу путешествия.
Видео «Азбука доброжелательности»
8 слайд «Остров у камина»
На горизонте остров «У камина».
Это конечный пункт нашего путешествия, здесь мы с вами подведем итоги нашего плавания и создадим дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы отношения в классе и школе стали более доброжелательными, комфортными. А затем мы с вами эти листочки прикрепим на макет дерева.
(Каждый ребенок проговаривает то, что написал на листочке и прикрепляет его на макет дерева)
Дерево толерантности мы с вами создали. Теперь давайте уютно разместимся и побеседуем.
- Ребята, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели во время плавания?
(Ответы детей…)
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
(звучит красивая, приятная мелодия.)
Дети, сядьте поудобнее, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.
От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)
Хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Рефлексия.
Считаете ли вы, что толерантность — одно из основных качеств современного человека?
Почему так важно быть толерантным?
Что нового вы узнали для себя?
Над чем заставило вас задуматься данное занятие?
(Ответы детей…)
Оценивание деятельности воспитанников.
Я надеюсь, что это мероприятие сблизило вас, и вы будете толерантны по отношению к окружающим вас людям, уважая их и принимая такими, какие они есть. Удачи вам!
Символы толерантности



