СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Путешествие по островам толерантности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Путешествие по островам толерантности". 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Путешествие по островам толерантности"»

Областное муниципальное образовательное учреждение «Лицей – интернат №1» г. Курска


Методическая разработка внеклассного мероприятия


«Путешествие по островам толерантности»


Форма проведения: Классный час


Цели классного часа:  

Развивать умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

Сформировать представление о толерантном отношении между людьми.


 Образовательные:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и принципами толерантности.

Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать тех, кто тебя окружает.


Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки, творческие способности.

Развивать умения решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей.

Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.


 Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение ко всем людям, независимо от национальности, религии.

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.


Оборудование

Ноутбук. Презентация: «Путешествие по островам толерантности».

Видео «Сказка про толерантность», «Азбука толерантности».

Макет дерева толерантности. Раздаточный материал (карточки с заданиями).


Разработала

Воспитатель Полябина А.Н.

г. Курск 2016 год


Здравствуйте, ребята и дорогие гости!

 Вот еще один замечательный международный праздник подошел.

1 слайд



16 ноября отмечается День толерантности. А появилась эта дата в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО, в результате принятия Декларации принципов терпимости.

Речь идет, прежде всего, о взаимоуважении различных мировых культур, религий и традиций, а также о терпимости к каждому отдельному человеку.

Если уважать особенности своего народа и терпимо относится к обрядам и самобытности всего человечества — к этому призывает ООН, тогда большинство разногласий и войн на планете уйдут в небытие.

Отмечая День терпимости, россияне присоединяются к миролюбивому сообществу землян.

2 слайд Название классного часа



Сегодня мы отправимся в путешествие по  «Островам толерантности» 

3 слайд Корабль

Путешествовать мы с вами будем на большом корабле, где хватит места для всех.


3 слайд Эпиграф

Эпиграфом к кл. часу я взяла слова английского драматурга и романиста Б.Шоу

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди»

На нашем пути будут встречаться острова, на которых мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с таким понятием, как «толерантность», выполним интересные задания, создадите дерево толерантности.



4 слайд Карта

Путь вам предстоит трудный и далекий. Но не беда. Чтобы не сбиться с пути, мы возьмем с собой карту путешествия.

Прежде чем ступить на борт корабля вам нужно, придумать название команды.

(Дети придумывают название командам)



Прошу команды вступить на борт корабля и представиться.

Отлично!

6 слайд Правила на корабле



На нашем корабле существуют правила, которые вы должны соблюдать:

  • Принимать активное участие в играх.

  • Не перебивать друг друга.

  • При ответе поднимать руку.

  • Не критиковать мнение других.



7 слайд «Остров Знаний»

Теперь можно отправляться в путь.

- Первая остановка на нашем пути  «Остров Знаний» 

На этом острове вы сможете лучше понять, что такое толерантность.

Обратите внимание, на сундук, давайте его откроем и посмотрим что внутри?

Прочитайте слова, которые спрятаны в нем.



Дети открывают сундук и читают слова, которые спрятаны в нем.

- Терпимость

- Уважение к чужому мнению…



Как вы думаете, можно ли, одним словом объединить все эти понятия?

(Ответы детей: Объединяет все эти слова,  такое понятие, как – Толерантность…)



Не всем, может быть знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

5 слайд Фразы к определению слова толерантность



-На столах у вас лежат листочки, на которых представлены различные фразы, слова. Выпишите те, которые вы считаете самыми подходящими для понятия – толерантность. 

(Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание, чуткость…)

Дети выписывают фразы, слова и зачитывают

Видео «Сказка про толерантность»

6 слайд «Остров сокровищ»

Плывем дальше. Вот мы с вами и очутились на «Острове сокровищ».



Каждый мореплаватель, который посещает этот остров,  оставляет ему какое-либо сокровище. Предлагаю вам в качестве такого сокровища придумать и нарисовать эмблему толерантности. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Команды придумывают и зарисовывают свои эмблемы на листках.

Итак, время вышло. Прошу по одному представителю от команды пройти к доске разместить свою эмблему и рассказать о ней.

(Дети защищают свою эмблему…)

10  слайд «Пролив Уважения»

Отлично! Плывем дальше. Паруса надуваются попутным ветром.

И вот мы уже с вами в «Проливе Уважения»



Ну а теперь давайте проверим как вы разбираетесь, какая ситуация конфликтная, а какая нет и знаете ли вы пути избежать их?

(Учащимся раздаются карточки с различными ситуациями. Определяют конфликтная или нет ситуация и предлагают способы ее решения.



1команда

.Переполненный пассажирами автобус. Мужчина нечаянно толкнул девочку и не извинился. Девочка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.

 Эта ситуация является конфликтом?

(Ответ:..)



2 команда

Девочка попросила  подругу одолжить костюм для выступления. Она  не выполнила ее просьбу. Девочка  разозлилась и обиделась на свою подругу.

Эта ситуация является конфликтом?

(Ответ…)



3 команда

Одноклассники  попросили Олю помочь нарисовать плакат. Оля стала искать отговорки. После разумных доводов ребят о пользе дела,  девочка согласилась и помогла ребятам.

Эта ситуация является конфликтом?

(Ответ...)



Как следует разрешать конфликты?

(Ответы детей: не ругаться, не кричать, стараться не разжечь конфликт…)

11 слайд «Сказочный остров»

Пролив Уважения мы с вами одолели.

Впереди «Сказочный остров».



Сказочным он назван не случайно. Здесь вам предстоит немного поимпровизировать. При помощи мимики и жестов изобразить душевное состояние человека, которое  написано на предложенных вам карточках:

1 команда

- человека, у которого веселое, радостное настроение

2 команда

- человека, у которого произошла какая-то неприятность  

3команда

- человека, который готов вас простить

(Дети показывают мимикой, те состояния души, которые у них в карточках)


Теперь по взгляду на человека вы сможете определить его душевное состояние, и это поможет вам в общении с ним.



7 слайд «Океан Дружбы»

По курсу у нас «Океан Дружбы».



В дружбе толерантность находит наиболее полное  и яркое свое воплощение. Дружба невозможна без терпимости, умения понять и простить другого. Но порой мы сталкиваемся со сложным выбором: Как поступить в той или иной ситуации?



- Сейчас я каждой команде раздам пример какой-либо ситуации и варианты ее решения, а вы должны выбрать подходящий вариант и обосновать свой ответ.


1 команде: «Клички».  

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил его так не называть. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: "Какой он Саша, он - Толстый!"

Вы:

- Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

- Будете называть его по имени, пренебрегая мнением окружающих.

- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – не хорошо.


2 команде: «Предрассудки». 

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения.

Вы:

- Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

- Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.

- Пойдете и приведете с собой сестру.


Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

3команде: «Бойкот».  

Кира - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу плакатов. Кира пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу.

 Ваши действия:

Несмотря на протесты друзей разрешить Кире стать вашим художником.

- Разрешить Кире участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

- Найти предлог, чтобы не разрешить Кире участвовать.

 Молодцы! Мы с вами уже приближаемся к концу путешествия.



Видео «Азбука доброжелательности»

8 слайд «Остров у камина»

На горизонте остров «У камина».



Это конечный пункт нашего путешествия, здесь мы с вами подведем итоги нашего плавания и создадим дерево толерантности.



Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы отношения в классе и школе стали более доброжелательными, комфортными. А затем мы с вами эти листочки прикрепим  на макет дерева.



(Каждый ребенок проговаривает то, что написал на листочке и прикрепляет его на макет дерева)


Дерево толерантности мы с вами создали. Теперь давайте уютно разместимся и побеседуем. 



- Ребята, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели во время плавания?



(Ответы детей…)



Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

(звучит красивая, приятная мелодия.)



Дети, сядьте поудобнее, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.

От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)

Хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами... 



Рефлексия.

Считаете ли вы, что толерантность — одно из основных качеств современного человека?

Почему так важно быть толерантным?

Что нового вы узнали для себя?

Над чем заставило вас задуматься данное занятие?

(Ответы детей…)


Оценивание деятельности воспитанников.

Я надеюсь, что это мероприятие сблизило вас, и вы будете толерантны по отношению к окружающим вас людям, уважая их и принимая такими, какие они есть. Удачи вам!


Символы толерантности