СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Свиристелькины посиделки или в гости к зимующим птицам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час призван познакомить ребят начальной школы с зимующими птицами

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Свиристелькины посиделки или в гости к зимующим птицам»

И.Ю.Воронина, учитель начальных классов МКОУ Мироновская СОШ


Конкурс-праздник

«Свиристелькины посиделки,

или В гости к зимующим птицам»


Цель:

  • познакомить обучающихся с многообразием и жизнедеятельностью зимующих птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.


Задачи:

  • расширить знания обучающихся о птицах и познакомить с их многообразием;

  • закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях;

  • дать представление о происхождении названий некоторых птиц;

  • расширять кругозор обучающихся, развивать познавательную активность.

  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

  • прививать любовь и бережное отношение к родной природе,


Оборудование:

  • книги с изображением птиц;

  • фонограмма птичьих голосов;

  • рисунки птиц;

  • мультимедийная презентация;

  • кормушки для птиц;

  • семена растений.


Ход мероприятия:


1. Организационный момент.

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить вы должны угадать загадку.

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица) Слайд 1

-Молодцы! Сегодня мы будем говорить о птицах и не просто о птицам, а о зимующих птицах. Слайд 2


Птицы – это тайна и красота.

Птицы – наши друзья.

Невозможно даже представить нашу землю без птиц! Слайд 3


- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

- Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – всего в настоящее время известно около 8600 видов птиц. Птицы встречаются по всему земному шару, за исключением внутренних частей Антарктиды, в самых разных местностях и в самых различных климатических условиях. Птицы – это действительно очень красивые существа, они очаровывают нас и делают мир вокруг нас красивее и приятнее, вы можете видеть птиц и любоваться ими повсюду, в парках, скверах, садах, лесах. В пределах России насчитывается несколько более 750 видов птиц.


- Много птиц с приходом осени улетает в тёплые страны, но много из них остаётся зимовать с нами. Сегодня мы вспомним всех зимующих птиц, с которыми уже знакомы и познакомимся с новыми. Узнаем много нового и интересного о них. Слайд 4


2. Конкурс «Загадки о птицах» Слайд 5

-Ребята, чтобы узнать, какие птицы зимуют в нашей местности, вы должны разгадать загадки о них.


1.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей) Слайд 6-7


2.Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь) Слайд 8-9


3.У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (Сова) Слайд 10-11


4. Вот опять гнездо себе я

Мастерю в печной трубе.

И туда, на крышу дома

Тащу ветки и солому,

Натаскаю ваты, пуха -

Хорошо птенцам и сухо!

Сгодится для гнезда любая палка.

Эта птица, друзья, … (Галка) Слайд 12-13


5.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом. (Клёст) Слайд 14-15


6.Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица) Слайд 16-17


7.Кто в беретке ярко – красной,

В чёрной курточке, атласной.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) Слайд 18-19


(Обучающиеся разгадывают загадки, рассматривают фотографии с изображением птиц, слушают голоса птиц).

- Молодцы, вы узнали всех птиц!


3. Это интересно Слайд 20

-Наши далёкие предки, наблюдая за птицами, за их поведением, необычностью окраски давали им названия. А вы хотите узнать, почему некоторые зимующие птицы названы так и не иначе?


Сойка или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой. Слайд 21


Клёст. Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как будто сдавлен, сжат. Слайд 22


Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова. Слайд 23

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим свирель и послушаем, как она звучит. Слайд 24

(рассматривание свирели, прослушивание её звучания)

- Понравилось ли вам звучание этого музыкального инструмента? (высказывания обучающихся)


Поползень. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Слайд 25


Снегирь. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Слайд 26


Дрозд. Дроздов существует несколько видов. Один из низ дрозд-рябинник. Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод они поедают огромное количество насекомых. Слайд 27

- Молодцы, вы внимательно слушали! Кто скажет, о каких птицах мы сейчас узнали? (ответы обучающихся)


4.Конкурс «Живые синонимы» Слайд 28

-Ребята, а кто знает, что такое синонимы? (ответы обучающихся)

- Давайте попробуем вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

- Наблюдая за поведением птицы и человека, и родились эти меткие сравнения.


Болтать или трещать, как… (Сорока) Слайд 29


Щебетать, весело переговариваться, как … (Воробей) Слайд 29


Накаркать (накликать беду), как… (Ворона) Слайд 30


Долбить (говорить одно и то же) как … (Дятел) Слайд 30


Ворковать, как … (Голубь) Слайд 31


Глухой (плохо слышащий), как … (Глухарь) Слайд 31)

(учитель поясняет те сравнения, которые стали непонятны для обучающихся)


5.Конкурс «Узнай меня» Слайд 32

-А сейчас зимующие птицы просят узнать их по тому описанию, которое они дают.


1. Я - зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель) Слайд 33


2. Я - птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям. (Поползень) Слайд 33


3. Я - птица, которая высиживает птенцов зимой. (Клёст) Слайд 34


4. Я вечно трещу, скачу с ветки на ветку, поднимаю шум, как кого – то увижу, дёргаю хвостом. (Сорока) Слайд 34


5. Я – птица, которую называют пернатая кошка. (Сова) Слайд 35


6. Я – птица, которая ночует, зарывшись в снег. (Тетерев) Слайд 35

- Молодцы! Вы уже хорошо узнаёте зимующих птиц.


6. Конкурс «Шифровка» Слайд 36

-Ребята, вы любите расшифровывать ребусы, шарады? Давайте попробуем расшифровать ребусы, в которых спрятались названия зимующих птиц.





Слайд 38

Слайд 37







Слайд 39

Слайд 40







Слайд 41






Ответы: воробей, сорока, снегирь, ворона, дрозд.

-Молодцы, вы хорошо поработали!


7. Конкурс «Узнайте нас» Слайд 42

-Сегодня мы узнали много нового и интересного о зимующих птицах. Все птица, в том числе и зимующие, очень пугливые, они не любят когда шумят и пугают их.

- Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу, в поле, чтобы не напугать птиц? (высказывания обучающихся)

- Сейчас птицы спрятались от нас и просят узнать их. Слайд 43



Ответ: свиристель, воробей, снегирь, ворона. Слайд 44

-Молодцы ребята, вы хорошо потрудились.


8. Птичья столовая Слайд 45

-Мы вспомнили многих зимующих птиц, с которыми уже были знакомы, познакомились с новыми. А кто знает, чем питаются птицы зимой? (ответы обучающихся)

-Сейчас для птиц наступает самое трудное время. Природные запасы кончаются, и они нуждаются в нашей помощи.

- Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам?


Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. Слайд 45

(ответы обучающихся)

- Правильно, молодцы! Мы можем помочь зимующим птицам смастерив для них разнообразные кормушки сами или попросив помощи взрослых. Слайд 46

- Давайте рассмотрим кормушки, которые вы сделали сами.

(рассматривание выставки кормушек сделанных учащимися)


-Ребята, а вы хотите узнать, что же любят наши пернатые друзья?


Семена подсолнечника (Снегирь, воробей, синица, поползень). Слайд 48

Просо и пшено (Голубь, воробей, чечётка, свиристель) Слайд 49

Арбузные и дынные семечки (Синица, поползень, сорока, дятел) Слайд 50

Овёс или овсяная крупа (Воробьи, чечётки, синицы, галки) Слайд 51


-Сделав кормушку и положив в неё корм, вы увидите, как много пернатых прилетит, полакомиться вашим угощением. Слайд 52


9. Подведение итогов.

-Давайте подведём итоги нашего праздника. С какими зимующими птицами познакомились? (ответы детей)

-Как каждый из нас может помочь зимующим птицам? (ответы детей).

-О зимующих птицах вы можете прочитать и в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке.

(рассматривание выставки книг посвященных зимующим птицам)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну. Слайд 53

-А сейчас давайте мы возьмём наши кормушки и повесим их на деревья возле нашей школы и будем подкармливать птиц зимой.