Классный час
Тема: Безопасное поведение на железной дороге
«Правила соблюдать – беду миновать!
Аудитория: 3 «А» и 3 «Б» классы МБОУ «Луховицкий лицей»
Учителя: Игнатова Н.Л.; Аннаева М.А.
Цель: осознание обучающимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.
Основные задачи:
1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге.
2. Расширение знаний обучающихся о некоторых объектах железной дороги
(железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив).
3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге».
4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи.
5. Закрепление умений работать с информацией.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Продолжительность занятия: 60 минут
Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)
Материально – техническое оснащение:
1. ПК, электронный носитель.
2. Экран для показа слайдов.
3. Презентация.
4. Диск mp3 – песня «Голубой вагон» (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского).
5. Видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
Реквизит: модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.
I. Организационный этап
(слайд 2)
Дети заходят в актовый зал. Рассаживаются по группам. Актовый зал оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Проблемная ситуация».
II. Актуализация знаний и представлений
1. Дети читают (с экрана) загадку и отгадывают её:
«Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит…» - Как вы догадались? (объяснения детей) (слайд 3)
2. Работа с толковым словарем. Лексическое значение слова: «поезд».
III. Создание эмоционального настроя
(слайд 4)
1. - Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой?
(звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)
2. - Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)
IV. Самоопределение к деятельности
1. Рассказ учителей
(слайд 5).
- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.
- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.
(слайд 6)
- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.
(слайд 7)
- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.
- В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге. За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.
(слайд 8)
- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.
2. Определение темы (поиск подсказок: плакаты, карточки со словами, результаты игры «Ассоциация», картинки с дорожными знаками) - формулировка темы по группам.
3. Целеполагание.
Обучающимся предлагается определить цель занятия (фронтальный опрос)
- Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
«Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно».
V. Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)
- Что общего есть у поездов?
Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами).
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
Выступают ученики (в спецодежде):
Ученик 1.
«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,
Уложившись в сроки расписания».
(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)
Ученик 2.
«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне».
(Проводник)
Ученик 3.
« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю».
(Дежурный по станции)
Ученик 4.
«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!»
(Дежурный по переезду)
Ученик 5.
«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды».
(Монтеры пути)
2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».
1. - Отгадайте:
«Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?» (дети называют: электричка)
2. - Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров.
(Дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают).
3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».
1. - Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные дети читают наизусть стихи – подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)
(слайд 10)
Ученик 1. «Игры на дороге»
«На дороге две дворняжки
Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой»!
(слайд 11)
Ученик 2. «Высовывание в окно»
«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -
Высунул голову Ослик в окошко.
- Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, - сказал проводник,
- Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
(слайд 12)
2. - Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
Ученик 3. «Переход дороги в неустановленном месте»
«Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы - по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
- Нет, друзья, - ответил Дрозд,
-Безопасно - через мост!»
(слайд 13)
Ученик 4. «Подлезание под вагоны»
«- Я в обход, - сказал Зайчишка,
-Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда
- Неминуема беда».
(слайд 14)
3. - Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос)
Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
4. Рассказы учителей « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.
(слайд 15)
Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
(слайд 16)
Рассказ о регулируемом переезде
- «Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)
- Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
(слайд 17)
Дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».
- Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы обучающихся)
Рассказ о нерегулируемом переезде
- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.
Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый
1. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
(слайд 18)
«Железнодорожный переезд без шлагбаума».
- Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.
(слайд 19)
VI. Физкультминутка Ролевая игра «На переезде» (проводят дети)
Мы в вагончиках сидим
(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены пере грудью)
Мы сидим, мы сидим
И в окошечки глядим
(повороты головой влево/вправо)
Весело глядим.
Едет, едет паровоз -
(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух-Чух-Чух ,Чух-Чух-Чух!
Ребятишек он повез,
Чух-Чух-Чух, Чух-Чух-Чух!
А колесики стучат
Так-так-так
Так-так-так
(хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так!
(стучат кулаками по коленям)
Громко подаем гудок:
(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту
Подъезжает паровоз -
(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту. ту-ту-ту!
Ребятишек он привез!
VII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах.
«Ситуация» (задания записаны на листках – обучающимся предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы).
Ситуация 1.
«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.
«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»
Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.
«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»
Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.
VIII. Рефлексия
1. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
2. Работа в группах
Памятка «Правила поведения на железной дороге»
Задание: выберите (отметьте галочкой) правила, которые относятся к правилам поведения на железной дороге (дети работают в группах, затем представители зачитывают ответы).
1) Переходить через пути нужно по мосту или по переходу!
2) Переходить проезжую часть можно только на зелёный сигнал светофора.
3) Не подлезайте под вагоны!
4) Не устраивайте подвижных игр на платформе!
5) Когда ступаем на проезжую часть, смотрим налево, дойдя до середины — направо.
6) Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
7) Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
8) Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
9) Нельзя перебегать дорогу, даже если машин рядом нет и их не видно.
10) На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
IX. Итог занятия.
- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное
Напоминаем ещё раз: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!
X. Творческое задание на дом.
- Продолжите работу дома. Придумайте и запишите небольшой рассказ по теме: « Осторожно, железная дорога!» (индивидуальная работа)