Урок доброты
Цели: способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать доброжелательность, искренность, милосердие, терпимость к «чужому», открытость, умение радоваться жизни.
- У нас сегодня необычное занятие. Проводится оно в виде устного журнала и называется Урок доброты. На этом уроке мы попробуем разобраться, что есть добро и зло и от кого зависит, быть ли радостному, солнечному дню или непроглядной ночи. Устный журнал состоит из 4 страниц.
Страница первая. «Что такое добро?»
- Что вы понимаете под словом «добро?»
(Ответы детей: это все хорошее, доброе, красивое, приятное, это ласка, любовь, мир, мама, сопереживание)
- А что есть зло?
(Ответы детей: это все плохое, дурное, грубое, жадность, зависть, насилие, оскорбление, лицемерие, злоба)
Краткий пересказ сказки «Счастье и беда»
- Мы с вами живем на планете Земля, и коль существует добро и зло, то значит люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро и зло? (Ответы детей)
- Вы все любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, то хлопаете в ладошки, а если нет, то закрываете лицо ладошками (Иван- Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная шапочка, гуси- лебеди, Баба Яга, Золушка, Мальвина, Снежная королева и т. д.).
- А сейчас представьте себе, что мы отправились в космическое пространство и приземлились на планете Добра. Давайте предположим, что бы мы там увидели (Ответы детей).
- Ребята, а наша планета может стать планетой Добра? Давайте вернемся на нашу родную планету, чтобы делать добрые дела.
Страница вторая «Спешите делать добро».
- Вторую страницу начнем с песни «Если добрый ты».
- Ребята, послушайте стихи и скажите: «Какого человека можно назвать добрым?»
(Дети читают стихи)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не старится,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертиться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц- не небо!
А море без рыб- не море!
А Земля без зверей не Земля!
Никого не обижай – ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика в траве, скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого
Ни за что и никогда
Не обижай живого.
- А теперь скажите, добрый человек – это какой?
(Ответы детей: кто любит людей, готов в трудную минуту прийти на помощь, любит и бережет природу, уважительный, вежливый и т.д.)
- Ребята, а какие вежливые слова вы употребляете в своей речи?
- Доброе слово может помочь в трудную минуту, рассеять плохое настроение. И просто от него становится теплее и радостнее на душе. А злое слово может обидеть человека. Недаром есть пословица: «Слово лечит, слово и ранит.»
- Посмотрите сценку «Дразнилка»
- Ребята, разве можно смеяться над чьим-то разрезом глаз, не таким, как у тебя, ростом, весом, цветом волос, цветом кожи, физическими недостатками?
- Все люди разные, но этим они и интересны. Если мы будем похожи друг на друга, как две капли воды, нас не найдет мама родная, да и мы её не узнаем. Получится большая неразбериха. И будет не только скучно, но и даже страшно.
Каждый человек красив по-своему! Ведь главное у человека должны быть доброе сердце и добрая душа.
Страница третья «Поделись улыбкой своей»
- Из какой песенки эти слова?
- Ребята! С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, желание другого человека. Можете ли вы расшифровать эмоциональное состояние по мимике лица?
- А когда человек улыбается? (Когда ему хорошо и радостно)
- А хотите я вас рассмешу? Сядьте удобнее, голову держите прямо. Наберите полные лёгкие воздуха. Вдохните глубоко, посмотрите друг на друга и на выдохе – улыбнитесь. Сделайте это упражнение ещё раз.
- Ну-ка давайте вспомним детство. Повернитесь друг к другу и расскажите про козу рогатую.
- Ребята, чем чаще мы видим открытые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас людей злых, скверных. Маленькая улыбка – надежная помощница. В улыбке – сила человека. Она показывает, что человек может стать твоим другом. Улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я даю вам совет на будущее. Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.
Страница четвертая «Добро победит зло»
- Ребята, а можно с помощью рук общаться?
Возьмите друг друга за руки. Что можно сказать о них? (Они теплые, добрые)
- Можно ли обидеть человека, если у него такие руки? Тепло одного человека передается другому, оно успокаивает человека, дает ему уверенность.
- Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце в ладошке. Это солнце – доброта. Передайте его друг другу, оно нужно нам всем.
- Скажите, а как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?
«Свободный микрофон»
- Чтобы вы пожелали, чтобы мир стал добрее? (Пожелания детей)
- Ребята, наш урок подошёл к концу. Впереди вас ждёт много славных дел! Ведь в человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – добру, красоте, любви. Вы, я надеюсь, будете мудрее нас, и не позволите никому делить народы на высшие и низшие. Вы сделаете нашу планету цветущей и мирной. Ведь делать добро – это очень здорово!