ЭТНОПЕДАГОГИКА
Этнопедагогика -наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Народное воспитание- живой орган в историческом процессе народного развития. (Ушинский)
Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Задачи этнопедагогики:
выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах различных этносов;
поиск закономерностей становления и развития традиционной педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;
способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;
поиск путей использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования.
Педагогика и есть образование и воспитание
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей .
Духовная жизнь народа как основа воспитания лежит в знании обычаев, обрядов и традиций.
Человечество - это единый космический этнос , вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.
«Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский)
Волков Г.Н., Ушинский К.Д.
Сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Рассказ - одно из лучших во всем мире творений оптимистической, гуманистической педагогики, опирающейся на народность .
Национальная преемственность связана с народностью в воспитании, ибо «национальная физиономия всего больше сохранилась в низших слоях народа».
Народ - величайший педагог.
(Макаренко А.С.)
Источник знаний народа-устное народное творчество, накопленный поколениями опыт.
Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.
Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции.
К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов .
Игры и праздники - уникальная форма жизнедеятельности детей и взрослых, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа .
Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.
Свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета.
2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Г.Н. Волков — «Этнопедагогика», Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 168 с.
ISBN 5-7695-0413-7
2