СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Книжка-опора на тему "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта книга может быть сделана руками самих учеников, вместе с учителем или родителями. В ней собран весь материал по теме "Глагол". Книга может быть всегда под рукой у школьника и не нужно листать учебник, чтобы вспомнить необходимое правило. Материал на страницах можно менять местами по-своему усмотрению

Просмотр содержимого документа
«Книжка-опора на тему "Глагол"»








































КНИЖКА-ОПОРА

( глагол)







Слова,

которые отвечают на вопросы что (с)делать?

Что (с)делает?

Что (с)делала?…

и обозначают

действие предмета,

называются

глаголом.


Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы:



В настоящем времени:


Единственное число

Множественное число

1-е лицо что делаю?

Что делаем?

2-е лицо что делаешь?

Что делаете?

3-е лицо что делает?

Что делают?

В прошедшем времени:


Единственное число

Множественное число

Что (с)делал? ( м.р.)

Что (с)делали?

Что (с)делала? ( ж.р.)

Что (с)делали?

Что (с)делало? ( ср.р.)

Что (с)делали?

В будущем времени:


Единственное число

Множественное число

1 –е лицо Что (с)делаю?

Что (с)делаем?

2 –е лицо Что (с)делаешь?

Что (с)делаете?

3 –е лицо Что (с)делает?

Что (с)делают?

Единственное число

Множественное число

1 –е лицо Что буду делать?

Что будем делать?

2 –е лицо Что будешь делать?

Что будете делать?

3 –е лицо Что будет делать?

Что будут делать?








Форма настоящего времени глаголов обычно показывает, что действие происходит в тот момент, когда о нём говорят, в момент речи.

Глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам. Поэтому их окончания, по которым можно узнать лицо, называют личными.

В безударных личных окончания всегда есть орфограмма.

В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа ещё две орфограммы:

Буква парного по глухости-звонкости согласного ш и ь после неё.

Помни о них:

ешь или ишь (пишешь, помнишь)










Анализируем глагол как часть речи

Памятка ч-р(гл.)

  1. Проверь: это слово глагол или нет?

Для этого узнай:

  • на какой вопрос отвечает слово;

  • что слово обозначает;

  • может ли изменяться по временам?

Глагол это или нет?

  1. Назови начальную ( неопределённую) форму.

  2. Определи, в какой форме глагол употреблён:

  • Время

  • Число

  • Род ( прошедшего времени в единственном числе)

  • Лицо ( для настоящего и будущего времён)

  • Спряжение.




Образец письменного анализа глагола


  1. Прочитаешь – что сделаешь?, действ., изм. по вр. – глагол.

  2. Неопр.ф. – что сделать? - прочитать.

  3. В буд. в., в ед.ч., во 2-м л.







Две формы будущего времени:

Первая форма - сложная,

так как она состоит из двух слов:

буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть ( буду, будем…):

Что будем делать? - будем играть.


Вторая форма - простая,

так как она состоит из одного слова:

что (с)делаю? что (с)делаем?


поиграю поиграем





Чаще всего сочетание –ца на конце слов бывает в глаголах.

Здесь на его месте всегда есть орфограмма: мы выбираем между –ться и –тся.


Выбирай и поступай так:

  1. Убедись, что -ца в глаголе.


  1. Поставь вопрос и узнай:

это неопределённая форма –

что (с)делать? – пиши: -ться

это 3-е лицо – что (с)делает?

Что (с)делают?

то пиши -тся




Особенность

начальной формы глагола в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё определить нельзя.

Вот учёные и дали ей название – неопределённая форма глагола.
















Время




Единственное число

Множественное число

НАСТОЯЩЕЕ

( когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора)


Что делает?

Что делают?

ПРОШЕДШЕЕ

( когда мы говорим о действиях, которые происходили до начала речи)


Что делал?

Что сделал?

Что делали?

Что сделали?

БУДУЩЕЕ

( а когда говорится о действиях, которые ещё произойдут после разговора)


Что сделает?

Что будет делать?

Что сделают?

Что будут делать?










Глаголы могут называть:


  • Действия людей и животных.

  • Движение неживых предметов. ( Падает листик.)

  • Работу машин, механизмов.

( машина едет, часы идут)

  • Чувства, состояние людей, животных, природы.

(бояться, любить, спать, темнеть)

  • Начало, конец движения, действия.

( начать, наступить, перестать)








Глагол

в одной из своих форм тоже изменяется по родам:


( он ) что (с)делал? ( мужской род)


( она ) что (с)делала? ( женский род)


( оно ) что (с)делало? ( средний род)










Начальная форма

любого глагола отвечает на вопрос:

что делать? или что сделать?

Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно задать вопрос что делать? или что сделать?



Форма прошедшего времени глаголов показывает, что действие происходило

до момента речи.

Приметой прошедшего времени –

Чаще всего суффикс –л-, который так и называют: суффикс прошедшего времени. Перед ним, как и в неопределённой форме перед –ть, есть суффиксы:

-а-,-я-, -и-, -е-, -о.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

На род указывают окончания только прошедшего времени единственного числа, поэтому их и называют родовыми.