Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Норильск Красноярский край
«Детский сад № 93 «Капитошка»
Коллективный проект
«Морское царство – огородное государство»
г. Норильск
2019 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, петрушки; посадки лука, рассады помидор, моркови, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель: Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей и цветов.
Задачи:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Участники проекта: дети возрастных групп, воспитатели групп, родители.
Вид по доминирующему методу: познавательно - исследовательский
Время реализации проекта: долгосрочный (май - сентябрь)
Предполагаемый результат:
• Знания о жизни и строении растений; способах ухода за цветами, овощами;
• создание необходимых условий на участке детского сада для наблюдений за жизнью растений; практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
• Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
• Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах;
• Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы из овощей
Презентация проекта: Итоговое мероприятие - выставка поделок «Морское царство – огородное государство»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Вводный этап:
Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш огород»
Сбор методического материала по теме проекта
Постановка задач.
Составление перспективного плана работы над проектом.
Перспективный план реализации проект «Наш огород».
Привлечь детей к процессу, выращивания, уходу и охране цветов;
Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
Предварительная работа с родителями и детьми:
- беседы об условиях роста растений;
- изучение строения растений;
- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках);
-проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде;
- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках).
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
Анализ результативности
Итоговая беседа
Выставка поделок «Морское царство - огородное государство».
Планирование мероприятий.
Этапы | Организованная деятельность в режимных моментах с детьми | Организованное взаимодействие со специалистами | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный этап | Проведение опроса среди детей «Что такое огород?». | Сбор и систематизация информации по теме «Наш огород». Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов. Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме. | Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Наш огород». Информацион-ный стенд о проекте |
Основной этап: Социально-коммуникативное развитие, Создание игровых ситуаций. | Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Приготовь салат», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «Поливаю огород», «Заготовки на зиму». | | Беседы с родителями об участии в проекте |
Основной этап: Познавательное и речевое развитие. | Беседы с детьми: «Человек и растение», «Значение овощей в жизни человека», «Насекомые помощники»; Чтение худ. литературы Русская народная сказка «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи», составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», Дж.Родари «Чиполлино». Пословицы и поговорки «Без капусты щи не густы» Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться» «Щей поел – словно шубу надел» «Огород – для семьи доход» Загадки Про овощи Стихи. Посадила в огороде; Помидоры и картофель, А. Максакова Летом огород - что город! Ж. Дарк А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок Т. Казырина | | В родительском уголке выставляется наглядная информация о том, что узнают по теме дети. Рекомендации по чтению художественной литературы: |
Основной этап: Познавательно- исследовательская деятельность | Наблюдение за: «Рост и развитие растений», «Строение растений», «Движение растений за солнцем в течении дня», «Состав почвы» Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Сравнение плодов разных культур», | | Рекомендации по наблюдениям |
Трудовая деятельность | Посадка семян цветов и овощей, высаживание рассады на участок, полив, рыхление. | | |
Основной этап: художественно –эстетическое развитие. | Рисование «Любимые овощи», «Мой любимый цветок» Конструирование: оформление огорода (цветника) Аппликация: «Букет», «Корзина с овощами», «Цветочная полянка». Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа), «Насекомые помощники» | | Совместная деятельность: Выставка поделок |
Основной этап: физическое развитие. | Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик». Физкультминутка. «Жил один садовод...» | | Рекомендации «Игры с детьми на свежем воздухе» |
Заключительный этап: | Презентация проекта «Морское царство – огородное государство». Обработка результатов по реализации проекта. Фото-выставка поделок «Огородное чудо». | | |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми. Участие детей в экологическом проекте «Наш огород» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитало в наших детей бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2015 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
6. Интернет-ресурсы.