Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся»
Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения как фактор развития речевых и умственных способностей обучающихся
Презентацию подготовила учитель
русского языка высшей категории Белоглазова Н.Л.
ГКОУ РО Красносулинская
школа – интернат №1
Коммуникативная стратегия обучения русскому языку
- Современные методисты (Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др.) всё больше приходят к выводу, что окончательной целью обучения языку является не овладение его системой, а овладение речью, речевыми действиями.
- Формирование коммуникативной компетенции у ребёнка с ОВЗ предполагает :
-знания о речи, её функциях;
-развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения,слушания,чтения, письма).
Коммуникативная направленность моих методов обучения детей с ОВЗ
- Привнесение коммуникативной мотивированности в рассмотрение различных тем..
- Обучение культуре речи и речевого поведения одновременно с изучением языка.
- Обращение при обучении созданию предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения.
- Обучение детей не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению текстов и слушанию собеседника.
Значимость формирования коммуникативной компетенции у современного школьника
- Способность реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях.
- Умение адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
- Коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Речевые умения, которые я развиваю у обучающихся с ОВЗ :
- стереотипно и творчески, кратко и развёрнуто пересказывать текст;
- рационально и эмоционально выражать свои мысли;
- пользоваться различными языковыми и образными средствами в своей речи;
- передавать чужие мысли и речь;
- строить эмоционально-экспрессивные высказывания различной окраски в пределах этикетных норм;
- варьировать коммуникативные средства в процессе общения в разных ситуациях.
Формирование навыков речевого общения
- С этой целью развиваем:
- умение понять тему сообщения и осмыслить логику развития мыслей собеседника;
- умение извлечь нужную информацию;
- умение вести диалог;
- умение участвовать в ролевых играх;
- умение пользоваться различными типами речи, языковыми средствами;
- умение построить монологическое высказывание.
Ситуация речевого общения(коммуникация)
- Постоянно создаю ситуацию общения вокруг определённых тем в рамках урока или с использованием текстов разных жанров.
- Система ситуативных (коммуникативных) упражнений с целевыми установками. Внимание обучающихся направлено не только на содержание высказывания, но и на то, как оно соотносится с их опытом , окружающей их действительностью.
- Моделирование речевых ситуаций, которые вызывают потребность в общении.
Коммуникативная функция текста
- Текст - речевое произведение, коммуникативно ориентированное в рамках определённой сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность.
- Текст обеспечивает продвижение ребёнка от восприятия и анализа чужого высказывания к созданию собственного.
- Комплексный анализ текста, который я применяю на уроках чтения, помогает развивать у обучающихся языковое чутьё, способствует уменьшению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формирует читательский и речевой опыт, создаёт условия для нравственного воспитания.
Виды деятельности обучающихся в процессе анализа текста
-Определение темы и главной мысли текста
- Определение главных и второстепенных героев
-Составление краткой или полной характеристики героя
-Оценка действий и поступков героя
-Установление причинно-следственных связей
-Работа над выразительными средствами языка
-Обобщение, умозаключение, вывод из прочитанного
-Сравнение с примерами собственного опыта
Работа со словом Активизация словарного запаса
- Правильность произношения
- Лексическое значение
- Правописание
- Прямое и переносное значение слова
- Словообразование, разбор по составу
- Подбор однокоренных слов
- Подбор синонимов и антонимов к слову
- Составление словосочетаний и предложений с данным словом
- Толкование пословиц и поговорок, в которых слово употребимо
Работа с предложением
- Формирование навыка построения простого и сложного предложения
- Определение логических связей между словами в предложении
- Работа по замене повторяющихся в предложении слов
- Дополнение, распространение предложений
- Восстановление деформированного предложения
- Составление наибольшего числа предложений с данным словом
- Замена одних грамматических форм в предложении другими
Проблемы письменной связной речи детей с ОВЗ
- Нарушение логики и последовательности в изложении своих мыслей
- Крайне упрощённое изложение и недостаточный объём
- Бедность словаря
- Большое количество орфографических, грамматических, стилистических ошибок
Формирование навыка связной речи
- Развиваю умение точно и последовательно отвечать собеседнику на поставленный вопрос.
- Формирую способность определить части текста, их последовательность.
- Учу коллективно составлять план по содержанию текста и использовать его в монологической речи.
- В помощь при написании текста(изложения, сочинения)предлагаю опорные слова или словосочетания.
- Поощряю желание опереться на личные наблюдения и впечатления, высказать личное мнение.
Что мне важно
- Какими, выйдя за порог школы,будут мои ученики? Не столь важно, что они будут писать с ошибками. Важно, чтобы они были доброжелательны и чувствовали себя уверенно в общении с людьми. Чтобы смогли стать полезными в своих семьях и в обществе. Надеюсь, что коммуникативная направленность процесса обучения им в этом поможет.
Спасибо
за внимание! !