СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативный социально-психологический тренинг

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг направлен на формирование, развитие и коррекцию навыков, способствующих эффективному общению.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный социально-психологический тренинг»

МОУ «Новохоперская СОШ № 91»







Педагог-психолог Волина Ю.В.


КОММУНИКАТИВНЫЙ


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ


Практикум






























КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ


Тренинг направлен на формирование, развитие и коррекцию навыков, способствующих эффективному общению.

Цель тренинга – отработка навыков продуктивной коммуника-

ции.


Задачи тренинга:

  • развитие коммуникативной компетентности в межличност-

ных отношениях;

    • при помощи игр и упражнений раскрытие разнообразия форм общения и особенностей их реализации в коммуникативной ситуации;

    • формирование навыка эффективного применения коммуни- кативных техник.

Продолжительность тренинга – 2 ч.


Теоретические основания


Общение – это сложный многогранный процесс. Он может осу- ществляться в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как процесс реализации отношения людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс сопереживания и понимания друг друга.

Чаще всего осложнения и затруднения в процессе общения про- исходят из-за сбоев в коммуникации – специфически культурной форме общения. Коммуникация – это обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Успешность коммуникации определяется контактностью личности, т.е. способностью вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные

на согласии и взаимном принятии, – способностью, обеспеченной владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами. К ним от- носятся:

    • коммуникабельность – владение социальной стороной кон- такта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями);

    • общительность – количественная характеристика, ярко вы- раженная потребность личности в общении;

    • коммуникативность – владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

К коммуникативным техникам относятся:

    • техники формулирования вопросов, прежде всего открытых;

    • техники малого разговора:

  • цитирование партнера – ссылки на ранее сказанное партнером, его рассказы о себе, своих занятиях, хобби и др.;

  • позитивные констатации – положительные высказывания о событиях в жизни партнера, о благоприятных событиях в жизни во- обще, о людях, не участвующих в разговоре, но известных обоим со- беседникам и т.п.;

  • информирование – сообщение информации, важной, интересной и приятной для партнера;

  • интересный разговор – увлекательное, захватывающее пове- ствование, неожиданное, приятное, пикантное и т.п.

    • техники вербализации:

  • повторение – дословное воспроизведение, цитирование ска- занного партнером;

  • перефразирование – краткая передача сути высказывания партнера;

  • интерпретация – высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера.

Коммуникативный тренинг разработан с опорой на принципы:

    • активности участников;

    • исследовательской, творческой позиции участников;

    • объективации поведения;

    • оптимизации познавательных процессов;

    • партнерского общения.




Этапы тренинга


Работа с группой проходит в несколько стадий. Поведенческий тренинг включает обычно два этапа: основной и контрольный. На основном этапе происходит подготовка группы к работе (разогрев, лабилизация) и целенаправленное обучение приемам и навыкам (обу- чение техникам). Контрольный этап включает контроль уровня дос- тигнутых результатов и снятие остаточного напряжения у участников тренинга.

Тренинг, как правило, включает в себя следующие фазы:

  1. знакомства;

  2. разогрева;

  3. лабилизации;

  4. создания (введения) ориентировочных основ деятельности;

  5. овладения.


Содержание и продолжительность каждой фазы зависят от ситуации в группе, групповой динамики в процессе тренинга.
Практическая часть

Вариант 1


Упражнение 1. «Знакомство»

Цель – настроить участников на серьезное отношение к тренин- говой работе; научить их внимательно слушать выступления каждого члена группы, с тем чтобы уметь слышать друг друга, подмечать осо- бенности каждого человека

Продолжительность выполнения – 10 мин.

Оснащение: цветные карандаши, бумага, булавки.

Участники группы высказывают свои ожидания и опасения; оформляют бейджики, на которых рисуют свою эмблему и девиз.

Упражнение 2. «Правила группы»

Цель – помочь участникам осознать, что правила группы – это не формальные правила, а нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и осво- ить наиболее эффективный индивидуальный стиль общения, т.е. до- стичь главной цели тренинга.

Продолжительность выполнения – 10 мин.

Оснащение: ватман, маркеры.

Участники обсуждают правила работы в группе, высказывают свои предложения, критические замечания, дополнения. Тренер на- поминает участникам, что от их активности и ответственности во Время работы над правилами группы во многом зависит успешность ее деятельности.

Основные правила группы:

    • доверительный стиль общения;

    • общение по принципу «здесь и теперь»;

    • персонификация высказываний (отказ от безличной речи);

    • искренность в общении;

    • конфиденциальность всего происходящего в группе;

    • безоценочные высказывания;

    • уважение к говорящему;

    • активное участие в происходящим.


Упражнение 3. «Найди себе пару»

Цель – снять возникшее напряжение.

Продолжительность выполнения – 10 мин.

Оснащение: повязки для глаз.

Участникам группы с завязанными глазами предлагается найти себе пару по ощущениям.


Упражнение 4. «Экстрасенс»

Цель – отработать навыки понимания другого человека.

Продолжительность выполнения – 20 мин.

Каждому члену группы предлагается среди участников найти одного человека, чье состояние и мысли он будет угадывать. При этом участник описывает состояние партнера, который не знает, что это относится к нему. Затем члены группы должны определить, чье состояние было описано.

Дается 3 мин на то, чтобы участники письменно изложили, о чем думал другой человек, какие чувства он испытывал.

Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть их.


Упражнение 5. «Воздушный шар»

Цель – продемонстрировать то, что члены группы не умеют продуктивно общаться.

Продолжительность выполнения – 20 мин.

Оснащение: ручка и лист бумаги.

Инструкция: «Итак, представьте себе, что ваша группа – экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы получили много новой информации и уже готовитесь к встрече с родными и близкими.

Ваш воздушный шар летит над океаном. До ближайшей земли 500 – 550 км, и скоро долгожданный берег, но произошла непредвиденная авария и шар стал стремительно снижаться. Вы выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

Через 5 мин шар стал падать с прежней скоростью. Весь ваш экипаж собрался, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:


  1. Канат – 50 м.

  2. Аптечка с медикаментами – 5 кг.

  3. Компас гидравлический – 6 кг.

  4. Консервы мясные и рыбные – 20 кг.

  5. Секстан (компас по звездам) – 5 кг.

  6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг.

  7. Конфеты разные – 20 кг.

  8. Спальные мешки на каждого.

  9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг.

  10. Палатка 10-местная – 20 кг.

  11. Баллон с кислородом – 50 кг.

  12. Комплект географических карт – 25 кг.

  13. Канистра с питьевой водой – 20 л.

  14. Транзисторный радиоприемник – 3 кг.

  15. Лодка резиновая надувная – 25 кг.


Прежде чем принять групповое решение, вы примете решение самостоятельно, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку они совсем не нужны, и т.д.». На индивиду- альное решение дается пара минут.

Когда вы примете индивидуальное решение, группа должна приступить к выработке группового решения. На групповое решение дается 10 мин.

Главная задача – остаться в живых. Если вы не сможете догово- риться, вы разобьетесь. Помните об этом».

Шерринг:

    • Какие стили поведения помогали или препятствовали принятию группового решения?

    • Кто участвовал в процессе принятия общего решения, а кто

нет?


  • Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние?

  • Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Упражнение 6. «Приветствие и настроение»

Цель – показать особенности в сфере общения, связанные с на- строением.

Продолжительность выполнения – 10 мин.

Оснащение: карточки с заданным настроением.

Каждый участник вытягивает карточку с заданным настроени-




Был тяжелый день, вы устали и никого не хотите видеть

Вы встретили человека, которого не хотите видеть, но вам надо с ним поздороваться

У вас хорошее, приподнятое на- строение

ем:



Затем участникам предлагается ходить по кругу и общаться с тем настроением, которое указано в карточке. Время общения – 5 мин.

Далее участники обмениваются карточками, чтобы каждый по- бывал в разном настроении.


Упражнение 7. «Познакомься сам с собой»

Цель – помочь человеку сделать одну из самых важных для себя вещей – полюбить самого себя, разрешить себе это, осознать свою любовь.

Продолжительность выполнения – 30 мин.

Оснащение: ручки, листы бумаги.

Участники садятся в круг, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги.

Инструкция: «Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказываются.) Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека».

Участники в течение15 мин пишут письмо под тихую музыку. Перед написанием письма следует провести медитацию, посвя-

щенную любви к себе и благодарности себе (текст см. ниже).

Ведущий продолжает: «Вы написали самому себе прекрасное письмо. Вы получили это письмо. Но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 мин. на то, чтобы ответить на свое письмо. Пожалуйста, отвечайте конкретно на то письмо, которое вы получили».

Далее происходит обмен впечатлениями: важно, с какими чув- ствами участники писали письма, а не их содержание.

По ходу ведущий может давать комментарии. Следует обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то радуется себе, а кто-то тоскует по себе, каким он был когда-то.


Медитация «Здравствуй я, мой любимый»

Ведущий обращается к участникам: «Сядьте удобно. Отнеситесь очень ответственно и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога... Поставьте ее так, как если бы нога была живая и могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня так хорошо...» Свою левую ногу поставь так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на твои колени. И правая рука, и левая... Взгляни на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы ты о ней позаботился и обратил на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так

же спокойно, пусть отпустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый палец.

Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, безымянного... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не поменяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, что я могу принимать в себя воздух и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они расслабляются, отдыхают. Это не просто сделать – так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает мое лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что- либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо... Мое лицо – самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает жизнь со мной – и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве только мое тело – это я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир пе- реживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира – это моя душа. Моя душа – это я? Не знаю. Но я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа – это то, что откликается на душу другого человека. Моя душа – это то, что умеет любить, моя душа – это то, что умеет плакать... А как она умеет смеяться! Как она улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты никогда не спишь и позволяешь мне в мире видеть и понимать так много. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой

рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной – самое главное знание на свете.

Вы дышите ровно, спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул, и вы удобно сидите на нем. Глубоко вздохните, откройте глаза – и окажетесь здесь».


Упражнение 8. «Фото»

Цель – сплотить участников группы в процессе выполнения задания.

Продолжительность выполнения – 5 мин.

Участники составляют собирательный фотопортрет группы. Изображение строится из названия группы. Если его нет, надо придумать.

Обсудить получившееся фото и свои чувства.


Упражнение 13. «Мне понравилось»

Цель – реализация обратной связи с группой по поводу тренинга, используемых упражнений и игр с целью учета пожеланий участников, корректного завершения работы группы, сохранения положительного настроя у ее членов.

Продолжительность выполнения – 10 мин.

Инструкция: «Сейчас вам предоставляется возможность поде- литься своими впечатлениями, замечаниями о проведенном тренинге. Сделаем это по кругу. Вам предлагается начать свою реплику с одной из фраз: "Во время занятия я поняла...", "Самым полезным для меня было...", "На занятии я узнал, что...", "Мои пожелания..."».


Упражнение 14. «До свидания»

Цель – поддержание положительного настроя участников.

Продолжительность выполнения – 5 мин.

Тренер встает, протягивает вперед правую руку и говорит: «Мне очень приятно было вести тренинг. Всем спасибо за работу!» Затем поднимается один из участников, кладет свои руку на руку ведущего и повторяет его последнюю фразу: «Всем спасибо за работу!» Таким же образом поступают и другие участники. Когда все правые руки будут соединены и речи сказаны, тренер говорит всем: «До свидания!» – и группа расходится.