Тема :
История развития знаний о клетке
КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ
10 класс
Степушева Н. О
МОУ « Тоншаевская В(с)Ш »
ЗНАТЬ
- Историю развития науки о клетке
- Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке
- Познакомиться с основными положениями клеточной теории
УМЕТЬ
- Выделять этапы изучения клетки
- Уметь формулировать положения клеточной теории
- Работать с учебником, как источником информации
- Делать выводы по изученному материалу
ПОНИМАТЬ
- Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира
ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и ...логия) - наука о клетке.
Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточные организмы.
Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией растений, физиологией, генетикой, биохимией, микробиологией и др.
Изучение клеточного строения организмов было начато микроскопистами 17 века.
В 20 в. быстрому прогрессу цитологии способствовали новые методы (электронная микроскопия, изотопные индикаторы, культивирование клеток и др.).
- 1609г. Захарий Янсон изготовил первый микроскоп.
1665г. Роберт Кук — впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки.
Обнаруженную клеточную структуру назвал –клетка.
Так была открыта клетка и введен новый термин - КЛЕТКА.
1668 г Антонии ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз и открыл микромир бактерий и простейших, описал пластиды и хроматофоры.
А. Левенгук — открыл одноклеточные организмы.
Марчелло Мальпиги / 1628-1694г/ итальянский биолог, врач, основатель микроскопической анатомии. Описал микроскопическое строение тканей и органов животных, растений и человека, открыл капилляры.
- Карл Эрнст фон Бэр 1828г. — установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки.
Сформулировал закон зародышевого сходства, стал основоположником науки –ЭМБРИОЛОГИИ.
Рудольф Вирхов 1858г.
— утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления. Сформулировал положение «Каждая клетка из клетки»
Р. Броун — открыл ядро в клетке.
- Теодор Шванн и Маттиас Шлейден 1839г. Объединив все данные по микроскопическому строению клеток и тканей, сформулировали основные положения клеточной теории:
- - все растительные и животные организмы состоят из клеток
- - клетки сходны по строению.
- Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.
Клетка — элементарная единица живой системы.
Элементарной единицей она может быть названа потому, что в
природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого.
Клетка обладает всеми свойствами живой системы: она осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться.
… КЛЕТКА РАСТЕНИЯ
· клетка — основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого;
· клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;
· размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
· в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
* Сходство клеточного строения организмов – доказывает единство живой природы.
Э В О Л Ю Ц И Я
У В Е Л И Ч ИТ Е Л Ь Н Ы Х
П Р И Б О Р О В
- Световая микроскопия световой микроскоп увеличивает в 2000 – 2500 раз.
- * Электронная микроскопия в 1933 г новая эпоха в изучении строения клетки Электронный микроскоп особенно широко стал применяться для биологических исследований в последние 10 – 15 лет и неизмеримо расширил возможности изучения тончайших деталей строения клетки.
- Методы исследования живых клеток
- для изучения изменений, происходящих в клетках при разнообразных внешних воздействиях, для выяснения закономерностей обмена веществ в клетках
- * Методы прижизненной окраски
Окраска живых клеток дает возможность выявлять изменения, происходящие в клетках и тканях при разных внешних воздействиях.
* Методы микрургии (микрохирургия)
Прибор микроманипулятором позволяет проводить очень тонкие операции над клеткой и ее органоидами. выделения тканевых клеток или одноклеточных органоидов , извлечение и трансплантация ядер, ядрышек и других органоидов клетки.
* Методы микрохимического и ультрамикрохимического изучения клетки К микрохимическим относятся те методы, с помощью которых производится определение от 10 до 0,01 мг вещества. для определения содержания в клетках белков, фосфора, аминокислот, нуклеиновых кислот, сахаров и т. д.
- * Метод рентгеноструктурного анализа
для изучения строения молекул белков, нуклеиновых кислот и других веществ, входящих в состав цитоплазмы и ядра клеток. Метод дает возможность определить пространственное расположение молекул, точно измерить расстояние между ними и изучить внутримолекулярную структуру.
* Метод меченых атомов (авторадиография)
для изучения разнообразных химических процессов, протекающих в клетке, например для изучения синтеза белков и нуклеиновых кислот, проницаемости клеточной оболочки, локализации
ЗНАЧЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ
ТЕОРИИ
- Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).
- Большинство клеток устроено одинаково: имеет оболочку, наполнено жидкостью, содержит многообразные структуры – органеллы, осуществляет разнообразные процессы. Это указывает на родственную связь и единство всей живой природы.
* Клетка происходит только от клетки.
* Каждая клетка выполняет собственную функцию и взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность организма.
* В клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.
- Перечислите имена ученых которые внесли свой вклад в изучении клетки ?
- На какие этапы можно разбить историю развития науки о клетке?
- Сформулируйте положения клеточной теории.
* Какие методы можно использовать при
изучении клетки?
* Зачем надо изучать клетку?
ЗНАТЬ задачи урока
- Историю развития науки о клетке
- Ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о клетке
- Познакомиться с основными положениями клеточной теории
УМЕТЬ
- Выделять этапы изучения клетки
- Уметь формулировать положения клеточной теории
- Работать с учебником, как источником информации
- Делать выводы по изученному материалу
ПОНИМАТЬ
- Р оль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира
Мы выполнили все
поставленные задачи!
МЫ МОЛОДЦЫ !