СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная зависимость студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

профилактика компьютерной  зависимости студентов посредством формирования коммуникативных навыков, умений контактного социального взаимодействия, повышения уровня саморефлексии и информирования о последствиях злоупотребления компьютером

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная зависимость студентов»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

Амурский политехнический техникум















Методическая разработка классного часа с элементами тренинга

«Компьютерная зависимость студентов»























Амурск

2017 г.

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Компьютерная зависимость студентов». Разработали: педагог-психолог А.А. Сунцова, социальный педагог К.К. Черницына.




Методическая разработка предназначена для проведения классных часов и тематических мероприятий в учреждениях образования.



































КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум»

682640, г. Амурск, пр. Строителей, 47, тел. (факс) (42142) 3-65-23

E-mail: [email protected]

Классный час с элементами тренинга

«Компьютерная зависимость студентов»

Социальный педагог: Черницына Кристина Константиновна.

Педагог-психолог: Сунцова Анна Александровна.


«Эта мысль разнеслась по планете,-

Возьми на заметку ее и ты:

Скажи мне, что ищешь ты в интернете,

И я скажу точно – кто ты.»

Неизвестный автор


Аннотация

Методическая социально-психологическая разработка классного часа с элементами тренинга «Профилактика компьютерной зависимости студентов» разработана и адаптирована для студентов подросткового и юношеского возраста профессиональных образовательных учреждений. Посвящается проблеме аддиктивного поведения студентов, а именно компьютерной, интернет- и игровой зависимости.

Как правило, компьютерная аддикция возникает вследствие неспособности личности в реальной жизни строить и поддерживать полноценные социально-психологические отношения с другими людьми, неумения ощущать границы между нормой и отклонением, реальным и нереальным, адекватным и неадекватным.

Одним из эффективных механизмов профилактики зависимости является методы, приемы и элементы тренинговой работы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов, умений открытого и активного общения; улучшению саморефлексивных механизмов, а также осознанию актуальности поднятой проблемы, что в целом способствует повышению уровня личностной и профессиональной подготовки участников.

Цель: профилактика компьютерной зависимости студентов посредством формирования коммуникативных навыков, умений контактного социального взаимодействия, повышения уровня саморефлексии и информирования о последствиях злоупотребления компьютером.

Возраст целевой группы: 15-21 года.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа

Данная методическая разработка рекомендована для использования и применения в своей профессиональной деятельности социальными педагогами, педагогами-психологами и руководителями групп в профессиональных образовательных учреждениях.

Пояснительная записка

Современный мир построен на базе компьютерных систем. Интернет охватывает десятки миллионов пользователей во всем мире. Всё более развивающиеся технологии решают множество проблем. Интернет позволяет найти любую интересующую информацию, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, играть в игры. В связи с этим стала актуальной проблема чрезмерного использования компьютеров, телефонов, смартфонов и планшетов, активного потребления ресурсов интернета, компьютерных игр и социальных сетей человеком.

В настоящее время почти половина аудитории российского интернета составляет молодежь, при этом отмечается, что количество молодежи, в том числе и студентов среди интернет - пользователей растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.

Для большинства студентов компьютер и интернет является неотъемлемой частью всей жизни. Это обусловлено рядом причин, среди которых выделяют следующие:

1) использование компьютера и интернета в целях учебной деятельности;

2) доступность и разнообразие ресурсов интернета — одна из главных причин обращения студентов к глобальной сети и игровому компоненту;

3) познавательная мотивация молодежи;

4) потребность студентов в общении, развлечении, получении удовольствия;

5) мода на приобретение все более модернизированной и усовершенствованной техники;

6) наличие определенных психологических проблем, наиболее распространенной из которых является трудность в социально-психологической адаптации к реальному социуму в молодежной среде.

Сегодня именно посредством компьютера, гаджетов и интернета человек решает множество, поставленных перед ним задач, в том числе вопросы трудоустройства, поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувственную сферу, воспитательную направленность, невербальную информацию, что ведет к отсутствию навыком межличностного взаимодействия в целом.

Не отрицая положительных моментов использования компьютера и интернета, необходимо выделить и негативную сторону использования ресурсов глобальной сети. Речь идет, прежде всего, о риске формирования компьютерной, интернет- и игровой зависимости. Данная зависимость характеризуется стремлением ухода от реальности путём достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек пережить, в силу различных причин не может.

Нaибoльшая предрacпoложенность к вoзникновению компьютернoй зaвисимоcти наблюдaется у людей, имеющих труднocти в межличностном oбщении. В интернете, благoдаря анонимноcти, дocтупности и oщущению безoпacности челoвек может фoрмирoвать доверительные отнoшения c малoзнакoмыми людьми, не опаcаясь негaтивных последcтвий, ведь в cлучае неудaчи всегда еcть возможность просто oтключиться oт интернета, уйти нa другой реcурc или пройти урoвень определенной игры занoво. В виртуaльной реaльности не имеют знaчения такие факторы определения социального статуса как внешний вид, вoзраcт, пoл, рoд деятельнocти и т. д., что позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, тем самым, нереализованные потребности личности.

Перед челoвеком открывaется нoвый мир бесчисленнoго количеcтва возможнocтей и интереcoв, который «отключает» егo от реaльноcти, «переключая» на себя, что ведет к ограничению социальных контактов, ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости, апатии, потере социального статуса, разрушению собственного «Я» и как следствие, приводит к деструкциям личности в целом.

Исходя из актуальности проблемы становится необходимым в сфере образования разработка cоциально-психoлoгических мерoприятий, направленных на профилактику данного вида завиcимости и на актуaлизацию ценнocти для человека реaльного мирa.

Ход занятия

1. Вступление. Тема нашего мероприятия: «Компьютерная зависимость студентов». С развитием информационных технологий, которые сами по себе являются несомненным благом, человек столкнулся с новой проблемой. Этой проблемой называют: компьютерная и интернет-зависимость.

Согласитесь, ребята, что наша современная молодежь привязана к компьютеру с детства. Оказалось, что интернет, созданный для того, чтобы служить помощью в работе или учебе, очень часто «поглощает» молодежь.

Еще пару десятка лет назад мы не могли представить, что компьютерная зависимость будет настолько актуальна на сегодняшний день. И актуальность этой проблемы с каждым днем только возрастает.

Всего за этот период сформировалась своего рода компьютерная секта, со своей виртуальной средой обитания и даже стилем жизни. Во многом она напоминает реальный социум. Здесь можно найти работу и, не отходя от компьютера, успешно продвигаться по службе, получать дистанционное образование, публиковать свои произведения, вести дискуссии и переписку со всем миром, узнавать все новости онлайн, совершать покупки в Интернет-магазинах и совершать банковские операции, играть в игры и даже совершать преступления (хакеры) и еще множество другой информации. Зависимость от интернета вызывает эмоциональную подавленность, трудности с концентрацией и отстранённость. В результате человек предпочитает компьютер и виртуальное общение — общению с живыми людьми.

Многие недооценивают масштаб данной проблемы и совершенно напрасно, ведь интернет-зависимость уже практически находится в перечне психических заболеваний, и тяжелая ее форма подлежит лечению наряду с алкоголизмом и наркоманией.

Данная болезнь поражает более молодую часть населения, преимущественно подростков и молодых людей. И эта болезнь распространяется с очень большой скоростью.

Так каковы же основные причины пристрастия к этому техническому устройству?

  1. Одной из причин является свойства характера. Например, повышенная обидчивость, тревожность, склонность к депрессии, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.

  2. Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов, затруднения в общении и взаимопонимании.

  3. Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;

  4. Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

1. Показ видеоролика.

2. «Анализ опроса».

Руководитель: В 2015-2016 учебном году в одном из техникумов Хабаровского края группа педагогов и психологов проводили опрос, который касался сегодняшней нашей темы. Педагоги попросили ответить студентов на вопрос, выбрав один вариант ответа: «По причине болезни педагога и «окна» 1 ой пары в расписании, студентам предложили на выбор заняться качественной и полезной деятельностью, а именно:

  • подготовить сценарий к предстоящему празднику;

  • пойти кататься на лыжах;

  • заняться генеральной уборкой аудитории;

  • посетить компьютерный класс с доступом в интернет;

  • пройти в библиотеку, почитать интересную литературу.

Обработав ответы студентов, группа педагогов и психологов получила следующие данные:

  • подготовить сценарий к предстоящему празднику; - 10%

  • пойти кататься на лыжах; - 7%

  • заняться генеральной уборкой аудитории; - 1%

  • посетить компьютерный класс с доступом в интернет; - 68%

  • пройти в библиотеку, почитать интересную литературу. – 14%

Таким образом, педагоги отметили, что в данной группе студентов просто необходимо вести дополнительную работу по предупреждению зависимости компьютерной и интернет - зависимости.

Обсуждение: но как понять, кто из этих студентов зависим, а кто нет?

3. Упражнение «Передай другому...»

Руководитель: Сейчас предлагаем вам встать в круг и закрыть глаза. Ведущий хлопает по плечу первого участника, тот открывает глаза и ему демонстрируется жестами предмет, который нужно передать. Как только участник понял, что это за предмет, он кивает головой и хлопает по плечу своего соседа и так продолжается передача этого предмета до конца круга.

Примечание: сначала ведущий предлагает передавать по кругу воображаемый «мяч», а затем «компьютерную мышь».

Обсуждение: и первый и второй предмет с легкостью угадывают студенты. Но если представить жизнь студентов лет 30 назад, смогли бы они угадать компьютерную мышь?

4. Коллаж «Зависим – независим».

Руководитель: Все участники делятся на две группы. После этого первой группе предлагается сделать коллаж на тему «Зависимый от компьютера и интернета студент», а второй - «Независимый». Затем ведущий предлагает командам представить коллажи по очереди друг другу.

Обсуждение: какими свойствами обладают выше представленные студенты, каков их распорядок дня, в чем между коллажами разница?

5. Игра «Бункер»

Руководитель: «Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в число счастливчиков, оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню, и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно, именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».

Руководитель: Сейчас предлагаю вам случайным выбором вытянуть листок с номером роли. При этом все листы с номерами ролей представлены в двойном экземпляре. Таким образом, вы распределяетесь в аудитории по парам, каждой паре предоставляются характеристика одной роли, карандаши, фломастеры, листы А4, ножницы, клей для того, чтобы вами были изготовлены простые атрибуты для своего персонажа для подготовки себя к презентации. Один будет презентовать роль вербально, другой – невербально. Время выполнения данной работы – 5 минут.

Студенты рассаживаются парно в общий круг, и руководитель озвучивает правила игры.

Правила игры:

«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут». Количество игроков, подлежащих исключению – 6. У вас есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими.

Роли:

  1. Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.

  2. Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.

  3. Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.

  4. Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.

  5. Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.

  6. Студент, 19 лет. Не развит физически, есть проблемы со здоровьем. Не имеет друзей. Хорошо разбирается в новинках компьютерной техники. Зависимый компьютерный игроман.

  7. Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.

  8. Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.

  9. Тренер по физической культуре, 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.

  10. Академик, 58 лет. Его работы неоднократно публиковались. Знаток в области гуманитарных наук.

  11. Женщина, 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.

Обсуждение: получилось ли выполнить задание? Какими критериями руководствовалась группа, чтобы исключить персонажей? Какую роль в игре занимал персонаж зависимого студента?

6. Дискуссия: «Причины компьютерной зависимости».

Руководитель: Привязанность к компьютеру делает человека главным источником общения. На начальном этапе это может быть компенсацией дефицита общения в реальной жизни. Впоследствии ему вообще не захочется общаться. Почему молодежь так привязывается к компьютеру? Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для человека людьми.

  • Недостаток внимания со стороны родителей.

  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

  • Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

  • Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

  • Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

Делаются записи на доске.

7. Дискуссия: «Опасности компьютерной зависимости».

Руководитель: Последствия проблемы – это значительный урон психическому и физическому здоровью, депрессия, пренебрежение учебой, социальная изоляция. Встречаться с друзьями теперь совсем не нужно, ведь можно связаться по скайпу. Звонить тоже нет необходимости, ведь можно отправить письмо по электронной почте, сообщение через социальные сети. Так реальное общение сходит на нет. Чем опасна компьютерная зависимость?

  • Человек перестает контролировать время, находясь за компьютером;

  • Становится агрессивным, если ему отказать в доступе в интернет;

  • Вседозволенность в компьютерных играх может убедить молодое поколение в том, что в реальной жизни тоже можно все ради своей цели;

  • Пренебрежительное отношение к еде приводит к недостатку в организме питательных веществ. И, соответственно, к нарушению нормального физического развития и появлению заболеваний;

  • Нарушается зрение, появляется бессонница, усталость, снижается иммунитет;

  • Появляются проблемы с осанкой, головные боли;

  • Развивается эмоциональная незрелость, пренебрежительное отношение к личной гигиене, депрессия при долгом отсутствии компьютера.

8. Разработка рекомендаций.

Руководитель: Чтобы обобщить полученные на данном занятии знания в этой области, предлагаем всей группе, в режиме «мозгового штурма» разработать рекомендации для тех студентов, кто стоит на пути к компьютерной и интернет-зависимости.

Ответы студентов фиксируются на доске или флипчарте. При этом ведущий может подсказывать студентам, используя следующий список:

  • Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

  • Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

  • Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

  • Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

  • Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

  • Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

  • Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

  • Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

  • Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

  • Для того чтобы интернет-зависимость не взяла над человеком верх, необходимо устраивать регулярный отдых от всемирной сети. Выключить компьютер на время выходных, почитать книгу, устроить пикник за городом. Ограничить время нахождения в интернете с помощью таймера, также можно попросить кого-либо из родных контролировать вас. Не стоит усаживаться перед монитором, когда впереди маячат незаконченные дела. Взять за правило заходить в сеть только после окончания запланированной работы. Важно обнаружить психологические проблемы, из-за которых и появилась интернет-зависимость, и разобраться с ними;

  • Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости.

Начните борьбу уже сегодня!

9. Показ видеоролика. Раздача листовок.

10. Вывод.

Станет компьютер и интернет другом вам или врагом - зависит только от вас.

Решать вам! Будьте здоровы!

Заключение

Социальное взаимодействие необходимо формировать на основе контактного общения, так как в процессе данного вида общения отслеживается специфика эмоционально-чувственных проявлений, особенности невербальных средств общения, креативный подход, что не всегда можно отследить в процессе интернет-общения.

В целях профилактики интернет-зависимости следует проводить систематические тренинги общения, личностного роста. «Группу риска», то есть людей, подверженных зависимости к интернету, можно выявить по поведению. Они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одногруппников, иногда не успевают по предметам.


Таким образом, у студентов, необходимо формировать и развивать не только коммуникативные навыки, но и умения контактного социального взаимодействия, что является одним из основных пунктов в достижении успеха в реальном мире.










































Используемые источники:

1. Гоголева А. В., Аддиктивное поведение и его профилактика - 2-е изд. Стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- 240с.

2. Даулинг С., Психология и лечение зависимого поведения - М.: «Класс», 2000. - 240 с.

3. Кипнис М., Тренинг коммуникации - 2-е изд. - М.: Ось - 89, 2006. - 128 с.

4. Козлов Н. И., Лучшие психологические игры и упражнения - переиздание - Екатеринбург: АРД. ЛТД, 1998. - 144 с.

5. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2005. с. 86.

6. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.

7.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-kovodstvo/library/2012/02/18/razrabotka -klassnogo-chasa-s-prezentatsiey-na-temu

8.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-ukovodstvo/library/2013/08/28/klassnyy -chas-internet-zavisimost

9. http://sveka4.edusite.ru/p192aa1.html

10. https://infourok.ru/programma-po-profilaktike-igrovoy-zavisimosti-139 1772.html

11. http://i-in-news.ru/psihologi/game/1284-psixologicheskaya-igra-bunker-. html

12. http://psylist.net/