СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс артикуляционной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс артикуляционной гимнастики

Просмотр содержимого документа
«Комплекс артикуляционной гимнастики»

Приложение 6


МК ДОУ «Иковский детский сад общеразвивающего вида № 1»


Воспитатель: Шанаурова О. С.








Иковка

2015

Комплекс №1

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин)

1.Принять правильную осанку стоя у стены: с открытыми глазами;

постоять и запомнить свои ощущения с закрытыми глазами

1 мин.

Выполнять без излишнего напряжения мышц.

2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища;

1 – 4 – повороты головы вправо-влево.

2-3 раза,

медленный.

Глаза открыты.

Дыхание произвольное.

Ухом коснуться пола.

3. И.п. - то же;

1-2 - руки через стороны вверх, потянуться – вдох;

3-4 – и.п., расслабиться - выдох.


2-3 раза,

медленный.

С удовольствием

потянуться.

4. И.п. – то же, кисти рук к плечам;

1 - свести локти вперёд – выдох;

2 – локти в стороны, слегка прогнуться в грудном отделе -

вдох

3 раза, средний.

Следить за дыханием, прогибаясь, плечи приподнять от пола.

5. И.п. – то же, руки в стороны, ладони вверх;

1 - отвести правую ногу в сторону;

2 – вернуться в и.п.;

3-4 – то же левой ногой

2 -3 раза каждой ногой, средний.

При выполнении упражнения носок на себя.

Основная часть занятия ( 15 – 18 мин.)

6. И.п. – то же, кисти рук под шею;

1 – согнуть носки стоп на себя;

2 – разогнуть, оттянуть носки.

4 -6 раз, средний.

При кифозе - валик под грудной отдел позвоночника, локти в стороны, «держат пол» - от пола не отрываются.

7. И.п. – то же;

1 – одновременно согнуть ноги, стопы поставить на пол;

2 – вернуться в и.п.

6 раз, средний

Упражнения 7-8 направле-ны на укрепление мышц брюшного пресса.

8. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – одновременно развести ноги и руки в стороны;

2 – вернуться в и.п.

4-6 раз, средний.

При выполнении упражне-ний стопы пола не касаются.

9. И.п. – то же;

1 – 4 – самовытяжение, кисти рук тянутся вверх, пятки вниз;

5 – 8 – руки через стороны вниз, стопы в стороны, расслабиться.

3-4 раза, медленный.

Большой палец сжать в кулаке. Стремиться пояс-ницу прижать к полу. Остаться в и.п., затем перевернуться на живот.

10. И.п. – лёжа на животе;

1 – 4 – руки выполняют движе-ние, как при плавании брассом;

5 - 8 - «крокодил», расслабиться

3-4 раза, средний

Ноги лежат на полу. Сильно не прогибаться. В «крокодиле» голова меняет положение – пово-рот влево, затем вправо.

11. И.п. – то же, кисти рук под подбородок;

1 – отвести правую ногу назад;

2 – и. п.;

3 - 4 - то же левой

3-4 раза, медленный.

Отводя ногу, носок на себя. Амплитуда движения средняя.

12. И.п. – то же, руки в стороны, кисти на ребре ладони, большой палец отведён;

1 – приподнять туловище;

2 – и. п.

4-6 раз, средний.

Надплечья на одной линии, голова и туловище по средней линии.

13. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – согнуть руки, подбородком коснуться пола;

2 – вернуться в и.п.

3-4 раза, медленный.

Локти в стороны, макси-мально свести лопатки. Вначале можно касаться носиком

14. Игра малой подвижности «Солнечные ванны для гусеницы». До начала игры дети выполняют перекаты вправо – влево самостоятельно – маленькие гусеницы.

Правила игры. Дети ложатся в один ряд на спину так, чтобы кисти рук каждого последующего ребёнка держали голеностопы предыдущего. У первого ребёнка руки подняты вверх. По первому сигналу инструктора дети одновременно перекатываются в правую сторону на живот, по второму сигналу дети перекатываются на спину и живот, по третьему сигналу – на спину – живот – спину. Всё то же повторяется в левую сторону. Дети создали гигантскую гусеницу, загорающую на солнце. Отмечают всех детей, не опустивших руки и правильно выполнивших перекат (без скручивания туловища). При повторном проведении игры можно выполнять перекаты в каждую сторону на столько счетов, на сколько позволяют размеры зала.

Заключительная часть (2-3 мин.)

15.И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра, обхватив его руками, ноги согнуты;

1 - 3 – разгибая ноги, лечь спиной на мяч, полежать;

4 – и. п.

4-6 раз, медленный.

До 30 сек.

Движения плавные, стопы всё время стоят на полу. В первый раз инструктор подстраховывает каждого ребёнка.

16. И.п. – основная стойка; кисти рук к плечам;

1 -4 - круговые движения руками назад.

2-3 раза, средний.

Смотреть прямо ( в зеркало).

17. И.п. – основная стойка;

1 – принять правильную осанку у стены;

2 – шаг вперёд, сохраняя правильную осанку;

3 – и. п.

4 – шаг вперёд, осанка непринуждённая.


2-3 раза, медленный.

Избегать излишнего напряжения мышц.

Подбородок поднят.

. Комплекс №2

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. – основная стойка у опоры. Принять правильную осанку. Ходьба до зеркала, контролируя осанку.

1 мин.

Положение тела не должно быть чрезмерно напряжён-ным.

2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища;

1 – 4 – наклоны головы вправо-влево.

2-3 раза в каждую сторону, медленный.

Туловище расслаблено.

3. И.п. – лёжа на спине, в руках гимнастическая палка;

1 – руки вверх – вдох;

2 – и.п., палка вниз – выдох.

3-4 раза, средний.

Кисти касаются пола, когда руки выполняют движение вверх.

4. И.п. – то же, руки согнуты перед грудью с гимнастичес-кой палкой;

1 – руки вперёд;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Локти точно в сторону.

5. И.п. – то же, руки вверх;

1 – отвести правую ногу в сторону;

2 – вернуться в и.п.;

3 - 4 – то же левой.

2-3 раза каждой ногой, средний.

Носок на себя., амплитуда движения средняя.

6. И.п. – то же;

1 – руки вниз, согнуть ноги, подтянуть к груди, поставить стопы на гимнастическую палку;

2 – вернуться в и.п.

2-3 раза, средний.

«Обезьянка», сгруппироваться. Дыхание правильное.

Основная часть занятия ( 18-20 мин.)

7. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на полу, ноги согнуты;

1 – приподнять туловище, свести лопатки;

2 – вернуться в и.п.

4-6 раз, средний.

Осуществлять небольшое прогибание туловища в грудном отделе позвоночника.

8. И.п. – то же, кисти под шеей;

1 – 4 – « велосипед» вперёд;

5 – 8 – « велосипед» назад

3-4 раза, средний.

Дыхание произвольное. Обязательно работает стопа. Стремиться разгибать ноги в коленных суставах.

9. И.п. – то же;

1 – 4 – самовытяжение;

5 – 8 – расслабиться.

3-4 раза, медленный.

Большой палец в кулаке, стопы на себя.

10. И.п. – то же, кисти под шею;

1 – поднять прямые до угла 40®-45®;

2 – вернуться в и.п.

6-8 раз, медленный.

Носки на себя. Дыхание произвольное, свободное.

11. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – 4 – круговые вращения стопами наружу;

5 – 8 – круговые вращения стопами внутрь.

6-8 раз, медленный.

Полная амплитуда движения.

12. И.п. – лёжа на животе;

1 – 6 – плавание брассом;

7 – 8 – расслабиться.

4-6 раз, средний.

Туловище сильно не проги-бается. Дыхание произволь-ное. Больше тянуться руками вперёд.

13. И.п. – то же, кисти под подбородком;

1 – отвести ноги назад;

2 – развести ноги;

3 – соединить ноги;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Носки ног на себя. Руки лежат на полу. Дыхание свободное.

14. И.п. – «крокодил» .



15. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на рёбрах;

1 – прогнуться, кисти к плечам;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Лопатки соединить, голова и туловище на одной линии.

16. И.п. – кисти под подбородок;

1 – 4 – горизонтальные «ножницы»;

5 – 6 – расслабиться.

3-4 раза, средний.

Ноги прямые, подняты невысоко.

17. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – 4 – проползти под забором вперёд;

5 – 8 – то же назад.

2-3 раза, медленный.

Ноги остаются на месте, движение выполняют руки и туловище. Дыхание произвольное.

18. Игра средней подвижности «Быстрая черепаха» (мини- эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды, встают на стартовой линии на четвереньки. На спине у первых игроков каждой команды панцирь – большая мягкая игрушка. По сигналу инструктора необходимо быстро пройти (пробежать на четвереньках) до отметки 3-4 м, развернуться и вернуться обратно, передав панцирь партнёру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и не уронившая панцирь. Отмечаются игроки, ровно державшие спинку и быстро передвигавшиеся.

Заключительная часть занятия (3-4 мин.)

19. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра;

1 – лечь на мяч, руки вверх, расслабиться;

2 – и.п.

3-4 раза, медленный.

Ноги стоят на полу на шири-не плеч. Инструктор может покачать ребёнка на мяче.

20. И.п. – стоя, руки к плечам;

1 – прогнуться;

2 – соединить локти на уровне глаз

3-4 раза, средний.

Только в грудном отделе, живот подтянут.

21. Принять правильную осанку у опоры и без неё.

20-30 сек.

Улыбнуться.


Комплекс №3

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. – стоя; коррекция осанки без опоры и у опоры

1 мин.

Непринуждённое, правиль-ное положение тела.

2. Ходьба: обычная; высоко поднимая колени; с захлёстом.

1 мин.

Сохраняя правильную осанку.

3.И.п. – о. с;

1 - 4 – круговые движения руками назад;

5 – 8 – то же вперёд.

2 раза, средний.

Руки прямые, голова поднята, полная амплитуда движения

4. И.п. – стоя, руки на пояс;

1 – поворот вправо,полуприсед;

2 – и.п.

3 – 4 – то же влево.

2-3 раза, средний.

При асимметричной осанке не используется.

5. И.п. – стоя;

1 – руки в стороны, мах правой в сторону;

2 – руки за спину;

3 – 4 – то же другой ногой.

3 раза, средний.

Можно выполнять у стены, руки вдоль туловища. Средняя амплитуда маха.

6. И.п. – стоя, руки в стороны;

1 – подняться на носки, пальцы рук в кулак;

2 – перекат на пятки, пальцы рук врозь.

2 раза, средний.

Дыхание произвольное. Подниматься на носки и пятки как можно выше.

Основная часть занятия (18-20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки под шею;

1 – 8 – «велосипед» вперёд,

9 -10 – расслабиться;

1 – 8 – «велосипед» назад;

9 – 10 – расслабиться.

2 раза, средний.

«Низкий велосипед». Следить за работой стопы. Дыхание свободное

8. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – поднять правую ногу;

2 – поднять левую ногу;

3 – носки на себя;

4 – и.п.

6-8 раз, средний.

Угол подъёма ног не выше 30° – 40° . Дыхание произвольное

9. И.п. – то же

«Я на солнышке лежу»

руки полусогнуты вниз - в стороны,

ладони вверх, стопы в стороны, голова набок, глаза закрыты. Расслабиться.

10-15 сек.

Инструктор проверяет качес-тво выполнения упражне-ния: невысоко приподнима-ет руку или ногу и спокойно отпускает.

10. И.п. – то же, руки в стороны;

1 – сгруппироваться, голова на полу;

2 – перекат вправо на бок, руки вверх, ноги вниз, растянуться;

3 – сгруппироваться;

4 – перекат влево.

4-6 раз, средний.

При плоской спине голова тянется к коленям. При самовытяжении туловище не скручивать. Зафиксиро-вать положение на боку. Руки и ноги на одной линии.

11. И.п. – то же, руки в стороны, ладони вверх;

1 – 8 – горизонтальные «ножницы»

9 – 10 – расслабление.

4-6 раз, средний.

Начинать движение с мини-мального подъёма и плавно поднять ноги до угла 90°, затем одновременно опустить в и.п.

12. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – правая рука вверх, потя- нуться одновременно с левой ногой, незначительно отведён-ной в сторону;

2 – и.п.;

3 – 4 – смена положения рук и ног.

2 раза, медленный.

Диагональное самовытяже-ние. Поясница прижимается к полу. Дыхание свободное. Перекат на живот. Носки на себя.

13. И.п. – лёжа на животе;

1 – 12 – плавание брассом;

13 – 16 – «крокодил»

2-3 раза, средний.

Тянуться вперёд. Смотреть на кисти.

14. И.п. – то же, кисти под подбородок;

1 – отвести ноги назад;

2 – развести в стороны;

3 – свести;

4 – опустить.

4-6 раз, медленный.

Верхний плечевой пояс лежит на полу. Спина прямая.

15. И.п. – лёжа на спине; «Я на солнышке лежу»

10-15 сек.

Ребёнок перекатом меняет положение тела.

16. И.п. – лёжа на животе;

1 – 8 –собираем песок и делаем песочную горку;

9 – 10 – «крокодил».

4-6 раз, средний.

Одновременное движение руками через стороны к груди. Стопы лежат на полу.

17. И.п. – то же, кисти под подбородок;

1 – 6 – горизонтальные «ножницы» ногами;

7 – 8 – расслабление.

2-3 раза, средний.

Ноги прямые. Дыхание свободное.

18. Игра малой подвижности « Ель, ёлка, ёлочка». Первый раз целесообразно выполнять с опорой на стену. Правила игры. Дети свободно располагаются по залу, так, чтобы каждый мог видеть себя в зеркало. Инструктор: «На прогулке в лесу мы с вами встретили стройную и высокую ель». При этом дети принимают правильную осанку, макушкой тянутся к потолку. «А рядом по соседству ёлка- зелёная иголка рас-правила пушистые ветви» - дети выполняют полуприсед, колени в стороны, руки слегка отведены от туловища. «Ой, ребята, аккуратнее, вот и младшая сестричка - ёлочка» - дети выполняют полный присед, колени разведены, руки в стороны под углом 45 градусов. Отмечаются дети с прямой спинкой, правильно выполнившие задание. Игра повторяется 2-3 раза.

Заключительная часть занятия (5 мин.)

19. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра;

1 – 4 – лечь на мяч спиной, попружинить;

5 – 6 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Лёжа на мяче, руки вверх или вверх – в стороны, голо-ва лежит на мяче. Инструк-тор индивидуально выполня-ет то же упражнение с ребёнком на мяче макси- мального диаметра в соче-тании лёгкой вибрацией.

20. И.п. –стоя; ходьба по следам; ходьба по дорожке разной жёсткости.

1-1,5 мин.

Следить за осанкой. Положение рук различное

21. Принять правильную осанку у опоры и без опоры.

1-1,5 мин.

Обратить внимание на осанку других ребят.

Комплекс №4

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. – стоя, принять правильную осанку у опоры и без опоры

1 мин.

Выполнять перед зеркалом.

2. Ходьба, гимнастическая палка на лопатках;

на носках;

на пятках.

20-30 сек.

Смотреть прямо перед собой. Следить за положением палки.

3. И.п. – стоя, гимнастическая палка на руках внизу;

1 – руки вверх;

2 – руки за голову;

3 – руки вверх;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Следить за осанкой.

4. И.п. – стоя, руки вверх;

1 – наклон вправо

2 – и.п.

3 – наклон влево

4 – и.п.

2-3 раза в каждую сторону, средний.

Руки над головой, потянуть боковые поверхности туловища.

5. И.п. – то же, руки вниз;

1 – присед, колени врозь, руки вверх;

2–3 –сохранить это положение;

4 – вернуться в и.п.

3-4 раза, медленный.

В приседе держать спину ровно, смотреть в зеркало.

6. И.п. – стоя, руки прямые, гимнастическая палка за спиной;

1 – отвести руки назад, соединить лопатки;

2 – вернуться в и.п.

3-4 раза, средний.

Удерживать туловище ровно, плечи не поднимать.

Основная часть занятия (18-20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки с гимнастической палкой вверх;

1 – 8 – «велосипед» вперёд;

9 -10 – расслабление ;

1 – 8 – «велосипед» назад;

9 – 10 – расслабление.

2-3 раза, средний.


В период расслабления руки отпускают гимнастическую палку.

8. И.п. – то же, гимнастическая палка в согнутых руках на груди, ноги согнуты, стоят на полу.

1 -2 – сед, руки вверх и за голову;

3 – 4 – вернуться в и.п.

4-6 раз, средний.


Потянуться руками вверх. Дыхание произвольное.

9. И.п. – то же, руки вверх;

1 – поднять правую ногу;

2 – поднять левую ногу;

3 – носки на себя;

4 – и. п.

6-8 раз, средний.

Колени прямые. Дыхание произвольное. Плавно опускать ноги в и.п.

10. И.п. –то же, руки в стороны, ноги на ширине плеч, стопы на себя, палка на голеностопных суставах;

1 –приподнять гимнастическую палку;

2 – вернуться в и.п.

4-6 раз, средний.

Амплитуда минимальная. Работают мышцы брюшного пресса.

11. И.п. – то же

«Я на солнышке лежу»

10-15 сек.

Расслабиться.

Перевернуться на живот.

12. И.п. – лёжа на животе, руки вверх с гимнастической палкой;

1 – 3 - приподнять и удержать руки и туловище;

4 – и.п.

8-10 раз, средний.

Смотреть на палку, сильно не запрокидывая голову назад. Дыхание произвольное.

13. И.п. – то же, кисти под подбородок (без гимнастичес-кой палки);

1 – отвести ноги назад;

2 – развести в стороны;

3 – соединить ноги;

4 – вернуться в и.п.

6-8 раз, средний.

Носки на протяжении всего упражнения на себя.

14. И.п. – то же, гимнастичес- кая палка на лопатках;

1 – 3 – прогнуться;

4 – вернуться в и.п.

6-8 раз, медленный.

Смотреть на пол. Амплитуда движения малая.

15. И.п. – лёжа на животе, «крокодил»

10-15 сек.


16. И.п. – то же, кисти рук под подбородок;

1 – 4 – сгибая ноги назад, коснуться пятками ягодиц.

2 раза, средний.

Игровое упражнение, продолжающее отдых.

17. И.п. –то же, гимнастическая палка сзади в прямых руках;

1 – прогнуться, отвести руки назад;

2 – и.п.

8-10 раз, средний.

Невысокий подъём туловища и рук. Дыхание произвольное.

18. И.п. – стоя на коленях, руки с гимнастической палкой сзади, хватом сверху;

1 – небольшой наклон тулови- ща вперёд, руки назад;

2 – и.п.

3-4 раза, медленный.

Угол наклона 5° - 10° . Работают мышцы брюшного пресса и туловища. Спина прямая.

19. Игра средней подвижности «Весёлые медвежата» (мини-эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются на стартовой линии, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу инструк- тора первые игроки начинают двигаться на ягодицах вперёд до касания с огра- ничителем (8-10 шагов) и возвращаются обратно, передав эстафету партнёру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Отмечаются все дети, державшие спинку ровно.

Заключительная часть занятия (5мин.)

20. И.п. – о.с.

Встряхнуть попеременно ноги.

2-3 раза, средний.

После эстафеты расслабить ноги, восстановить дыхание.

21. И.п. – стоя;

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону, подняться на носки;

2 – и.п., расслабиться;

3 – левая рука вверх, правая в сторону, подняться на носки;

4 – и.п., расслабиться.

3-4 раза, средний.

Внимательно выполнять упражнение перед зеркалом, чтобы ребёнок себя контро-лировал.

22. Принять правильную осанку. Рассказать, в каком положении должны находиться голова, плечи, спина и т.д.

3 мин.

Каждый ребёнок должен рассказать о правильном положении тела.


Комплекс №5

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия (4-5 мин.)

1. И.п. – о.с.

Принять правильную осанку перед зеркалом, без опоры.

30 сек.

Стоять непринуждённо, сделать несколько произвольных шагов и опять проверить осанку.

2. Ходьба: обычная;

со сменой направления и положения рук.

1 мин.

Положение рук: в стороны, на пояс, сзади в замок и т.д.

3. И.п. – стоя, мяч в руках;

1 – руки вверх, потянуться, подняться на носки.

2 – вернуться в и.п.

3-4 раза, медленный.

Посмотреть на мяч. Дыхание произвольное.

4. И.п. – стоя, мяч вверху;

1 – 2 – наклон вправо;

3 – 4 – наклон влево.

2-3 раза в каждую сторону, средний.

Мяч строго над головой, ноги могут быть слегка согнуты.

5. И.п. – стоя, мяч перед грудью в согнутых руках;

1 – сгибая колено, выбить мяч из рук;

2 – поймать мяч;

3 – 4 – то же другой ногой.

2-3 раза каждой ногой, средний.

Стремиться поймать мяч.

Основная часть занятия (20 мин.)

6. И.п. – лёжа на спине, мяч обхватить стопами;

1 – согнуть ноги к груди в коленках и тазобедренных суставах;

2 – выпрямить вперёд;

3 – согнуть;

4 – и.п.

6-8 раз, средний.

Дыхание произвольное. Положение рук различное.

7. И.п. – то же, руки вперёд с мячом;

1 – коснуться носками прямых ног мяча;

2 – и.п.

6-8 раз, средний.

Колени прямые. Работают мышцы брюшного пресса. Дыхание произвольное.

8. И.п. – то же;

«Я на солнышке лежу».

10-15 сек.

Расслабиться.

9. И.п. – то же, ноги согнуты в тазобедренных суставах, мяч в голеностопных суставах, руки в стороны, ладони вверх;

1 – опустить ноги вправо;

2 – и.п.

3 – то же влево

4 – и.п.

4 раза в каждую сторону, медленный.

Сохранять угол в тазобедренных суставах, равный 90°. Плавно опускать ноги.

10. И.п. – лёжа, кисти рук к плечам, ноги согнуты, стоят на полу, колени держат мяч среднего диаметра;

1 – сесть, коснуться мяча грудью;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Руки всё время в стороны, локти не сводить. Дыхание произвольное.

11. И.п. – лёжа, руки вверх с мячом;

1 – 4 – потянуться, носки на себя;

5 – 8 – расслабиться.

2-3 раза, медленный.

Во время расслабления мяч можно не держать. Перевернуться на живот.

12 И.п. – лёжа на животе, руки согнуты с мячом;

1 – 8 – прогнуться, отталкивая мяч партнёру или инструктору;

9 – 10 – расслабиться.

4-6 раз, средний.

Выполнять 8 отталкиваний мяча, удерживая туловище в разогнутом положении.

13. И.п. «крокодил».

10-15 сек.


14. И.п. – то же, кисти под подбородок, ноги в стороны, между стопами мяч большого диаметра;

1 – ноги через стороны вверх положить на мяч;

2 – и.п.

8-10 раз, средний.

Удерживать ноги на мяче и не скатываться в сторону.

15. И.п. – то же, руки вверх с мячом;

1 – прогнуться;

2 – вернуться в и.п.

10-20 раз, средний.

Амплитуда небольшая.

16. И.п. – то же, мяч в голеностопных суставах;

1 – согнуть ноги;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Общеразвивающее упражнение. Дыхание произвольное.

17.Игра малой подвижности «Солнечный зайчик». Правила игры. Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало . У капита-на в руках мяч – солнечный зайчик. По сигналу инструктора ребёнок- капитан садится и передаёт мяч в руки партнёру, а сам ложится в и.п. Игра заканчивает-ся, когда мяч опять попадёт в руки капитана. Игру проводят 3-4 раза. Можно чередовать передачу мяча руками и ногами. Учитывается общее время, в течение которого солнечный зайчик пробежит полный круг. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

18. И.п. – сидя на ортопедичес- ком мяче;

1 – 4 – прыжки;

5 – 6 – отдых.

2-3 раза, быстрый

Ноги всё время соприкасаются с полом.

19. И.п. – то же, руки на пояс;

1 –8 –перекаты с пятки на носок

4-6 раз, медленный.

Следить за осанкой.

Заключительная часть занятия (5 мин.)

20. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра.

1 – 6 – лечь на мяч спиной, руки вверх;

7 – 8 – и.п.

3-4 раза, медленный.

Растянуть мышцы передней поверхности туловища. Ноги на полу.

21. Ходьба: скрёстным шагом вперёд;

скрёстным шагом назад.

1-1,5 мин.

Положение рук различное, сохранять правильную осанку, смотреть в зеркало.

22. И.п. – о.с.;

1 – руки через стороны вверх – вдох;

2 – и.п. – выдох.

3-4 раза, медленный.

Потянуться, подняться на носки.

23. Принять правильную осанку.


Проверить перед зеркалом.


Комплекс №6

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин.)

1 – 6 – (см. комплекс 3)

Основная часть занятия ( 20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки под шею;

1 – 6 – «велосипед» вперёд;

7 – 12 – «велосипед» назад;

1 – 8 – отдых.

3-4 раза, средний.

Используются песочные ман- жеты для лучезапястных суставов весом 200 г., для голеностопных суставов весом 300г.

8. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – руки и ноги в стороны – «звёздочка»;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Во время выполнения упражнения руки и ноги приподнимать над полом.

9. И.п. – то же, кисти под шею, ноги согнуты, стоят на полу;

1 – присесть, правым локтем коснуться левого колена;

2 – и.п.

3 – 4 – то же левой рукой

4-6 раз, средний.

При асимметричной осанке не используется. Дыхание произвольное.

10. И.п. – то же «Я на солнышке лежу».

10-15 сек.

Расслабиться.

11. И.п. то же, руки под шею;

1 – поднять правую ногу;

2 – присоединить левую;

3 – носки на себя;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Дыхание свободное. Колени могут быть слегка согнутыми.

12. И.п. – то же, руки вверх, само вытяжение.


Поясница касается пола. Стопы на себя.

13. И.п. – лёжа на животе;

1 – 8 – плавание брассом;

9 – 10 – расслабиться.

6-8 раз, средний.

Движение рук параллельно полу. Ноги соприкасаются с полом. Дыхание произвольное.

14. И.п. – кисти рук под подбородком;

1 – отвести правую ногу назад;

2 – и.п.

3 – отвести левую ногу назад;

4 – и.п.

8-10 раз каждой ногой, средний.

Ногу поднимать до 30°-40°, носки на себя.

15. И.п. – то же, руки в стороны;

1 – 4 – собираем песок;

5 – 6 - расслабиться

8-10 раз, средний.

Потянуться в стороны и вперёд. Ноги на полу.

16. И.п. – то же, кисти рук под подбородком;

1 – 4 – горизонтальные «ножницы»;

5 – 6 – отдых, расслабление.

4-6 раз, средний.

Средняя амплитуда движения.

17. И.п. – то же;

1 – приподнять одновременно руки и ноги;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Без отягощения. Амплитуда минимальная.

18. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – 6 –ходьба на руках, пристав- ными шагами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

2 раза в каждую сторону.

Спина прямая. «Слоник в цирке». Колени остаются на месте.

Игра средней подвижности «Гордая цапля» (мини-эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды и встают на стартовой линии. У капитанов команд на головах надувные кольца, руки на поясе. По сигналу инструктора дети быстро перешагивают через мягкие ступени, быстрым шагом или бегом (главное – не уронить кольцо) добегают до отметки и возвращаются, передавая кольцо следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончив- шая эстафету с наименьшим количеством штрафных очков. Каждое потерянное кольцо – 1 штрафное очко. Отмечают игроков, не потерявших кольцо и сохранив- ших при этом правильную осанку. Игра повторяется 2-3 раза.

Заключительная часть занятия ( 5 мин. )

(см. комплекс №3)


Комплекс №7

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.)

1. Ходьба с сохранением правильной осанки;

на носках;

на пятках;

спиной вперёд.



2. Игра «Ель, ёлка, ёлочка»

(см. комплекс №3)



Основная часть занятия ( 15 мин.)

3. Игра средней интенсивности «Коралловые рифы»

- Ребята, наш корабль отправляется к коралловым рифам. Дети ложатся на спину в круг головой к центру, берутся за руки, ноги согнуты в тазобедренных суставах под углом 90 ° – это штурвал. – Право руля! Дети опускают прямые ноги вправо. – Лево руля! То же влево, повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. – Дальше на корабле плыть нельзя, очень мелко, и мы пересаживаемся на водные велосипеды, чтобы добраться до атолла – кораллового острова, где нас ждут интересные приключения. Дети выполняют движение «велосипед» вперёд, руки вдоль туловища, повторить 12 – 16 раз. – Ваши велосипеды стремительно несутся вперёд, и, чтобы не врезаться в остров, надо выполнить «велосипед» назад на счёт 8 – 10. – Вот мы и добрались до острова, полюбуйтесь – какая красота! Дети перекатываются на живот вправо, затем влево и остаются лежать на животе. – В центре острова тёплая и прозрачная вода тропических морей с необыкно- венным животным миром. Поплаваем в этой воде. Дети выполняют движение стиля брасс 8 -10 раз, 2 – 3 подхода

-Как хочется заглянуть в глубины морские:

Там увидишь друзей ты тьму,

Больших и маленьких – разных,

Но очень своеобразных .

(М. Гомболи. Океан )

Дети выпрямляют руки вверх, кладут правую кисть на левую и выполняют вертикальные «ножницы» (плавание под водой) 8 раз, повторить 2 – 3 раза. В паузе отдыха скользят под водой. – Вынырнули и легли на песчаный берег отдохнуть - «Я на солнышке лежу» Из чистого песка строим замок. Дети переворачиваются на живот и сгребают песок (см. комплекс №3, упражнение 16 ) 8 раз. Повторить 2 – 3 раза. – На солнце жарко, пора и в воду. Дети выполняют одновременное движение руками брассом, ногами верти-кальные «ножницы» 8 – 10 раз, переворот на спинку, лежат на воде, отдыхают. Повторить 3 – 4 раза. – На дне морском живут большие раки – лангусты. Игра-эстафета средней подвижности «Быстрые лангусты». Правила игры. Дети делятся на две команды и встают на четвереньки напротив друг друга на стартовых линиях ногами вперёд. Расстояние 7 – 8 м. По сигналу инструктора капитан одной из команд начинает быстро ползти спиной вперёд до касания с игроком другой команды, который продолжает движение в обратном направлении. Выигрывает команда, игрок которой первым пересекает линию старта/финиша. Во время движения смотреть вперёд и не оборачиваться. Инструктор наблюдает за безопасностью передачи эстафеты. Отмечаются самые целеустремлённые лангусты. Игру повторить 2 – 3 раза. Командам желательно дать названия.

Игра малой подвижности «Голодная акула» . Правила игры. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища – они рыбки, инструктор – акула. По сигналу инструктора рыбки быстро работают хвостами, движение стопами вправо – влево, чтобы не попасть в пасть акулы. Как только хвост у одной из рыбок перестаёт работать, инструктор осаливает эту рыбку и меняется с ней местами. Игра продолжается 1 – 2 мин., пока большая часть детей не побывает акулой. Отмечаются самые быстрые рыбки.

Заключительная часть занятия ( 2 мин.)

4. Дети встают и спускаются с трапа корабля на родную землю. Ходьба: обычная; с высоким подниманием бедра

20 – 30 сек. средний.


5. И.п. – стоя;

1 – руки через стороны вверх – вдох, потянуться;

2 – вернуться в и.п. – выдох.

2 – 3 раза, медленный.

Посмотреть на кисти, расслабить руки.

6. Принять правильную осанку перед зеркалом.


Красивое положение тела.


Комплекс №8

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические

рекомендации

Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.)

1. Принять правильную осанку стоя перед зеркалом.

10 – 15 сек.

Непринуждённое положение тела.

2. Ходьба:

на носках, руки на пояс;

на пятках, кисти к плечам.

45 сек.

Всё время сохраняя спину ровной, смотреть вперёд.

3. И.п. –стоя, правая рука вверх

1 – 4 – круговые вращения вперёд;

5 – 8 – то же назад.

2 раза, средний.

Дыхание произвольное. Руки прямые. Полная амплитуда движения.

4. И.п. – стоя, руки на пояс;

1 – поворот вправо, правая рука в сторону, смотреть на кисть – вдох;

2 – и.п. – выдох;

3 – 4 – то же влево.

2 – 3 раза, средний.

Отвести руку в сторону ладонью вверх. Рука параллельна полу.

5. И.п. – о.с.,

1 – наклон вперёд, руки в стороны;

2 – вернуться в и.п.

4 раза, средний.

Смотреть вперёд в зеркало, спинка прямая.

Основная часть занятия ( 14-16 мин.)

6. См.комплекс №3

(упражнение 7 – 17, кроме упражнения 10)



Заключительная часть занятия ( 2 мин..)

7. Ходьба по условной ниточке, на голове ватно-марлевое или ортопедическое кольцо

1 – 1,5 мин.

Расчерченная прямая. Руки свободно опущены, смотреть вперёд. Удерживать кольцо с прямым положени- ем головы.

8. И.п. – о.с.;

1 – подняться на носки, поднять плечи – вдох;

2 – и.п., плечи расслаблены – выдох.

2-3 раза, медленный.

Сохраняя правильную осанку.