Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка»
Для детей младшего возраста»
Цель:
Развитие межполушарного взаимодействия, закрепления навыка выполнения кинезиологических упражнений.
Задачи:
- Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
- Синхронизировать работу полушарий мозга;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать компоненты речи;
- Развивать все психические процессы.
- развивать и восстанавливать природные уникальные возможности детей и их индивидуальные особенности;
-закреплять с детьми базовые упражнения «Гимнастики мозга»;
- формирование коммуникативных навыков и позитивного мышления;
- формирование культуры общения, доброжелательности при работе в команде;
- развивать в игровой форме основные качества – силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
Ожидаемый результат:
Данная методическая разработка позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга, развить мелкую моторику и психические процессы.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
1. Растяжки
«Снеговик»
Вот веселый снеговик-
Крепкий и упругий
Он на улице стоит,
Растопырив руки
Солнце стало пригревать-
Снеговик стал уставать
Греет солнце,тает снег,
Птички в небе кружатся…
И от нашего крепышки
Осталась только лужица.
(Дети изображают только что слепленного снеговика. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и изображают лужицу воды.)
«Дерево»
Маленькое семечко
под землей лежало.
Под землей лежало-
Силы набирало.
Медленно,но верно
Семечко росло.
Превратиться в дерево
Семечко смогло.
(Исходное положение – сидя на корточках. Дети прячут голову в колени, обхватив их руками и изображая семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимаясь на ноги, распрямляют туловище, тянут руки вверх,а затем и все тело. Подул ветер – раскачиваемся, как дерево.)
2. Дыхательные упражнения
. «Свеча»
Вот на торте стоят свечи-
Это День Рождения.
Если мы их все задуем-
Это упражнение.
(Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.)
«Ныряльщик»
Много воздуха вдыхаю,
Пальцем носик зажимаю.
В воду с берега нырну-
Раз. два, три - и вынырну.
(Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 3 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.)
3. Телесные упражнения
«Перекрестное марширование»
Маршируя,мы шагаем
Руки-ноги поднимаем
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
(Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 3 пары движений. Затем шагать,касаясь рукой одноименного колена. Сделать 3 пары движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.)
«Паровозик»
Словно шустрый паровозик
Пассажиров мы привозим
Поезд отправляется-
Колеса ускоряются.
(Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.)
«Робот»
Роботы идут,шагают:
Себе руками помогают-
Шагнули вправо,
еще раз вправо
Потом –и влево,
И снова -влево.
Мы не боимся
Перегрева.
(Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.)
«Маршировка»
Вот веселая картина-
К нам шагает Буратино!
И колени, и ладошка.
Какой ручкой-
Такой ножкой….
(Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.)
«Колено – локоть».
Замечательный ребенок-
Ходит, словно страусенок!
Ножки высоко шагают-
Даже локоть задевают!
(Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнен. 5 раз.)
«Яйцо».
Прилетала утром птичка
И в гнездо снесла яичко.
Вот лежит оно, качается,
Успокоиться старается.
(Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.)
4. Упражнения для развития мелкой моторики
«Ладошка»
На ладошку нажимаем,
Словно дверцу открываем.
Очень крепкая ладошка!
Поднажмем еще немножко!
(Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (5 раз)
«Ожерелье»
Мы для мамочки любимой
Выучим движение-
Превратим движение
Для мамы в ожерелье!
Бусинку за бусинкой
на нитку надеваем.
Мамочке понравится-
Мы это знаем!
(Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.)
«Зеркальное рисование»
Стали в зеркало смотреть
Ручки спозаранку.
Стали ручки рисовать
Круглые баранки.
А потом и все подряд-
Теперь рисунков-
целый ряд!
(Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы.)
5. Глазодвигательные упражнения
«Слон»
Серый слон, чтоб не скучать,
Начинает рисовать…
Языком себе поможет
И глазами проследит.
Нарисует три рисунка
И ребяток удивит.
(Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно 3раза левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.)