СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно-целевая программа "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЦП поможет учителю( кл. руководителю и предметнику) использовать в работе элементы коучинга.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-целевая программа "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32» г. БРЯНСКА




КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В

СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ:

СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОЕ СРЕДЫ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(с использованием технологий коучинга)










Работу выполнила:

учитель МБОУ СОШ № 32 г. Брянска

Короткова Светлана Викторовна








Брянск- 2014

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к качеству и эффективности процесса обучения, профессионализму и компетенции педагога. Сегодня многие опытные, талантливые педагоги работают ,к сожалению, на пределе , в режиме морального напряжения, чувствуя физическую усталость, отсутствие стимула в работе.

Коучинг в педагогике как инновационная технология обучения может успешно применяться, открывая широкие перспективы для совершенствования образовательного процесса и профессиональной компетенции эффективного педагога, который и сможет оказать всестороннюю поддержку ребенку. Коучинг- новый взгляд на образовательный процесс, это совместное достижение педагога и ребенка. Ведь коучинг помогает учиться и способствует раскрытию потенциала не только ребенка, но и учителя. На практике можно применять данную технологию в том числе и при подготовке к успешной сдача ЕГЭ .


Актуальность Программы

Методологической основой развития и модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуально-личностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Поэтому школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.

В соответствии с кардинальным изменением целей образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования. ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения: позиционно-ситуативного, проблемно-исследовательского, разноуровневого и разновариантного, модульного, проектного, информационно-коммуникационного и др.

Очевидно, что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования неизбежно требует изменения и самого учителя, его профессиональных компетентностей, педагогической позиции, личностных качеств.

Но, как свидетельствует практика, именно этот, самый важный ресурс обновления образования, не в полной мере соответствует сути происходящих изменений. Традиционная позиция учителя-ментора до сих пор доминирует в образовательном процессе. Даже тогда, когда он применяет инновационные, личностно-ориентированные технологии, формально соблюдая технологическую последовательность педагогических процедур, во взаимодействии с учащимися он занимает прежнюю позицию.

В формулировании целей урока продолжают доминировать глаголы: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить ученика в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т.д. Квалификационное требование к умению учителя привлечь учащихся к постановке целей урока чаще всего реализуется посредством задания учителем типового алгоритма, в соответствии с которым дети формулируют цель. Учитель таким образом нацеливает ученика на деятельность и результаты урока, а не спрашивает у него, чего тот ждет от урока, какую цель ставит перед собой. Учащиеся об этом и не задумываются, и не умеют это делать. Даже если учитель даст им образец формулирования цели, то для ученика она останется формальной, так как это не его цель, а учителя.

И в сугубо личностно-развивающей технологии проектного обучения учитель сам задает тему проекта, распределяет задания, дает указания по выполнению каждого этапа проектирования и каждого действия в нем, сам оценивает качество выполнения проекта и выставляет отметку. И таким образом из технологии выхолащивается ее развивающая, личностно-ориентированная сущность: технология инновационная, а суть остается традиционной.

Вместе с тем отечественные и зарубежные исследования о психолого-педагогических механизмах развития личности свидетельствуют, что оно не может осуществляться только за счет интериоризации внешних действий во внутренний план, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Основоположник гуманистической педагогики К. Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:

- наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;

- принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;

- недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;

- необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

Аналогичные взгляды на роль учителя в образовательном процессе доминируют сегодня и в российской педагогике (И.В.Абакумова, А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).

На переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча) ориентируют современного учителя и новые требования к его квалификационной характеристике.

Несмотря на общность педагогической позиции относительно наставника, советчика, организатора отношений (тьютора) и партнера (коуча) сущностная характеристика этой поддержки и сопровождения у них различна. Для сравнения представим ее в табличном виде:

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе


Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач


Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения


Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы.Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование и указания.Объяснительно-иллюстратив- ное изложение.Репродуктивные упражнения.

Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод.Проблемное изложение.Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.

Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления

Коучинг-технологии.Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

 Сравнивая и обобщая табличные признаки типов учителя, осуществляющего персонифицированную поддержку ребенка в обучении, можно ясно увидеть отличительные признаки коуча. Что такое коучинг?

Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) – новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что – нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.

В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.


Коучинг в школах Норвегии. Отечественный опыт

Первое официально зафиксированное использования коучинга в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году.

Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г.

Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся на одного преподавателя. Школа  Уллерн была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего положения. Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в образовательный процесс школы. Многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в 2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. В 2006 году этот эксперимент был повторен в школе Воллен и результаты этого проекта были признаны номером 1 среди 150 норвежских школ – претендентов на финансовую поддержку от Национального Департамента по Образованию. Далее, проект “Коучинг в образовании”стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. Результаты этого опыта описаны в книгах Коучинг в школах – личный гид и Профессиональные диалоги – Коучинг и  построение отношений  в школе .

С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, где профессиональную подготовку по применению коучинга в образовании под руководством к.п.н. Натальи Гульчевской уже прошли более 300 учителей и администраторов образовательныхучреждений; позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.

В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает  около 200 активных участников.

Цель коучинга в обучении – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов.


Реформа образования

Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.

Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др. Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.

Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?

Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требова Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ). Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.

Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.


Принципы Программы

Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной, успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Осознавая различия в позициях наставника, тьютора и коуча, учитель при этом должен понимать, что эти различия не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

 То есть, интегративный характер коуч-позиции учителя является отражением интегративного взаимодействия формирующего, когнитивно-развивающего и личностно-ориентированного обучения в составе гуманистической парадигмы образования.

Однако очевидно, что наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:

1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;

2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;

3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.


Научно- методическое и организационное

сопровождение Программы

Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:

- совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;

- вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических;

- постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения);

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является:

- диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

Примеры вопросов:

- Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

- Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

- Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

- Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

(Примечание: при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)

Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.

Примерные вопросы:

- Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу

этого урока?

- Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

- В чем конкретно заключается твоя цель?

- Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что

бы это было?

- Как ты узнаешь, что достиг цели?

- Насколько от тебя зависит достижение цели?

- Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения

цели?

- Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели?

Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

- Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

- Почему эта цель важна для тебя?

- Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса,

школы, семьи, друзей)?

- Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

- Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

- К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

- Какое влияние это окажет на твою жизнь?

- Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

- Как ты можешь достичь цели?»;

- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

- Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

- Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

- Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

- Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

- Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

3. Этап реализации плана( приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

Примерные вопросы:

- Почему эта цель важна для тебя?

- Как ты можешь пойти дальше?

- Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

- А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

- А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

4. Этап завершения (рефлексия).

- Как ты поймешь, что достиг цели?

- Какие самые важные вехи ты замечаешь?

- Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

- Как эти задачи были взаимосвязаны?

- Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.

В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.

Коучинговый подход в обучении старшеклассников – создание мотивационной среды для подготовки к ЕГЭ

Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого.  Наполеон Хилл .

Общепризнанные неутешительные оценки результатов обучения современных школьников требуют выявления своих причин и изменений в образовании, связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.

Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе.

Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.

Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг.

Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем учащимся, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много. Работа коуча с такими учениками позволит им добиться не просто хороших, а грандиозных результатов.


Логика применения коучинга

Основная задача коуча – поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча – помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.

Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.

Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

  • Что именно мне необходимо достигнуть?

  • Как это конкретно будет выглядеть?

  • Зачем мне это нужно?

  • Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

  • Когда я готов начать этот процесс?

  • Когда этот процесс завершится?

  • Что конкретно мне следует делать?

  • Какие возможны препятствия на моем пути?


Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом .

Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.

  2. Анализ необходимых составляющих успеха.

  3. Анализ имеющихся возможностей.

  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) – это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)


Коучинг и школьный урок

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.


Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Именно такой подход способствует созданию мотивационной среды для успешной сдачи ЕГЭ.

Умения и навыки:

-способность корректировать зоны роста;

- развитие осознанное ,самостоятельное, а не под давлением;

-формирование взрослого типа мышления ;

- полная ответственность за свои действия, поступки и результаты деятельности;

-умение ставить промежуточные и конечные цели .




Мероприятия по реализации Программы

1.Сентябрь

а)Диагностика( проведение диагностической работы по выполнению ч. А,В )

в)После проверки выявляем фронт работы для каждого ученика : какие тесты нужно отработать, какие темы повторить, какие вопросы задать учителю.г) Для оптимального решения проблем составляем «Колесо баланса», выделяя 4 сектора для выполнения части А экзаменационного теста: 1)А1-А5, 2)А6-А11,3)А12-А19,4)А20-А30.

По шкале от 1 до 10 выявляем уровень компетенции при выполнении того или иного теста(1- когда постоянно возникают затруднения,2-правильное решение в соотношении1\5,10-когда в 90% случаев правильные ответы).Составляем список тем для повторения. Начинаем повторять и отрабатывать алгоритм выполнения данного теста(самостоятельно и под руководством учителя).Можно выделять на уроке 5-10 мин для ответов на вопросы уч-ся.д) Создаем планы достижения успешной сдачи ЕГЭ.

2.Октябрь

Промежуточный контроль. На «колесе» отмечаем изменения. Дорабатываем оставшиеся темы. В конце месяца - итоговый контроль по части А. По итогам контроля составляем «Линию времени».На отрезке, конечная точка которого- 27 мая(день сдачи ЕГЭ), отмечаем этапы освоения материала( по номерам тестов или по темам- кому как удобнее), рассчитывая время по неделям и месяцам. Результаты можно фиксировать и на « линии» ,и в специальном блокноте. Можно составить специальную шкалу (методика шкалирования) в виде таблицы, графика, диаграммы. Это позволит отслеживать результаты и наглядно представить, есть ли рост, или успехи не таковы, как ожидалось.

Если результаты не радуют, необходимо провести индивидуальную коуч-сессию. задавая прямые вопросы, чтобы ученик сам смог выявить причины неуспеха, сделать определенные выводы и принять меры по устранению проблемы .Для этого удобно применить схему Аткинсона: 4 шага процесса коучинга.

1 шаг: чего ты хочешь? К чему стремишься? Какова твоя цель? Зачем тебе это надо? Что будет результатом того, что ты достигнешь? (Вдохновение. Побуждение к творчеству)

2 шаг: как ты сможешь этого добиться? какими средствами, способами? Что и кто поможет? Какие возможности есть уже сейчас? Кто и что останавливает? почему? Как это можно преодолеть? в какие сроки? Твой первый шаг? Следующий?

3 шаг: почему для тебя это важно? Каковы более широкие последствия? Как это повлияет на твою жизнь? А еще на кого это повлияет? От чего придется отказаться для осуществления цели? Что ты выиграешь? Кто еще?

4 шаг: Как ты сможешь понять, что результат достигнут? Что ты будешь чувствовать, когда достигнешь цели? Как ты отпразднуешь это событие? Как себя отблагодаришь? Что будет дальше?

3.Ноябрь-декабрь

Отработка тестов части В( по тем же технологиям).

4.Январь-февраль-март

Работа над частью С (алгоритм написания сочинения, прописывание дома и в классе текстов по разным проблемам, подбор аргументов по проблемам, навыки редактирования, знания критериев оценки для осуществления самоконтроля).

5.Проведение пробного экзамена в начале апреля. Анализ допущенных ошибок. Самостоятельная отработка данных ошибок. При необходимости-повторение ( в классе и индивидуально, с помощью учителя).

Проведение коуч-сессии по преодолению страхов на пути достижения целей.

6. Май. Индивидуальные консультации по мере необходимости. Создание благоприятной психологической обстановки перед экзаменом.

Прогнозируемые результаты

Обычно, прогнозируя результаты в самом начале работы, учитель старается поднять планку, чтобы учащийся стремился к более высокому результату. Чем выше планка, тем лучше результат. Когда ученик поверить в себя и раскроет свой потенциал , то высокие результаты не замедлят сказаться. Так, исходя из опыта работы, можно привести пример : ученица, имевшая твердую « четверку» по русскому языку, поставила конечную цель- сдать ЕГЭ на 80-85 баллов ( проходной балл в ее вузе). Она много работала самостоятельно и с преподавателем, который использовал технологии коучинга. В итоге она получила 86 баллов. А другая ученица, имевшая отличную оценку по предмету, поставила цель- хотя бы 70 баллов. В итоге – 68 баллов на экзамене. Учащийся сам прогнозирует свой результат и при правильном подходе к подготовке и с помощью учителя-коуча добивается поставленной цели.

25