Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Бином фантазии».
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы по картинкам .
Обучающая:
Учить использовать приемы Дж. Родари
Закреплять умение согласовывать существительные с другими частями речи.
Закреплять понятие «предложение», «схематическое изображение предложения» .
Закреплять умения детей делить слова на слоги ,определять их количество.
Развивающая:
Развивать детское воображения с помощью сказочной методики Дж. Родари
Продолжать работать по активизации и уточнению словаря детей.
Развивать у детей творческое воображение, фантазию.
Воспитывать:
Отзывчивость и доброту.
Воспитывать интерес к слову
Формировать художественный вкус
Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая .
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы:
Герой рассказов Н.Носова «Незнайка».
Картинки с изображением животных и предметов.
Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.
Предварительная работа:
Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.
Ход занятия и методика проведения
Организационный момент:
- Дети, сегодня к нам на занятия по развитию речи пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями
- Здравствуйте!
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Кто это к нам в гости идёт?
В группу заходит сказочный персонаж Незнайка.
Он здоровается с детьми, речь Незнайки
непонятная, слова неразборчивые .
- Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведём артикуляционную гимнастику. Мы научим тебя правильно и красиво говорить.
Артикуляционная гимнастика
Раз- окошечко открыли.
Два - мы дудочку купили.
Три - в улыбке наше губки.
На четыре чистим зубки.
Пять - мы моем потолок.
Шесть- лошадка «скок» да «скок».
Семь- варенье очень любим.
Восемь- горку делать будем.
Девять- дружно мы болтаем.
Десять- ротик закрываем.
- Молодцы, дети!
- А ещё Незнайка, мы на занятиях по развитию речи учимся придумывать истории играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всём узнаешь.
Введение в искусство придумывания истории- бином фантазии.
- Дети ,перед вами лежат две картинки. Вам нужно взять эти картинки и соединить их при помощи предлогов. Это будет названием нашей будущей истории.
-Дети, посмотрите, я взяла картинки «кенгуру» и «блокнот».
Послушайте какая у меня получилась история .
«Кенгуру и блокнот»
Кенгуру жила в Австралии .Она очень любила сочинять и рассказывать всякие интересные истории. Но к сожалению она их очень быстро забывала. Тогда она купила себе блокнот и начала записывать в него все что придумывала. А что бы ничего не забывать , она всегда носила блокнот в своей сумке.(потому что она сумчатое животное).
-Дети ,вам понравилась моя история?
- Ответы детей.
-А кто хочет рассказать свою историю?
- Рассказ детей
Например ребенок выбрал картинки с изображением вороны и какого-либо предмета. Варианты названий истории могут звучать
следующим образом «Ворона и зеркало», «Слонёнок с лейкой»
(дети рассказывают свои придуманные истории )
- Замечательные истории у вас получились. Незнайке очень понравилось.
- Молодцы, дети!
- Дети, мне понравилось в истории Арины предложение (…..)
-О чём рассказывается в этом предложении?
- Ответы детей.
-Каждое предложение можно записать графически(показ на доске )
- Ильяс, выложи это предложение на доске .
- Что обозначает этот значок?
- Ответы детей. ( начало предложения)
- А этот?
- Ответы детей. (Этот значок обозначает слово).
- Сколько слов в этом предложении?
- Ответы детей.
- Какое первое слово, третье второе?
- Ответы детей.
- Сколько слогов в слове?
- Ответы детей.
- Молодцы дети пришла пора отдохнуть
Физкультминутка
Хомка хомка хомячок
Полосатенький бочок (трём руками по бокам)
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моют, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1 ,2 ,3 ,4 ,5 !
(наклоны: влево, вправо, вперёд, назад и встать на носочки и показать «силу»).
- Молодцы, присаживайтесь !
Дидактическое упражнение «Подскажи словечко».
Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко»
- Вам нужно в конце стихотворения сказать своё слово подходящее по смыслу.
Не мытое в рот
Ни за что не возьмёт
И ты будь таким,
Как Чистюля …(енот) .
Они обычно для шитья
И у ежа их видел я .
Бывают на сосне на ёлке,
А называются …(иголки ).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…( карандаш) .
В реке Большая драка,
Поссорились два…( рака).
- Молодцы справились!
Дидактическое упражнение «Дорисуй»
А нас уже ждёт дидактическое упражнение «Дорисуй».
- Я вам раздам листы с нарисованными с какой-либо одной геометрической фигурой и предлагаю превратить её во что-нибудь ,то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом.
Под песню «В коробке с карандашами» , каждому ребёнку даю лист.
Например: Круг. Что бывает круглым?
- Ответы детей ( солнце ,мяч, апельсин).
- Квадрат:
- Ответы детей ( часы, подушка, коробка, картина).
- Треугольник:
- Ответы детей ( ёлка, пирамида, кусочек сыра- торта, флажок, колокольчик) .
- Прямоугольник:
- Ответы детей (дверь, книга, стол ,аквариум ,конфета ,окно).
- Овал
- Ответы детей ( огурец ,воздушный шар) .
Итог занятия.
- Дети, вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним , чем мы сегодня занимались?
- Ответы детей.
-Вам понравилось придумывать сказки?
- Ответы детей.
-Незнайка, а тебе занятие понравилось ? Мы рады ,что ты пришел к нам в гости и узнал что-то новое и полезное.
- Дети Незнайке пора уходить, давайте скажем ему « До свиданье»
- Ответы детей.
Занятие окончено, отдыхайте.