СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста по теме "СП с разными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "СП с разными видами связи. Комплексный анализ текста" Для анализа взят отрывок из очерка Н.Фотьева "Осенние ясные ночи".

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста по теме "СП с разными видами связи"»

 Подарите улыбки друг другу.  Улыбнитесь друг другу, себе.  Окажите такую услугу,  Улыбнитесь, пожалуйста, мне.  Приятного вам учебного дня!

Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Окажите такую услугу, Улыбнитесь, пожалуйста, мне. Приятного вам учебного дня!

Соотнесите указанные сложные предложения с данными схемами.   1) [ - = ] : [ - = ].  А) СПП 2) [ - = ], (что… ). Б) ССП 3) [ - = ], а [ - = ]. В) СЛОЖНОЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ). Г) БСП

Соотнесите указанные сложные предложения с данными схемами.

1) [ - = ] : [ - = ].

А) СПП

2) [ - = ], (что… ).

Б) ССП

3) [ - = ], а [ - = ].

В) СЛОЖНОЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ).

Г) БСП

Повторение темы «Сложные предложения с разными видами связи» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить анализировать содержание исходного текста закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации; стимулировать мыслительную деятельности;  воспитывать любовь к русскому языку

Повторение темы «Сложные предложения с разными видами связи»

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
  • учить анализировать содержание исходного текста
  • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
  • стимулировать мыслительную деятельности;
  • воспитывать любовь к русскому языку
Задания:   1.Прочитайте . Докажите, что это текст Определите тему текста Выделите микротемы Определите стиль текста Определите тип речи Озаглавьте текст Расставить знаки препинания

Задания:

  • 1.Прочитайте .
  • Докажите, что это текст
  • Определите тему текста
  • Выделите микротемы
  • Определите стиль текста
  • Определите тип речи
  • Озаглавьте текст
  • Расставить знаки препинания

1.Пожалуй, только одна из всех лунных ночей вспоминается так что вызывает в душе некий щемящий отзвук. 2. Остальные, сколько и где бы я ни встречал их неизменно дарили радость завораживая душу высоким, загадочно – кротким сиянием, полным вселенского торжества и обаяния. 3.Та единственная ночь о которой идет речь была давно и запомнилась мне на редкость ясной и безмятежной . 4.В канун этой ночи было воскресенье. 5.Мы с утра до потемок маялись с доставкой картошки с поля. 6.Последний воз осилили уже в сумерках когда всходила полная, совершенно вызревшая луна. 7.Меж тем изрядно подморозило а луна поднялась выше гор. 8.Затихла притаилась приисковая заимка, только собаки порой начинали перелаиваться. 9.Потом замолкли и они. 10.И на всю вселенную остался лишь звук льющейся и булькающей воды у запруды где стояла старательская бутарка. 11.Наработалась, намаялась моя заимка и отдыхает приглушив на время боль и тревогу о тех кто ушел на войну за тысячи километров от родного порога. 12. Милая моя заимка. 13.Узнает ли кто – нибудь когда – нибудь как ты умела работать терпеть и ждать как жила ты все это время пока защитники твои решали и твою судьбу и судьбу державы и Европы всей и человечества. 14.Конечно, и здесь была военная страда. 15. Была борьба за жизнь. 16. Были муки страдания утраты. 17.А над всем этим как бы обещая что жизнь победит что все образуется и станет на свои места величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи

1.Пожалуй, только одна из всех лунных ночей вспоминается так, что вызывает в душе некий щемящий отзвук. 2. Остальные, сколько и где бы я ни встречал их, неизменно дарили радость, завораживая душу высоким, загадочно – кротким сиянием, полным вселенского торжества и обаяния. 3.Та единственная ночь, о которой идет речь, была давно и запомнилась мне на редкость ясной и безмятежной .

4.В канун этой ночи было воскресенье. 5.Мы с утра до потемок маялись с доставкой картошки с поля. 6.Последний воз осилили уже в сумерках, когда всходила полная, совершенно вызревшая луна. 7.Меж тем изрядно подморозило, а луна поднялась выше гор.

8.Затихла, притаилась приисковая заимка , только собаки порой начинали перелаиваться. 9.Потом замолкли и они. 10.И на всю вселенную остался лишь звук льющейся и булькающей воды у запруды , где стояла старательская бутарка. 11.Наработалась, намаялась моя заимка и отдыхает, приглушив на время боль и тревогу о тех, кто ушел на войну за тысячи километров от родного порога. 12. Милая моя заимка. 13.Узнает ли кто – нибудь когда – нибудь , как ты умела работать, терпеть и ждать, как жила ты все это время, пока защитники твои решали и твою судьбу, и судьбу державы, и Европы всей, и человечества. 14.Конечно, и здесь была военная страда. 15. Была борьба за жизнь. 16. Были муки, страдания, утраты. 17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

 Лексический анализ  - потёмки – (разг.) – темнота, отсутствие света   - заимка –1. занятие свободного участка земли при первоначальном заселении. 2. Обл. Отдельная усадьба, промысловая хозяйственная постройка, а также небольшой посёлок за пределами основного селения  -запруда – сооружение , которым преграждают течение, движение воды, т.е. временная низконапорная плотина  - старательская бутарка – золотоизвлекательный станок для разведочных и старательских работ

Лексический анализ

- потёмки – (разг.) – темнота, отсутствие света

- заимка –1. занятие свободного участка земли при первоначальном заселении. 2. Обл. Отдельная усадьба, промысловая хозяйственная постройка, а также небольшой посёлок за пределами основного селения

-запруда – сооружение , которым преграждают течение, движение воды, т.е. временная низконапорная плотина

- старательская бутарка – золотоизвлекательный станок для разведочных и старательских работ

 Синтаксический анализ  Найдите среди предложений 5 – 10 словосочетания со связью согласование  управление  примыкание

Синтаксический анализ

Найдите среди предложений 5 – 10 словосочетания со связью

  • согласование
  • управление
  • примыкание

 Синтаксический анализ  Найдите среди предложений 5 – 10 словосочетания со связью согласование: последний воз, луна полная, луна вызревшая, воды льющейся и булькающей, старательская бутарка  управление: доставка с поля, маялись с доставкой, с доставкой картошки, осилили воз  примыкание : изрядно подморозило;  вызревшая совершенно

Синтаксический анализ

Найдите среди предложений 5 – 10 словосочетания со связью

  • согласование: последний воз, луна полная, луна вызревшая, воды льющейся и булькающей, старательская бутарка
  • управление: доставка с поля, маялись с доставкой, с доставкой картошки, осилили воз
  • примыкание : изрядно подморозило; вызревшая совершенно
 Синтаксический анализ   Измените тип связи в словосочетаниях :  - из управления в согласование:     - из согласования в управление:   - из примыкания в согласование:

Синтаксический анализ

Измените тип связи в словосочетаниях : - из управления в согласование:

- из согласования в управление:

- из примыкания в согласование:

 Синтаксический анализ   Измените тип связи в словосочетаниях :  - из управления в согласование:  осиленный воз    - из согласования в управление: бутарка старателей   - из примыкания в согласование: изрядное подмораживание

Синтаксический анализ

Измените тип связи в словосочетаниях : - из управления в согласование: осиленный воз

- из согласования в управление: бутарка старателей

- из примыкания в согласование: изрядное подмораживание

    Среди предложений 6 – 10 найдите предложения, соответствующие схемам. Укажите № и вид этих предложений.  [ = , = - ] , [ - =  =  ].  [ = ], а [ - = ].

Среди предложений 6 – 10 найдите предложения, соответствующие схемам. Укажите № и вид этих предложений.

[ = , = - ] , [ - = = ].

[ = ], а [ - = ].

Синтаксический и пунктуационный разбор  1в . Найдите среди предложений 1- 5 СПП , в состав которого входит односоставное предложение, произведите разбор  2 в. Найдите среди предложений 7 – 10 СПП , произведите разбор  ЗАДАНИЕ индивидуальное – предложение № 13 –  Общее : найдите предложение с однородным подчинением – у доски

Синтаксический и пунктуационный разбор

. Найдите среди предложений 1- 5 СПП , в состав которого входит односоставное предложение, произведите разбор

2 в. Найдите среди предложений 7 – 10 СПП , произведите разбор

ЗАДАНИЕ индивидуальное – предложение № 13 –

Общее : найдите предложение с однородным подчинением – у доски

Синтаксический и пунктуационный разбор  1в. Найти среди предложений 1- 5 СПП , в состав которого входит односоставное предложение, произвести разбор  1.Пожалуй, только одна из всех лунных ночей вспоминается так, что вызывает в душе некий щемящий отзвук.

Синтаксический и пунктуационный разбор

1в. Найти среди предложений 1- 5 СПП , в состав которого входит односоставное предложение, произвести разбор

1.Пожалуй, только одна из всех лунных ночей вспоминается так, что вызывает в душе некий щемящий отзвук.

Синтаксический и пунктуационный разбор  2 в. Найдите среди предложений 7 – 10 СПП , произведите разбор  10.И на всю вселенную остался лишь звук льющейся и булькающей воды у запруды , где стояла старательская бутарка.

Синтаксический и пунктуационный разбор

2 в. Найдите среди предложений 7 – 10 СПП , произведите разбор

10.И на всю вселенную остался лишь звук льющейся и булькающей воды у запруды , где стояла старательская бутарка.

Синтаксический и пунктуационный разбор  ЗАДАНИЕ индивидуальное   13.Узнает ли кто – нибудь когда – нибудь , как ты умела работать, терпеть и ждать, как жила ты все это время, пока защитники твои решали и твою судьбу, и судьбу державы, и Европы всей, и человечества.

Синтаксический и пунктуационный разбор

ЗАДАНИЕ индивидуальное

13.Узнает ли кто – нибудь когда – нибудь , как ты умела работать, терпеть и ждать, как жила ты все это время, пока защитники твои решали и твою судьбу, и судьбу державы, и Европы всей, и человечества.

Синтаксический и пунктуационный разбор  ЗАДАНИЕ  : - найдите предложение с однородным подчинением и произведите его разбор

Синтаксический и пунктуационный разбор

ЗАДАНИЕ :

- найдите предложение с однородным подчинением и произведите его разбор

Найдите предложение с однородным подчинением и произведите его разбор 17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

Найдите предложение с однородным подчинением и произведите его разбор

17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

Перестроить СПП в БСП 17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

Перестроить СПП в БСП

17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

Перестроить СПП в БСП 17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи… А над всем этим величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи, как бы обещая : жизнь победит, всё образуется и станет на свои места.

Перестроить СПП в БСП

17.А над всем этим , как бы обещая, что жизнь победит, что все образуется и станет на свои места, величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи…

А над всем этим величаво, торжественно и равнодушно сияло солнце и прекрасные лунные ночи, как бы обещая : жизнь победит, всё образуется и станет на свои места.

-   1. В предложении 17 найдите слова , в которых количество звуков и букв не совпадает.  2. В предложениях 8 - 11 укажите слова с постоянными приставками 3. В предложениях 8 – 17 найдите слова, в которых написание приставки зависит от ее значения

-

1. В предложении 17 найдите слова , в которых количество звуков и букв не совпадает.

2. В предложениях 8 - 11 укажите слова с постоянными приставками

3. В предложениях 8 – 17 найдите слова, в которых написание приставки зависит от ее значения

 В предложении 17 найдите слова , в которых количество звуков и букв не совпадает: обещая, жизнь, торжественно, сияло, солнце, прекрасные.

В предложении 17 найдите слова , в которых количество звуков и букв не совпадает:

обещая, жизнь, торжественно, сияло, солнце, прекрасные.

- 2. В предложениях 8 - 11 укажите слова с постоянными приставками : затихла наработалась намаялась отдыхает замолкли

-

2. В предложениях 8 - 11 укажите слова с постоянными приставками :

затихла

наработалась

намаялась

отдыхает

замолкли

 - 3 . В предложениях 8 – 17 найдите слова, в которых написание приставки зависит от ее значения:      притаилась приглушив прекрасные

- 3 . В предложениях 8 – 17 найдите слова, в которых написание приставки зависит от ее значения:

притаилась

приглушив

прекрасные

1 в. Среди предложений 1 – 8 найдите предложение с вводным словом 2 в. Среди предложений 12 – 15 найдите предложение с вводным словом

1 в. Среди предложений 1 – 8 найдите предложение с вводным словом

2 в. Среди предложений 12 – 15 найдите предложение с вводным словом

Домашнее задание  Очерк Н.Фотьева «Осенние ясные ночи» В отрывке, где даётся объяснение , почему именно эта ночь запомнилась, найдите 5 сложных предложений с разными видами связи и произведите синтаксический разбор.

Домашнее задание

Очерк Н.Фотьева «Осенние ясные ночи»

В отрывке, где даётся объяснение , почему именно эта ночь запомнилась, найдите 5 сложных предложений с разными видами связи и произведите синтаксический разбор.