Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере игры «Больница »
Из опыта работы
воспитателя
МДОУ «ЯСЛИ – САД №4
ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Яланской Н.А.
2018 год
Основные направления комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Планомерное обогащение игрового опыта детей
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
Проектирование предметно — игровой среды
2
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
- Цель : создать основу для развития и обогащения содержания игры.
- Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, о работе медсестры, о медицинских учреждениях
- Наблюдение за работой медсестры, за работой врача
- Экскурсии в медицинский кабинет, в процедурный кабинет, в изолятор
- Целевые прогулки до поликлиники, до аптеки, ,до медицинского центра
- Чтение стихов: А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей» «Айболит»
- Чтение рассказов: И. Туричин «Человек заболел»
- Рассматривание иллюстраций: Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий
Очень интересно смотреть мультфильм
«Про бегемота, который боялся прививок »
Со специальностями врачей знакомимся по иллюстрациям
В наших книгах много рассказов, стихов, сказок о работниках медицины
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
- Загадки, скороговорки, чистоговорки
- Просмотр мультфильмов «Доктор Айболит»
- Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
- Продуктивные виды деятельности:
лепка: «Витамины»,
конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «красный крест» рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит»
- Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского
- Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»
2
Так мы оформляли вывески на кабинеты, медицинские сумки, нарезали рецепты, карточки, делали подарки для кукол – малышей лежащих в больнице
2
Планомерное обогащение игрового опыта детей
- Цель : развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры.
- Дидактические игры
- «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», « Сверни бинтик», «Распутай бинтик», «Что пропало», «Что изменилось», «Что появилось», Разрезные картинки, «Выпиши рецепт», «Распределить пациентов по кабинетам» (по звукам, по количеству слогов), «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)
- Театрализованные игры «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
- Игровые упражнения «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
- Игры – имитации «Медсестра мерит давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки…
Дидактическая игра «Что чем можно заменить?»
Дидактическая игра «Какому врачу
нужны эти предметы?»
Игровое упражнение «Обследуем больного»
- Строительно – конструктивные игры:
«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол.
- Игры с экологическим содержанием:
« Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра», «Береги живое»
- Игры с математическим содержанием:
- «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством», «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме, размеру)
2
А из стульчиков получается
отличная машина скорой помощи
Строим гараж для скорой помощи
На корабле тоже нужны медики .
2
Обучающие игры
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей ) Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)
- Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)
- дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)
- Ребенок играет, используя только реальные предметы Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
- Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога
- Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент — пациент
- Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации
- Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача…
Разыгрывание сюжета - действия направлены на детей
Проблемная ситуация: авария на дороге»
Воспитатель – врач рассказывает,
какие кабинеты надо посетить
Действия направлены на воспитателя
2
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Цель : способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения
Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий
С сюжетной игрушкой « У медведя заболело горлышко и он ре сможет рычать.» Что надо сделать?
- С предметами – заместителями « У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)
- С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» — что надо сделать? – помазать ножку, перевязать, позвонить в больницу…
Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»
Создание подсказывающей ситуации
- Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать?
- Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?» «»Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»
«На что жалуетесь?» «Соблюдайте правила для глаз»
2
Медведь взбирался на дерево и повредил лапу
У куклы температура
и в детский садик вызвали врача
У куклы хрипит в груди. Как доктор может определить, что у неё болит?
2
Проектирование предметно — игровой среды
Цель : создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
- Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования;
- Внешние признаки: чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки;
- Копии: имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели и т.д.
- Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.
- Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «
- Пациент »(кукла – кегля – воображаемый больной)
- Цепочка: подсказывающие игрушки:
Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест
Развитие навыков общения детей в игре.
Цель : развивать у детей навыки общения в соответствии с взятой ролью.
Ситуации: Как объяснить врачу что ты ел орехи и сломал зуб, если не можешь открыть рот.
- Этюды для выражения эмоционального состояния: «Друг заболел» — горе, «Друг поправился» — радость, «Нет номерков к врачу» — злость, «Быстро приехал доктор» — удивление, «Надо удалить зуб» — страх.
- Коммуникативные игры: «Обратись вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом»
Поддерживаем диалог
Ой, как болит зуб!
Всё прошло – совсем не больно !
Мы любим своих пациентов
Игровое сотворчество родителей и детей
Цель : педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.
- Собрание «Значение игры в жизни ребенка»
- Консультации «Игра – мир ребенка»
- Семинар– практикум «Играем с детьми»
- Круглый стол «Игровые ситуации»
- Экскурсии в поликлинику, в стоматологическую клинику, в медицинский центр.
- Выставки
- Рисунка «Все работы хороши»
- Создание фотоколлажа «Играем в доктора»
2
Мы играем в больницу.
Детский доктор утром рано
Надевает свой халат,
Руки моет он под краном,
В кабинет зовет ребят.
А потом в жару и холод,
Словно доктор Айболит,
Через весь огромный город
Врач по вызову спешит
Выполняет медсестра Назначения с утра. Вам с улыбкою веселой Быстро сделает уколы, Даст таблетки и микстуру, Сходит вниз в регистратуру
Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И, конечно же, не плачь, Это просто детский врач.
Поднимите–ка рубашку
Я послушаю живот
Ой-ой-ой: урчит там что – то
Срочно выпейте компот
Вот вам градусник под мышку
Посидите пять минут
Я натру вас лучшей мазью
Наложу на ногу жгу т
Да у вас температура
Дома выпейте микстуру
Медсестре дам порученье
Выписать рецепт и назна ч енья
Наша добрая сестрица
На все руки мастерица
Хорошо, без промедленья
Выполняет назначенья
«Вам я выпишу рецепт:
Лучшего лекарства нет!
Коле сделаем уколы,
Ты не бойся, милый Коля!»
В процедурный кабинет Есть желающие? – НЕТ! Дети, вам должно быть ясно – Без прививок жить опасно. Врач их делает нам, чтоб Не забрался в нос микроб.
Стало плохо – набери Номер правильный: 03 Вмиг сиреной из больницы «Помощь скорая» примчится,
На машине той прикатит
Врач в голубеньком халате
2
Физиолечение – Просто развлечение! Входишь – снял ботинки, Полежал в кабинке, Уши, горло, нос прогрел, Возле кварца загорел
Здесь не просят вас ответить, Как зовут и сколько лет, А рентген-лучом просветят И покажут ваш скелет.
2
Если ты ушиб колено, Лбом ударился о стену, На ступеньках оступился, В парке с роликов свалился, Дал по пальцу молотком, Обварился кипятком
К доктору твой путь недолог
Этот доктор - травматолог
К стоматологу ходить Никому не любо
Любит этот врач сверлить Нам больные зубы,
Но зато когда полечит,
Всем нам сразу станет легче
Кто погладит каждой крошке Ручки, спинку и животик Нежно сделает массаж? Массажист любимый наш.
Если с болезнью трудная ситуация,
Хирург вам сделает операцию.
Чтоб не чувствовали боли,
Усыпит вас анестезиолог Оля.
Операция пройдёт
И животик заживёт.
Доктора приходят в детский сад
Рады научить ребят
Как здоровье сохранить,
Сильным, крепким, бодрым быть.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот
Руки мыть перед едой
Надо с мылом и водой
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты.
Вот полезная еда
2
Будьте здоровы всегда!